Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545  2546   2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555  » »»

Аньоло Дони и его жены, Маддалены (в гал. Питти, во Флоренции).  В  1506
г. Рафаэль пишет, в пандан  к  "Арх.  Михаилу",  небольшую  картину  для
герцога Гвидобальдо Урбинского "Св. Георгий  убивает  дракона"  (ныне  в
Имп. Эрмитаже), а в  1506-8  гг.  создает  целый  ряд  замечательных  по
красоте изображений Богоматери с  Младенцем  Христом  на  руках,  каковы
"Великогерцогская  Мадонна"  (М.  del  Gran  Duca,  в  гал.  Питти,   во
Флоренции), "Мадонна Николини" (в  собрании  лорда  Купера,  в  Англии),
"Мадонна дома Темпи" (в мюнх. пинакот.), "Мадонна Орлеанского  дома"  (в
колл. герц. Омальского), "Мадонна дома Колонна"  (в  берлинск.  муз.)  и
др.; кроме того, он исполняет  более  сложные  картины  такого  рода,  в
которых к Богородице и Христу прибавляется  младенец  Иоанн  Креститель:
"Мадонна со щегленком" (в гал. Уффици, во Флоренции), "Мадонна в зелени"
(в венском музее), "Прекрасная садовница" (в Луврск. муз., в  Париже)  и
пр.  Все  эти  Мадонны  полны  необычайной  прелести;   к   достоинствам
предшествовавших произведений P., изяществу форм и  нежности  красок,  в
них  присоединяются  особенная  свежесть  и  одушевленность,   явившаяся
вследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше чрез
непосредственное изучение натуры, как  на  то  указывают  многочисленные
этюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Р. относится  также
несколько "Св. Семейств", композиция которых состоит не из  трех,  а  из
большого числа фигур;  таковы  "Св.  Семейство  с  ягненком"  (мадридск.
муз.), "Св. Семейство под пальмой"  (лонд.  нац.  гал.),  "Мадонна  дома
Каниджани" (в мюнх. пинак.) и др. Осенью 1508 г. Р.  перебрался  в  Рим,
куда, по рекомендации знаменитого Браманте, строителя  тамошнего  собора
св. Петра, пригласил  его  папа  Юлий  II,  для  которого  в  это  время
Микеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской  капеллы
в Ватиканском дворце. По приезде Р. в  вечный  город  папа  поручил  ему
украсить фресковыми картинами нисколько зал того  же  дворца,  известных
под названием "Станц"- (stanza - комната).  Усердно  принявшись  за  эту
работу,  великий  художник  в  течение  двенадцати  лет  исполнил  ее  с
удивительным    искусством.    В    первой    из     этих     зал,     в
"Станце-делла-Сеньятура",  потолок  украшен   большими   аллегорическими
фигурами богословия, философии, юриспруденции и  поэзии,  олицетворяющих
собою четыре духовные силы-религию, науку, право и красоту, которые были
двигательницами итальянского Возрождения; возле  них  по  четырем  углам
потолка представлены "Грехопадение Адама и Евы", "Суд Соломона", "Победа
Аполлона над Марсием- и аллегория астрономии.  Сами  стены  залы  заняты
большими, сложными  по  композиции  картинами,  изображающими  "Спорь  о
таинстве Евхаристии" (La Disputa), "Философскую школу Афин", "Императора
Юстиниана, вручающего пандекты своему министру" и  "Парнас  с  собранием
знаменитых поэтов в присутствии  Аполлона  и  муз".  Столь  же  роскошно
украшена живописью и вторая зала, "Станца дель Элиодоро". На ее  потолке
написаны  разные  сцены  из   ветхозаветной   истории,   а   на   стенах
многофигурные  композиции,  изображающие   "Чудо,   открывшееся   одному
священнику во время обедни в Больсене", "Изгнание сирийского  полководца
Элиодора из  Иерусалимского  храма",  "Освобождение  Рима  от  нашествия
Аттиллы и гуннов через заступничество ап. Петра и Павла" и "Освобождение
ап. Петра из темницы ангелом". В  "Зле  пожара"  (Stanza  dell'Incendio)
потолок был расписан еще раньше, учителем P., Перуджино; ее стены заняты
четырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап  Льва
III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих  пап,
Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии  над
сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою  Льва
IV. Во всех этих картинах,  самому  Р.  принадлежит  только  композиция;
исполнены они лучшими из его  учеников.  Наконец,  в  последней  зале  в
"Станце диКонстантино", все четыре стенные картины писаны учениками Р. и
только одна из них, "Битва имп. Константина и  христиан  с  язычниками",
компонована им самим. В живописи ватиканских  зал,  артистический  гений
великого художника выказывается в полном объеме и ярком  блеске.  Смотря
на эти фрески, поражаешься умением Рафаэля справляться с весьма сложными
композициями,  при  всей  многочисленности  выводимых  на  сцену   фигур
группировать их ясно и стройно, подобно  тому,  как  в  лучших  античных
рельефах  и  мозаиках.  Формы  человеческого   тела,   обнаженного   или
прикрытого  одеждой,  идеально  прекрасны  и,  вместе  с  тем,   реально
жизненны. Как внешние, так и внутренние человеческие  движения  переданы
сильно, выразительно и естественно; рисунок, невзирая на огромный размер
изображений, отличается такими же точностью,  плавностью  и  изяществом,
какие мы находим в небольших, станковых картинах Рафаэля, относящихся  к
той же эпохи  его  творчества.  Одновременно  с  работами  над  росписью
ватиканских зал, из под его кисти вышел ряд менее  крупных  произведений
разнообразного содержания. Из них, прежде всего, укажем на портреты папы
Юлия II (в гал. Питти и Уффици, во Флоренции), молодой женщины (будто бы
Форнарины, в палаццо Барберини,  в  Риме),  пожилого  человека  (в  Имп.
Эрмитаже), Биндо  Альтовити  (в  мюнхенской  пинакотеке)  и  др.;  затем
упомянем о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом на
руках, то представленной среди более или  менее  сложной  композиции,  в
сопровождении других фигур, каковы напр. знаменитая Мадонна  делла-Седия
(в гал. Питти), Альбская М. (в Имп. Эрмитаже), М. с диадемой (в Луврском
Музее),  М.  Альдобрандини  (в   лондонской   национальной   гал.),   М.
делла-Тенда  (в  мюнхенской   пинакотеке),   М.   дель-Дивино-Аморе   (в
неаполитанском музее), М. дель-Пеше (в мадридском музее), М.  ди-Фулиньо
(в ватиканской гал., в  Риме)  и  некотор.  др.  В  1519  г.,  учениками
Рафаэля, по его рисункам, были богато  украшены  разнообразной  росписью
потолок и стены так назыв. "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками,
открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода  из
залы Константина в другие покои Ватиканского дворца. На  сводах  потолка
написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов (так наз. библия Рафаэля),
окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты  чрезвычайно  разнообразными
арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими  декоративную
живопись древних римлян. Точная  копия  этих  лож  -  в  Имп.  Эрмитаже.
Немного раньше, Рафаэль изготовил  в  красках  десять  замечательных  по
красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из  Деяний  св.
апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы  в
Брюсселе драгоценные ковры (arazzi) для украшения нижней  части  стен  в
Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Более поздние  повторения  этих
ковров,  вышедшие  из  той  же  брюссельской  фабрики,  можно  видеть  в
берлинском, дрезденском и мадридском  музеях;  уцелевшие  семь  картонов
хранятся в лондонском кенсингтонском музее. Из  произведений  последнего
периода деятельности Рафаэля  особенно  заслуживают  внимания  фрески  в
римской вилле Фарнезине, на темы классической мифологии: здесь, в  целой

Страницы: «« « 2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545  2546   2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь