Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 186   187   188   189   190   191   192   193   194  195   196   197   198   199   200   201   202   203   204  » »»

обращения государей с народом; сверх того сохранилось множество жалоб, в
которых просители жалуются на грубое обращение  со  стороны  должностных
лиц.  В  области  философских  воззрений  можно  указать   на   идею   о
несуществовании  загробной  жизни.   По   понятиям   ассирийцев   могила
местопребывание и тела и души.
   Воспоминание об А. утратилось весьма  быстро,  но  идеи,  лежавшие  в
основании ассир. государственного устройства, перешли в Персию, а оттуда
распространились по всему Востоку и перешли  в  Грецию  и  Византию.  А.
вместе с Египтом дает древнейший образец организованного  монархического
государства и администрации. Из 40 придворных  должностей  из  туранских
времен до нашего времени удержалось название драгомана, переводчика  (от
ассир. tur Guman образов. drogman). Ассирийцы, также как позднее афиняне
и римляне называли года по имени известных должностных  лиц.  Сохранился
длинный список этих эпонимов, а упоминаемое в  нем  солнечное  затмение,
которое оказалось затмением,  происходившим  13  июня,  809  до  Р.  Х.,
придает этой хронологии большую достоверность. Ассирийцам и  вавилонянам
обязаны мы древнейшей системой меры и веса,  которая  в  своих  основных
чертах послужила основанием греческой.
   Ассоциация (новолат.) означает вообще  союз  нескольких  лиц  в  виду
общей цели, преимущественно же такой союз, который основан на  свободном
согласии участников, а не на принудительном общественном единении, как в
государстве, общине, касте или  цехах.  А.,  преследующая  политические,
общеполезные, церковные, благотворительные  или  общие  интересы  особых
общественных групп, принято называть собственно  союзами  и  под  правом
ассоциаций подразумевается специальное право граждан невозбранно, хотя и
под условием соблюдения известных законных предписаний, основывать такие
союзы. Второй разряд составляют  частные  хозяйственные  А.;  они  имеют
законным  основанием  или  гражданский  договор   (societas),   или   же
специальное законодательство о торговых обществах (общества с полной или
ограниченной   ответственностью   членов,   акционерные,   командитные),
промышленных  и  производительных.  Промышленные   общества   составляют
переход к социально-экономическому учению об  А.,  которым  до  сих  пор
занимались,  глав.  образом,  социалисты-теоретики   и   которое   нашло
применение в некоторых кооперативных обществах. Социалистическая идея А.
исходит из положения, что  экономическое  производство  и  распределение
должны  быть  основаны  не  на   принуждении,   как   это   бывает   при
рабовладельческой  системе,  и  не  на  системе  свободного  обмена  при
безграничной конкуренции и  преобладании  капитала,  а  на  общественных
договорах, в силу  которых  отдельные  участники  вкладывают  на  равных
правах  капитал  или  труд  свой  и  делят  между  собой  доход   общего
производства.  Таким  образом  получаются  не  господа  и  рабы,  и   не
капиталисты  и  на„мные  рабочие,  но   равноправные   члены   общества,
ассоциации. Если же общее производство связано и с совместной жизнью,  а
распределение дохода производится "сообразно с потребностями",  то  есть
не соображаясь с различием доставляемого труда или вклада  капитала,  то
подобная форма А. называется коммунистической. Опыты устройства подобных
А. находим и в настоящее время в Америке.  Особый  вид  социалистической
А., основную идею которой проводили некоторые писатели еще в XVIII веке,
представляет "фаланстер"  Фурье,  в  котором  хотя  и  признается  общее
производство и совместная жизнь членов, но  не  отвергается  различие  в
размере  вознаграждения  и  в   прибылях   капитала.   Фаланстеры   были
неоднократно испробованы и в Европе и в Америке, но не имели успеха.  Из
социалистических  производительных  ассоциаций  заслуживают  упоминания,
клонившиеся к коммунизму системы Луи Блана и  Бюшеза  (Buchez).  Рабочие
товарищества Шульце Дедича и сельские ссудосберегательные  кассы  Райфа,
хотя и остаются на почве нынешнего общественноэкономического устройства,
тем  не  менее,  делают  значительную  уступку   социальному   принципу,
признавая солидарную ответственность своих  членов.  Одной  из  форм  А.
должно быть признано и участие рабочих в прибылях  предпринимателей.  Из
сказанного  уже  легко  заключить,   что   видов   ассоциаций   является
бесчисленное  множество,  и  что  только  те  ассоциаций  могут  быть  в
государстве терпимы, которые  не  представляют  опасности  и  не  служат
нарушением прав ни по своей цели,  ни  по  форме,  ни  по  употребляемым
средствам.  Оттого,  всякого  рода  ассоциации  должны   быть   известны
правительству: тайные нигде не допускаются. Двоякий порядок имеется  для
достижения того, чтобы А. была известна правительству: закон требует или
представления опред. правит. органу  заявки  от  учреждающейся  А.,  или
предварительного правительственного разрешения.  Тот  и  другой  порядок
имеют  с  виду  достижение  одной  и  той  же  цели:   возможности   для
правительства знать о работах и успехах А. и возможность  вести  за  нею
наблюдение. В России преследуются все  противозаконные  сообщества,  под
которыми  разумеются:  1)  все  тайные  общества,   2)   все   общества,
преследующие  вредную  цель,  не  могущие  потому  получить  утверждения
правительства, 3) все общества, которые хотя и дозволены,  но  уклонятся
от цели их учреждения  или  станут  прикрывать  благовидными  действиями
такое направление, которое в  каком-либо  отношении  вредно  для  госуд.
благоустройства или общ. нравственности (Св. Зак., т.  XIV,  Уст.  пред.
пр., изд. 1876, ст. 128). Ср.  И.Е.  Андреевского,  "Полицейское  право"
(I., 1874, 56).
   Ассоциация идей - так называется в психологии связь между прежними  и
вновь   возникающими   в    человеческом    сознании    представлениями.
Представления группируются и составляются ряды,  связанные  между  собою
так, что возобновляющееся в сознании  представление  вызывает  в  нем  и
другое, бывшее с ним  ранее  связанным.  Большая  часть  так  называемых
непроизвольных представлений основана на этом  психологическом  явлении;
ему подчинена также большая часть непроизвольных  воспоминаний,  полетов
фантазии, причудливых сплетений снов и неутомимый поток  мысли  безумца.
Но и произвольное, сознательное мышление,  произвольное  воспоминание  и
размышление могут достигать цели, лишь разрешая процессы воспроизведения
при помощи ассоциаций идей. Заслуга открытия этого явления  должна  быть
приписана возбужденному по инициативе Локка в Англии движению в  области
психологического мышления,  в  XVIII  столетии.  Как  ни  расходились  в
разъяснении  этого   явления   Гэртли   и   Пристлей,   так   называемые
психологиассоциационисты, а с другой стороны Рид и  в  другом  отношении
Юм,  однако  все  они  признают  четыре  основных  закона,  по   которым
представления связываются одно с другим: 1) на основании сходства, 2) на
основании контраста, т.е.  противоположности,  3)  в  силу  близости  во
времени или в пространстве, 4)  вследствие  отношений  между  понятиями,
напр. причинности, присущности и т.д.
   Психология XIX века обратила особое внимание на этот  предмет.  Много

Страницы: «« « 186   187   188   189   190   191   192   193   194  195   196   197   198   199   200   201   202   203   204  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь