Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 » »» обращения государей с народом; сверх того сохранилось множество жалоб, в которых просители жалуются на грубое обращение со стороны должностных лиц. В области философских воззрений можно указать на идею о несуществовании загробной жизни. По понятиям ассирийцев могила местопребывание и тела и души. Воспоминание об А. утратилось весьма быстро, но идеи, лежавшие в основании ассир. государственного устройства, перешли в Персию, а оттуда распространились по всему Востоку и перешли в Грецию и Византию. А. вместе с Египтом дает древнейший образец организованного монархического государства и администрации. Из 40 придворных должностей из туранских времен до нашего времени удержалось название драгомана, переводчика (от ассир. tur Guman образов. drogman). Ассирийцы, также как позднее афиняне и римляне называли года по имени известных должностных лиц. Сохранился длинный список этих эпонимов, а упоминаемое в нем солнечное затмение, которое оказалось затмением, происходившим 13 июня, 809 до Р. Х., придает этой хронологии большую достоверность. Ассирийцам и вавилонянам обязаны мы древнейшей системой меры и веса, которая в своих основных чертах послужила основанием греческой. Ассоциация (новолат.) означает вообще союз нескольких лиц в виду общей цели, преимущественно же такой союз, который основан на свободном согласии участников, а не на принудительном общественном единении, как в государстве, общине, касте или цехах. А., преследующая политические, общеполезные, церковные, благотворительные или общие интересы особых общественных групп, принято называть собственно союзами и под правом ассоциаций подразумевается специальное право граждан невозбранно, хотя и под условием соблюдения известных законных предписаний, основывать такие союзы. Второй разряд составляют частные хозяйственные А.; они имеют законным основанием или гражданский договор (societas), или же специальное законодательство о торговых обществах (общества с полной или ограниченной ответственностью членов, акционерные, командитные), промышленных и производительных. Промышленные общества составляют переход к социально-экономическому учению об А., которым до сих пор занимались, глав. образом, социалисты-теоретики и которое нашло применение в некоторых кооперативных обществах. Социалистическая идея А. исходит из положения, что экономическое производство и распределение должны быть основаны не на принуждении, как это бывает при рабовладельческой системе, и не на системе свободного обмена при безграничной конкуренции и преобладании капитала, а на общественных договорах, в силу которых отдельные участники вкладывают на равных правах капитал или труд свой и делят между собой доход общего производства. Таким образом получаются не господа и рабы, и не капиталисты и на„мные рабочие, но равноправные члены общества, ассоциации. Если же общее производство связано и с совместной жизнью, а распределение дохода производится "сообразно с потребностями", то есть не соображаясь с различием доставляемого труда или вклада капитала, то подобная форма А. называется коммунистической. Опыты устройства подобных А. находим и в настоящее время в Америке. Особый вид социалистической А., основную идею которой проводили некоторые писатели еще в XVIII веке, представляет "фаланстер" Фурье, в котором хотя и признается общее производство и совместная жизнь членов, но не отвергается различие в размере вознаграждения и в прибылях капитала. Фаланстеры были неоднократно испробованы и в Европе и в Америке, но не имели успеха. Из социалистических производительных ассоциаций заслуживают упоминания, клонившиеся к коммунизму системы Луи Блана и Бюшеза (Buchez). Рабочие товарищества Шульце Дедича и сельские ссудосберегательные кассы Райфа, хотя и остаются на почве нынешнего общественноэкономического устройства, тем не менее, делают значительную уступку социальному принципу, признавая солидарную ответственность своих членов. Одной из форм А. должно быть признано и участие рабочих в прибылях предпринимателей. Из сказанного уже легко заключить, что видов ассоциаций является бесчисленное множество, и что только те ассоциаций могут быть в государстве терпимы, которые не представляют опасности и не служат нарушением прав ни по своей цели, ни по форме, ни по употребляемым средствам. Оттого, всякого рода ассоциации должны быть известны правительству: тайные нигде не допускаются. Двоякий порядок имеется для достижения того, чтобы А. была известна правительству: закон требует или представления опред. правит. органу заявки от учреждающейся А., или предварительного правительственного разрешения. Тот и другой порядок имеют с виду достижение одной и той же цели: возможности для правительства знать о работах и успехах А. и возможность вести за нею наблюдение. В России преследуются все противозаконные сообщества, под которыми разумеются: 1) все тайные общества, 2) все общества, преследующие вредную цель, не могущие потому получить утверждения правительства, 3) все общества, которые хотя и дозволены, но уклонятся от цели их учреждения или станут прикрывать благовидными действиями такое направление, которое в каком-либо отношении вредно для госуд. благоустройства или общ. нравственности (Св. Зак., т. XIV, Уст. пред. пр., изд. 1876, ст. 128). Ср. И.Е. Андреевского, "Полицейское право" (I., 1874, 56). Ассоциация идей - так называется в психологии связь между прежними и вновь возникающими в человеческом сознании представлениями. Представления группируются и составляются ряды, связанные между собою так, что возобновляющееся в сознании представление вызывает в нем и другое, бывшее с ним ранее связанным. Большая часть так называемых непроизвольных представлений основана на этом психологическом явлении; ему подчинена также большая часть непроизвольных воспоминаний, полетов фантазии, причудливых сплетений снов и неутомимый поток мысли безумца. Но и произвольное, сознательное мышление, произвольное воспоминание и размышление могут достигать цели, лишь разрешая процессы воспроизведения при помощи ассоциаций идей. Заслуга открытия этого явления должна быть приписана возбужденному по инициативе Локка в Англии движению в области психологического мышления, в XVIII столетии. Как ни расходились в разъяснении этого явления Гэртли и Пристлей, так называемые психологиассоциационисты, а с другой стороны Рид и в другом отношении Юм, однако все они признают четыре основных закона, по которым представления связываются одно с другим: 1) на основании сходства, 2) на основании контраста, т.е. противоположности, 3) в силу близости во времени или в пространстве, 4) вследствие отношений между понятиями, напр. причинности, присущности и т.д. Психология XIX века обратила особое внимание на этот предмет. Много Страницы: «« « 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |