|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 » »» причиной самого бытия; всецелой и себе довлеющей. Возведенный в это
абсолютное значение, человеческий разум не обнаружил, однако,
положительной творческой силы, и философский Р., после двусмысленного
сближения с материализмом, не поддерживает более своих абсолютных
притязаний в области знания и бытия. В специальном смысле Р. обозначает
направление в протестантском германском богословии, возникшее сначала (в
XVIII в.) под влиянием английского деизма, а потом развившееся
преимущественно на почве критического изучения Свящ. Писания. Вл. С.
Рашель (Rachel) - знаменитая франц. актриса (1821 - 1858), дочь
еврея, мелкого торгаша. В детстве ей приходилось терпеть сильную нужду.
Старшая ее сестра, Сара, пела на улицах и в кофейнях романсы, а Р.
собирала с публики деньги, таща за собою в тележке остальных членов
многочисленной семьи. Позже она стала петь вместе с сестрою. Однажды на
одном из парижских бульваров сестры пели элегию о "Вечном жиде"; в
толпе, собравшейся вокруг певиц, находился Шоран, учредитель
консерватории для духовной музыки. Он зачислил Р. в список своих учениц,
под именем Элизы. Пение Р. не давалось; ее голос был скорее пригоден к
декламации, и Р. обратилась к изучению драматического искусства, сначала
в частной школе, потом в парижской консерватории. В 1837 г. она
дебютировала в театре Gymnase, но дела его в это время шли неудачно, и
выгодный для Р. контракт был расторгнут. Р. обратилась тогда к
знаменитому артисту Сансону, который привил ей изящные манеры,
растолковал характеры классических героинь, приучил ее играть просто и
естественно. Дебют Р. на сцене Theatre Francais (1838), в роли Камиллы
("Горации" Корнеля), был настоящим триумфом. Жюль Жанен (в "Journal des
Debats") призывал Париж познакомиться с "чудеснейшим и редчайшим
кладом", уверяя, что "ничего подобного Франция никогда не видала на
театральных подмостках". Потрясающее впечатление произвела игра Р. и на
Альфреда Мюссе, который посвятил ей ряд восторженных статей в "Revue de
deux Mondes". В свободное, по контракту с Theatre francais, время Р.
играла в Швейцарш, Италии, Германии, России (осенью 1853 г. в СПб., в
начале 1854 г. в Москве), везде с огромным успехом. Превосходно Р.
играла Расина и Корнеля, менее удачно - Мольера и современные драмы (за
исключением, однако, "Адриенны Лекуврер" и некоторых др.). Гнев,
торжество, ярость, чувственность, беспощадное злорадство Р. умела
передавать с замечательною силой; но у ее не было недостатка и в
нежности. Чарующий голос никогда не изменял артистке; мимика ее была
удивительно развита. По словам Вольфа, видевшего Р. в СПб., для того,
чтобы "получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Р., надо
представить себе одушевленную, великолепную античную статую". Лучшие
роли Р.: Камилла ("Горации"), Паулина ("Полиекта") и Эмилия ("Цинна") -
в трагедиях Корнеля, Гермиона ("Андромаха"), Федра, Эсфирь, Роксана
("Баязет"), Монима ("Митридат") - в трагедиях Расина, Мария Стюарт
(Шиллера); Тисбе (в "Comedienne de Venise", В. Гюго). Частые поездки
заграницу, особенно последнее путешествие в Америку (1855), где Р.
должна была выступать до 20 раз в месяц, расстроили слабое здоровье Р.;
она вернулась в Париж больной, на сцену больше не возвращалась и умерла
в Канне, от чахотки, в январе 1858 г. См. Jules Janin, "Rachel et
tragedie" (П., 1858); G. d'Heylli, "R. d'apres sa correspondance" (П.,
1882; по поводу этой книги статья в "Русском Вестнике" 1883, кн. 2);
Серов, в "Театральном Вестнике" (1858); А. Ландау, "Дебюты Р." ("Русская
Сцена", 1864); В. Межевич, "Рашель" ("Репертуар и Пантеон", 1843); "Р. и
имп. Николай" ("Историч. Вестник", авг., 1888); Н. Арбенин, "Альфред де
Мюссе и Р." ("Артист", кн. 10 - 11); М. Ниссен, "Р., ее жизнь и
артистическая деятельность" ("Артист", кн. 27 и 28); Дж. Льюис, "Актеры"
(гл. III); Вольф, "Хроника петербургских театров" (ч. 1). А. Уманский.
Реакция (полит.) - в широком смысле обозначает общественное движение
в направлении резко противоположном предшествовавшему или современному,
если оно вызвано его крайностями. Так напр., говорят о культе разума (в
эпоху великой революции), как о Р. против господства клерикализма, о
самой революции - как о Р. против недостатков старого режима и т. д.
Большей частью, однако, термином Р. обозначаются не либеральные или
радикальные течения, а только течения крайне консервативные (или
клерикальные), стремящиеся восстановить давно отжившие учреждения
(рабство, крепостное право, инквизицию, господство церкви над
государством, негласный суд, суд без участия народного элемента,
правительственную опеку над литературой в форме цензуры и т. д.). В
обычном словоупотреблении Р. не должна быть даже непременно движением в
сторону обратную предыдущему; она может быть просто движением крайне
консервативным; дальнейшим развитием предыдущего более умеренного
консервативного движения. Так; говорят, что правление Карла Х во Франции
было эпохой крайней реакции, хотя и предшествовавшее ему правление
Людовика XVIII не было ни демократическим, ни либеральным. Реакционным
бывает направление правительства, бывает и общественное настроение.
Историческими примерами реакционных эпох могут служить эпохи,
последовавшие за реставрацией Стюартов в Англии и Бурбонов во Франции; в
Германии эпохой страшной Р. было десятилетие, последовавшее за
революцией 1848 - 49 г. Реакционная деятельность правительства часто
является отражением реакционного настроения в обществе; в таких случаях
это настроение выражается господствующим течением в литературе (особенно
известна реакционная литература Франции - Шатобриан и др.). Иногда
правительство, под влиянием отдельных групп общества, берет на себя
почин Р., стоящей, в таком случае, в решительном противоречии с
господствующим настроением (напр. Р. при Карле X, во время м-ва Виллеля
и в особенности Полиньяка). Психологическая теория партий (Ромер,
Блунчли, в особенности Чичерин) видит в Р. психологическое последствие
увлечения либерализмом, радикализмом или социализмом и допускает, что
одни и те же общественные группы представляющие одни и те же интересы,
могут быть то либеральными, то реакционными. В действительности,
реакционные элементы живут всегда и во всяком обществе; их интересы
связаны с восстановлением отживших учреждений или с подавлением
прогрессивных течений; они образуют в обществах, живущих политической
жизнью, реакционную партию, в обществах, такой жизнью не живущих -
группу реакционеров. Типичной реакционной партией являются монархисты во
Франции. Партии, которая сама принимала бы наименование реакционной, как
техническое, никогда не существовало. См. Bluntschli, "Politik"
(Штуттгардт, 1886); Чичерин. "Политика" (М., 1898); Шахов, "Реакционная
французская литература в первые годы XIX в." (М., 1875; перепечатана в
его "Очерке литературного движения в XIX веке", СПб., 1893); Назимов,
"Р. в Пруссии" (Яросл., 1886); Арман Каррель, "История контрреволюции в
Страницы: «« « 2540 2541 2542 2543 2544 2545 2546 2547 2548 2549 2550 2551 2552 2553 2554 2555 2556 2557 2558 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |