Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549  2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559  » »»

Англии" (СПб., 1866).
   В. В - в.
   Реал (real, т. е. королевский): 1) старинная испанская монета;  2)  в
Нидерландской  Ост-Индии  единица  веса  для  благородных   металлов   =
27343/100 гр.; соответствует весу древ. испанского пиастра.
   Реализация - обращение ценных бумаг в наличные деньги. Р.  называется
также совокупность приемов по выпуску государственных,  общинных  и  др.
займов; она сводится к установлению курса, по которому заключается заем,
и выбору способа выпуска бумаг в обращение (непосредственное обращение к
капиталистам, путем открытия подписки в банках, или продажа всего  займа
одному  банку  или  группе  банкиров,  которые  уже  от  себя  открывают
подписку).
   Реализм - философский термин, употребляемый в двух главных  значениях
и не имеющий ничего общего с Р.  в  искусстве,  в  педагогике  и  т.  п.
Обыкновенно под Р.  в  философии  разумеют  направление  противоположное
номинализму; но иногда слово  Р.  служит  для  обозначения  философского
направления нового времени, выразителем которого был Гербарт, со  своими
последователями. В  Р.,  как  направлении  противоположном  номинализму,
следует различать с одной стороны  проблему,  имеющую  и  до  настоящего
времени такое же значение, как тогда, когда она впервые была сознана,  с
другой стороны - историческое проявление этой проблемы  в  средневековой
схоластической   философии.   Философская    проблема    в    схоластике
рассматривалась   не   вполне   свободно;   в   исследованиях    вопроса
господствовала или, по крайней мере, к ним присоединялась  теологическая
точка зрения.  В  схоластической  философии  борьба  Р.  с  номинализмом
окончилась победой номинализма; но в иной форме эта борьба  продолжается
и до настоящего времени. Сущность проблемы состоит в вопросе о  значении
общего. Реализм (в схоластическом смысле)  приписывает  действительность
общим идеям (universalia sunt realia). Таким образом, этот Р.  есть  то,
что с другой точки зрения называется идеализмом. Платон, в своем  учении
об  идеях,  дал   впервые   вполне   отчетливое   решение   проблемы   в
реалистическом духе,  и  реалисты  всех  времен  в  Платоне  видят  свой
прототип. Последняя крупная реалистическая система  принадлежит  Гегелю,
для которого, как для Платона, понятие (т. е. общее) составляет истинное
бытие. Со времени  падения  гегельянства  сила  номинализма  значительно
возросла. Крайним представителем номинализма настоящего времени является
индивидуализм  (в  лице,  напр.,  Ницше),  восходящий  к  левой  стороне
гегелевской школы (в особенности к Максу Штирнеру). По всей вероятности,
мы вскоре увидим опять развитие реалистического направления, как реакцию
против крайнего индивидуализма. В  схоластической  философии  поводом  к
спору реалистов с номиналистами послужила книга Порфирия "О пяти гласах"
(genoV, eidoV,  idion,  diajora  и  sumbebhkoV),  поднимавшая  вопрос  о
значении родов и видов. В течение этого спора, длившегося  с  XI  в.  до
XIV-го и перешедшего и в  новую  философию,  были  высказаны,  наряду  с
радикальнопротивоположными мнениями, многие посредствующие точки  зрения
(обыкновенно различают 4 вида Р.). Несомненно, что реалистическая  точка
зрения более подходила к догматической христианской; поэтому  номинализм
был сначала преследуем, а потом на него не  переставали  смотреть  более
или менее подозрительно. Хотя номинализм и  оказал  существенную  услугу
свободе философского исследования, но уже Риттер заметил ("Geschichte d.
Philosophie",  VII,  стр.   161),   что   ему   совершенно   неправильно
приписываются либеральные тенденции (стоит лишь вспомнить Гоббса); точно
также совершенно  неосновательно  мнение,  будто  победа  номинализма  -
окончательная. "Il faut bien se  resoudre  -  иронически  заметил  Шарль
Ремюза - a entendre  quelquefois  parler  de  Dieu.  Литература:  Stein,
"Sieben Bucher uber d.  Geschichte  d.  Platonismus"  (Геттинг.,  1874);
Waddington,  "Essai  critique  sur  la  philosophie  de  S.  Anselme  de
Canterbury"  (Брюс.,  1874);  "Hausrath  Peter  Abalard"  (Лпц.,  1895);
Jourdain, "St. Thomas d'Aquin" (Пар., 1858).
   Э. P.
   Реализм (литератур.). - Во всяком произведении изящной словесности мы
различаем  два  необходимых  элемента:  объективный  -   воспроизведение
явлений; данных помимо художника, и субъективный -  нечто,  вложенное  в
произведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной  оценке
этих двух элементов, теория, в различные эпохи - в  связи  не  только  с
ходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами -
придает большее значение то  одному,  то  другому  из  них.  Отсюда  два
противоположных направления в теории; одно  -  реализм  -  ставит  перед
искусством задачу верного  воспроизведения  действительности;  другое  -
идеализм - видит назначение искусства в "пополнении действительности", в
создании новых форм, причем исходным пунктом служат не столько  наличные
факты,   сколько   наперед   данные,   идеальные   представления.    Эта
терминология,  заимствованная  из  философии,  вносит  иногда  в  оценку
художественного  произведения  моменты  внеэстетические:  Р.  совершенно
неправильно упрекают в отсутствии  нравственного  идеализма.  В  ходячем
употреблении  термин  "Р."  означает  точное  копирование  деталей,   по
преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения,  естественным
выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии -
картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением ее  служит  наше
эстетическое чувство, которое ни минуты  не  колеблется  между  восковой
фигурой,   воспроизводящей   тончайшие   оттенки   живых    красок,    и
мертвенно-белой мраморной статуей.  Было  бы  бессмысленно  и  бесцельно
создавать  еще  один  мир,  совершенно  тожественный   с   существующим.
Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой  реалистической
теории никогда не представлялось  целью  искусства;  в  возможно  верном
воспроизведении  действительности  усматривался  лишь  залог  творческой
самобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, но
на практике  ему  противостоит  рутина,  традиция,  академически  канон,
обязательное   подражание   классикам   -   другими   словами,    гибель
самостоятельного  творчества.  Начинается  искусство  с  действительного
воспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественного
мышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону. Это  -
обычное явление школы, под каким бы знаменем  она  ни  явилась  впервые.
Чуть не каждая школа  изъявляет  притязания  на  новое  слово  именно  в
области правдивого воспроизведения жизни - и каждая  посвоему  права,  и
каждая отрицается и  сменяется  последующей  во  имя  того  же  принципа
правды.  Это  особенно  характерно  проявляется   в   истории   развития
французской литературы, которая вся  -  непрерывающийся  ряд  завоеваний
истинного Р. Стремление к художественной правде лежало в основе  тех  же
движений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее  символом

Страницы: «« « 2541   2542   2543   2544   2545   2546   2547   2548   2549  2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556   2557   2558   2559  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь