Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546  2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556  » »»

серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией
красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного
античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды  прелестной  сказки  об
Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской,  представляющей
триумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие
картины  масляными  красками,  между   прочим   несколько   превосходных
портретов, каковы портреты Льва Х  с  кардиналами  (в  Луврском  музее),
неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata")  в
гал. Питти), герцогини Иоанны  Арагонской  (в  Луврском  музее)  и  др.;
большое "Несение Креста"  (в  мадридской  гал.),  образ  св.  Цецилии  с
четырьмя другими  святыми  (в  болонской  пинакотеке)  и  пр.;  наконец,
прелестнейшее из олицетворений  Пресвятой  Девы,  созданных  художником,
всесветно  знаменитая  "Сикстинская  Мадонна"  (в  дрезденской  гал.)  -
произведение,  не  имеющее  равного  себе  во  всей   западноевропейской
живописи,   представляющее   собою   полнейшее   воплощение   идеала   в
христианском искусстве. Самой последней,  предсмертной  работой  Рафаэля
было "Преображение Господне" (в  ватиканском  музее);  великий  художник
успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено
в ней его учениками, уже после его кончины. Он умер  в  Риме,  6  апреля
1520  г.  Как  живописец,  С.  -  по  выражению  его  первого  биографа,
Вазари-принадлежал к числу тех немногих  избранников  неба,  в  личности
которых  оно  совмещает  бесконечное  богатство  своих  духовных  даров,
обыкновенно распределяемых им по частям  и  в  течение  долгого  времени
между  многими  индивидуумами.  Действительно,   творчество   С.   может
считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений
человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества
художников за всю эпоху  итальянского  Возрождения.  Будучи  наделен  от
природы горячей любовью к прекрасному и  глубоким  чувством  телесной  и
духовной красоты, обладая, при мягком, симпатичном характере, закаленным
трудолюбием, побуждавшим его работать  непрестанно,  владея  необычайным
уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, не смотря на
непродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количество
произведений,  в  которых  постепенно  переходил  от  превосходного   по
сочинению и  исполнению  к  еще  более  совершенному,  пока  не  достиг,
наконец, такого пункта  в  области  воплощения  идеала  красоты,  дальше
которого не ушел никто из живописцев времен Возрождения. Усердно изучая,
с одной стороны, живую натуру, а с другой - произведения  своих  великих
современников и предшественников, С. далеко опередил  этих  последних  и
соединил  в  своем  творчестве   драгоценнейшие   из   достигнутых   ими
результатов, слил воедино их лучшие качества на основе  полной  гармонии
между красотою формы и возвышенностью содержания. В этом -  его  великое
преимущество пред другими  живописцами  эпохи  Возрождения,  из  которых
каждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства; в
этом - причина неувядаемой славы С., пережившей уже  пять  столетий,  не
смотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов  и  в
направлении искусства. Необычайное дарование С. проявилось не  только  в
живописи, но и в двух других отраслях искусства - в зодчестве и  ваянии.
До какой степени был он сведущ по части  архитектуры  -  свидетельствуют
изображения зданий во многих из его фресок;  не  довольствуясь  подобным
выражением своих архитектонических концепций, он  осуществлял  некоторые
из них в действительности. По его планам и чертежам  сооружены,  отчасти
под его личным наблюдением, отчасти другими архитекторами, маленькая, но
изящная церк. С.-Элиджио-дельи-Орефичи, вилла Мадама, конюшенное  здание
Киджи, палаццо Видони, более несуществующий ныне палаццо дель-Аквила,  в
Риме,  и  великолепный  дворец  Пандольфини,  во  Флоренции.  Вместе   с
Браманте, он трудился над постройкой в Ватиканском дворце лож, выходящих
на двор св. Дамаза, и, будучи, по смерти Браманте (в 1514 г.),  назначен
строителем Петровского собора, сочинил  проект  трехнефного  продольного
корпуса этого храма, с красивым мотивом обхода вокруг хора, впоследствии
подвергшийся, однако, существенному изменению. Неизвестно,  произвел  ли
С.  собственноручно  хоть  одну  скульптурную  работу,  но  не  подлежит
сомнению, что он делал рисунки и  модели  для  подобных  работ.  По  его
композициям исполнены мраморные статуи Мадонны дель-Сассо,  стоящая  над
его гробницей в римском Пантеоне,  пророка  Иона,  находящаяся  в  церк.
C.-Mapиa-дель-Пополо, в Риме, и мертвого мальчика,  несомого  дельфином,
принадлежащая Имп. Эрмитажу. Из многочисленных учеников и помощников  С.
назовем  Дж.  Романо,  Дж.  Фр.  Пеини.  Пеллегрино  да-Модена,   Перино
дель-Вага и Раф. даль-Колле. Строгие последователи  своего  учителя  при
его жизни, они стали, после его кончины, гнаться за одной  лишь  внешней
красотой форм, утратили  его  одушевление  и  чувство  меры,  вдались  в
холодную манерность.
   А.   Миронов   Рафинирование   (от   латин.   finis   -   конец)    -
фабрично-заводские  процессы,   благодаря   которым   продукт   получает
окончательную очистку  или  отделку  напр.  в  металлургии,  в  сахарном
производстве и пр. При очистке селитры вместо  названия  Р.  употребляют
"литрование".
   Рахит (мед.;  rachis  -  позвоночник)  так  назыв.  англ.  болезнь  -
расстройство  питания  организма  вообще   и   заболевание   костей,   в
особенности поражающее только детей, и то чаще в возрасте до  21/2  лет;
встречается у детей даже во внутриутробной жизни, в возрасте же старше 5
лет - как исключение.  Производящие  причины  Р.:  нездоровые  жилища  -
сырость, спертый  воздух,  отсутствие  света  и  нерациональное  питание
Рожковые дети заболевают  Р.  не  только  чаще  грудных,  но  и  гораздо
сильнее,  особенно  рано   прикармливаемые   мучнистыми   веществами   и
перекармливаемые  дети  очень   молодых   матерей   Наследственность   и
предшествующие  тяжелые  заболевания,  в   особенности   катары   кишок,
воспаление легких, острые и  хронические  инфекционные  болезни  ребенка
также предрасполагают к заболеванию Р. В Петербурге у детей  в  возрасте
до 2 лет Р. встречается у 50 - 95% всех приходящих больных. Всего  более
их в конце зимы и весной (январь  -  июнь).  Поражение  костей  особенно
резко у  эпифизов,  где  клетки  хряща  усиленно  делятся,  причем  слои
растущей костной ткани располагаются не в том порядке, как в нормальной;
но наряду с усиленным  развитием  хрящевой  ткани,  образование  костной
задержано. В надкостнице также элементы пролиферируют;  она  утолщается,
но образование костной  ткани  задерживается.  В  то  же  время  процесс
рассасывания остеоидной ткани со стороны костного мозга  идет  как  и  в
здоровой кости, вследствие чего  кости  становятся  очень  податливы  на
разнообразные внешние влияния  -  и  в  результате  различные  уродства.
Химический состав кости резко изменяется: количество извести значительно
уменьшается,  а  органич.  веществ  увеличивается,  так  что   отношение

Страницы: «« « 2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544   2545   2546  2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554   2555   2556  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь