Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548  2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558  » »»

причиной самого бытия; всецелой и  себе  довлеющей.  Возведенный  в  это
абсолютное  значение,   человеческий   разум   не   обнаружил,   однако,
положительной творческой силы, и философский  Р.,  после  двусмысленного
сближения  с  материализмом,  не  поддерживает  более  своих  абсолютных
притязаний в области знания и бытия. В специальном смысле Р.  обозначает
направление в протестантском германском богословии, возникшее сначала (в
XVIII  в.)  под  влиянием  английского  деизма,  а   потом   развившееся
преимущественно на почве критического изучения Свящ. Писания. Вл. С.
   Рашель (Rachel) - знаменитая  франц.  актриса  (1821  -  1858),  дочь
еврея, мелкого торгаша. В детстве ей приходилось терпеть сильную  нужду.
Старшая ее сестра, Сара, пела на улицах  и  в  кофейнях  романсы,  а  Р.
собирала с публики деньги, таща за  собою  в  тележке  остальных  членов
многочисленной семьи. Позже она стала петь вместе с сестрою. Однажды  на
одном из парижских бульваров сестры  пели  элегию  о  "Вечном  жиде";  в
толпе,   собравшейся   вокруг   певиц,   находился   Шоран,   учредитель
консерватории для духовной музыки. Он зачислил Р. в список своих учениц,
под именем Элизы. Пение Р. не давалось; ее голос был скорее  пригоден  к
декламации, и Р. обратилась к изучению драматического искусства, сначала
в частной  школе,  потом  в  парижской  консерватории.  В  1837  г.  она
дебютировала в театре Gymnase, но дела его в это время шли  неудачно,  и
выгодный  для  Р.  контракт  был  расторгнут.  Р.  обратилась  тогда   к
знаменитому  артисту  Сансону,  который  привил   ей   изящные   манеры,
растолковал характеры классических героинь, приучил ее играть  просто  и
естественно. Дебют Р. на сцене Theatre Francais (1838), в  роли  Камиллы
("Горации" Корнеля), был настоящим триумфом. Жюль Жанен (в "Journal  des
Debats")  призывал  Париж  познакомиться  с  "чудеснейшим  и   редчайшим
кладом", уверяя, что "ничего подобного  Франция  никогда  не  видала  на
театральных подмостках". Потрясающее впечатление произвела игра Р. и  на
Альфреда Мюссе, который посвятил ей ряд восторженных статей в "Revue  de
deux Mondes". В свободное, по контракту с  Theatre  francais,  время  Р.
играла в Швейцарш, Италии, Германии, России (осенью 1853 г.  в  СПб.,  в
начале 1854 г. в Москве),  везде  с  огромным  успехом.  Превосходно  Р.
играла Расина и Корнеля, менее удачно - Мольера и современные драмы  (за
исключением,  однако,  "Адриенны  Лекуврер"  и  некоторых  др.).   Гнев,
торжество,  ярость,  чувственность,  беспощадное  злорадство  Р.   умела
передавать с замечательною силой;  но  у  ее  не  было  недостатка  и  в
нежности. Чарующий голос никогда не изменял  артистке;  мимика  ее  была
удивительно развита. По словам Вольфа, видевшего Р. в  СПб.,  для  того,
чтобы "получить надлежащее впечатление о наружности и  осанке  Р.,  надо
представить себе одушевленную,  великолепную  античную  статую".  Лучшие
роли Р.: Камилла ("Горации"), Паулина ("Полиекта") и Эмилия ("Цинна")  -
в трагедиях Корнеля,  Гермиона  ("Андромаха"),  Федра,  Эсфирь,  Роксана
("Баязет"), Монима ("Митридат")  -  в  трагедиях  Расина,  Мария  Стюарт
(Шиллера); Тисбе (в "Comedienne de Venise",  В.  Гюго).  Частые  поездки
заграницу, особенно последнее  путешествие  в  Америку  (1855),  где  Р.
должна была выступать до 20 раз в месяц, расстроили слабое здоровье  Р.;
она вернулась в Париж больной, на сцену больше не возвращалась и  умерла
в Канне, от чахотки, в январе  1858  г.  См.  Jules  Janin,  "Rachel  et
tragedie" (П., 1858); G. d'Heylli, "R. d'apres sa  correspondance"  (П.,
1882; по поводу этой книги статья в "Русском  Вестнике"  1883,  кн.  2);
Серов, в "Театральном Вестнике" (1858); А. Ландау, "Дебюты Р." ("Русская
Сцена", 1864); В. Межевич, "Рашель" ("Репертуар и Пантеон", 1843); "Р. и
имп. Николай" ("Историч. Вестник", авг., 1888); Н. Арбенин, "Альфред  де
Мюссе и Р." ("Артист", кн.  10  -  11);  М.  Ниссен,  "Р.,  ее  жизнь  и
артистическая деятельность" ("Артист", кн. 27 и 28); Дж. Льюис, "Актеры"
(гл. III); Вольф, "Хроника петербургских театров" (ч. 1). А. Уманский.
   Реакция (полит.) - в широком смысле обозначает общественное  движение
в направлении резко противоположном предшествовавшему или  современному,
если оно вызвано его крайностями. Так напр., говорят о культе разума  (в
эпоху великой революции), как о Р.  против  господства  клерикализма,  о
самой революции - как о Р. против недостатков старого  режима  и  т.  д.
Большей частью, однако, термином  Р.  обозначаются  не  либеральные  или
радикальные  течения,  а  только  течения  крайне  консервативные   (или
клерикальные),  стремящиеся  восстановить  давно   отжившие   учреждения
(рабство,  крепостное   право,   инквизицию,   господство   церкви   над
государством,  негласный  суд,  суд  без  участия  народного   элемента,
правительственную опеку над литературой в форме  цензуры  и  т.  д.).  В
обычном словоупотреблении Р. не должна быть даже непременно движением  в
сторону обратную предыдущему; она может  быть  просто  движением  крайне
консервативным;  дальнейшим  развитием  предыдущего   более   умеренного
консервативного движения. Так; говорят, что правление Карла Х во Франции
было эпохой крайней  реакции,  хотя  и  предшествовавшее  ему  правление
Людовика XVIII не было ни демократическим, ни  либеральным.  Реакционным
бывает направление  правительства,  бывает  и  общественное  настроение.
Историческими  примерами   реакционных   эпох   могут   служить   эпохи,
последовавшие за реставрацией Стюартов в Англии и Бурбонов во Франции; в
Германии  эпохой  страшной  Р.  было   десятилетие,   последовавшее   за
революцией 1848 - 49 г.  Реакционная  деятельность  правительства  часто
является отражением реакционного настроения в обществе; в таких  случаях
это настроение выражается господствующим течением в литературе (особенно
известна реакционная литература  Франции  -  Шатобриан  и  др.).  Иногда
правительство, под влиянием отдельных  групп  общества,  берет  на  себя
почин  Р.,  стоящей,  в  таком  случае,  в  решительном  противоречии  с
господствующим настроением (напр. Р. при Карле X, во время м-ва  Виллеля
и  в  особенности  Полиньяка).  Психологическая  теория  партий  (Ромер,
Блунчли, в особенности Чичерин) видит в Р.  психологическое  последствие
увлечения либерализмом, радикализмом или социализмом  и  допускает,  что
одни и те же общественные группы представляющие одни и те  же  интересы,
могут  быть  то  либеральными,  то  реакционными.  В   действительности,
реакционные элементы живут всегда и  во  всяком  обществе;  их  интересы
связаны  с  восстановлением  отживших  учреждений  или   с   подавлением
прогрессивных течений; они образуют в  обществах,  живущих  политической
жизнью, реакционную партию, в  обществах,  такой  жизнью  не  живущих  -
группу реакционеров. Типичной реакционной партией являются монархисты во
Франции. Партии, которая сама принимала бы наименование реакционной, как
техническое,  никогда  не  существовало.   См.   Bluntschli,   "Politik"
(Штуттгардт, 1886); Чичерин. "Политика" (М., 1898); Шахов,  "Реакционная
французская литература в первые годы XIX в." (М., 1875;  перепечатана  в
его "Очерке литературного движения в XIX веке",  СПб.,  1893);  Назимов,
"Р. в Пруссии" (Яросл., 1886); Арман Каррель, "История контрреволюции  в

Страницы: «« « 2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548  2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь