Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 187   188   189   190   191   192   193   194   195  196   197   198   199   200   201   202   203   204   205  » »»

нового высказано было по этому  поводу,  в  особенности  Д.С.  Миллем  и
Гербартом. Важным результатом их трудов можно считать упрощение  четырех
только что указанных  психологических  законов  и  сведение  их  на  две
основные формы:  с  одной  стороны  представления  связываются  взаимным
сходством, родством,  с  другой  -  чуждые  одно  другому  представления
сливаются вследствие одновременности, т.е. вследствие случайной  встречи
в том же субъекте.  Вторая  форма  рассматривается  Гербартом  лишь  как
усложнение. Для обеих форм имеет  значение  закон,  что  ассоциация  тем
прочнее и вернее, чем чаще она повторяется, что мы испытываем при учении
чего-нибудь наизусть. Относительно обеих форм может быть  указан  еще  и
тот важный факт, что два представления, которые  каким  бы  то  ни  было
образом сливаются с третьим, могут вступать и  друг  с  другом  в  такое
отношение, что будут вызывать одно другое без  сознания  посредствующего
представления. При ассоциации  вследствие  сродства,  следует,  наконец,
заметить,  что  элементы  представлений  могут  состоять  также   и   из
сопровождающих их чувств, которые, вообще, имеют  громадное  значение  в
при всем ходе  ассоциативного  воспроизведения.  Как  ни  важно  явление
ассоциации идей для элементарных процессов духовной жизни человека,  тем
не менее ошибочна была теория XVIII века,  сводившая  к  ассоциации  все
психические явления, и более правильно учение Лейбница,  что  ассоциации
должно быть  противопоставлено  как  своеобразная  и  еще  более  важная
функция - восприятие. Из  процесса  восприятия,  познавания,  несомненно
возникают новые и более прочные ассоциации идей.
   Астарта (у иудеев Ашторет, у  ассир.  Иштар)  -  имя  главной  богини
древних  семитовязычников,  именно:  гимьяритян,   сирийцев,   ассириян,
арабов,  финикиян  и  иудеев.  Богине   этой,   как   мужской   элемент,
соответствует бог Ваал,  в  особенности  Ваал  Гамман  (иуд.  Молох),  а
символом ее служили два рога - олицетворение  силы  у  древних  семитов.
Главные храмы, посвященные ей, находились в Финикии - в Тире и Сидоне. У
иудеев культ  ее,  который  уже  исчез  было,  вновь  был  введ„н  царем
Соломоном, заимствовавшим его у финикиян. А. почиталась еще  под  именем
МалкатГашамаим, т.е. царицы неба. У финикиян она носила еще  имя  Раббат
(т.е.  властительница,  повелительница),   что   дает   повод   новейшим
исследователям свести к ней миф об Европе. У древних арабов  существовал
еще бог Астор. В мифологии ассириян Иштар является дочерью богини  Луны,
богини брака, совокупляющей все  твари.  Между  планетами  она  занимает
место Венеры. Ее сын и возлюбленный  соответствует  Таммузу  и  Адонису.
Впоследствии Истарат, Иштарс стало в Финикии нарицательным  именем  всех
богинь, как Ваал было нарицательным именем всех богов. С А.  не  следует
смешивать  другую  богиню  древних  семитов  Ашеру.   Последней   богине
приписывалась особенная приверженность  к  козлам;  ее  символом  служил
phallus,  а  ее  капищами  -  густые,  зел„ные  рощи.  Лучшим  средством
умилостивить ее считалось принесение в жертву девственности. И ей в свою
очередь соответствует, как мужской элемент, свой Ваал. Ср. Мюллер,  "A.,
ein Beitrag zur Mythologie des orient. Altertums" (Вена, 1861).
   Астения   (греч.,   бессилие).   -   В    медицинской    терминологии
употребляется, как выражение слабости, истощения,  утомления.  Состояние
организма,  обусловленное  общей  слабостью,  ослаблением   деятельности
сосудистой системы и т.д. называется астеническим. Слово это  введено  в
медицину  Brown'oм,  который  все   болезненные   состояния   делил   на
стенические и астенические. А. же подразделялась им в  свою  очередь  на
непосредственную  и  посредственную,  являющуюся  следствием  чрезмерной
раздражительности организма.
   Астероиды, планетоиды, малые планеты - суть тела, обращающиеся  около
солнца, подобно большим  планетам,  и  находящиеся  в  промежутке  между
Марсом и Юпитером. Открытие А. представляет чрезвычайно любопытный  факт
в истории астрономии, так как существование этих  тел  было  предугадано
раньше их открытия на основании некоторой правильности  в  распределении
планет в солнечной системе, указанной Тициусом,  и  разработанной  Боде.
Если написать ряд чисел 0, 3, 6, 12, 24, 48, 96 и прибавить к каждому из
этих чисел (составляющих, начиная от второго, геометрическую  прогрессию
с знаменателем 2) по 4, то получим новый ряд чисел 4. 7, 10, 16, 28, 52,
100, который достаточно близко выражает последовательно расстояния  всех
планет от солнца, а именно: Меркурий отстоит от  солнца  на  расст.  3,9
Венера....................................................           7,2
Земля.................................................:..           10,0
Марс..................................................:..           15,2
Юпитер..................................................            52,0
Сатурн....................................................  95,4   Между
Марсом и  Юпитером  оказывается  промежуток,  в  котором  и  можно  было
предполагать   существование   еще   неоткрытой   планеты.   Впервые   о
существовании планеты между  Марсом  и  Юпитером  говорил,  по-видимому,
Кеплер, не указывая однако причин такого предположения. Затем о  большом
промежутке между Марсом и Юпитером  мы  находим  несколько  замечаний  у
Ламберта в его "Космологических письмах об устройстве  вселенной"  (1761
г.) и, наконец, вполне определенно указан данный выше ряд и  предсказано
открытие новой планеты Тициусом (проф. в  Виттенберге)  в  примечании  к
немецкому изданию "Betrachtungen der Natur". Тициус  говорит:  "Обратите
внимание на  расстояние  планет  одной  от  другой,  заметьте,  что  они
отдалены одна от другой почти в пропорции их величины. Дайте  расстоянию
от солнца до Сатурна 100 частей, тогда Меркурий отстоит от солнца  на  4
такие части, Венера 4+3=7, Земля 4+6=10, Марс 4+12=16.  Но  смотрите  от
Марса до Юпитера происходить уклонение от  этой  точной  прогрессии.  От
Марса следует пространство, равное 4+24 = 28 таких  частей,  а  на  этом
расстоянии нет ни планеты, ни спутника. Неужели Зиждитель  мира  оставил
бы это место  пустым?  Никогда!  Будем  уверены,  что  это  пространство
принадлежит какому-нибудь не открытому еще спутнику Марса, или допустим,
что может быть Юпитер имеет еще несколько спутников, которые еще до  сих
пор не видны ни в одно стекло. За  этим  нам  неизвестным  пространством
начинается сфера действия Юпитера, на расстоянии 4+48=52, и Сатурна,  на
расстоянии  4+96=100.  Какое  поразительное   соотношение!".   Замечание
Тициуса было  помещено  в  книге  Боде,  "Anleitung  zur  Kenntniss  des
gestirnten Himmels" и хотя автор указывает здесь на первого изобретателя
этого соотношения, все же ряд Тициуса стал  более  известен  под  именем
"закона Боде". Правда закон этот  далеко  не  точен.  Во-первых,  он  не
состоит из простой геометрической прогрессии, так как первое число  ряда
Тициуса не равно половине второго. Должно  бы  для  сохранения  единства
ряда писать в начале его не 0, а 11/2. Но тогда для расстояния  Меркурия
получилось бы совершенно неточное значение. Далее, после открытия  новых
планет Урана и Нептуна, оказалось, что закон Боде применяется  только  к

Страницы: «« « 187   188   189   190   191   192   193   194   195  196   197   198   199   200   201   202   203   204   205  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь