Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2536   2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544  2545   2546   2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554  » »»

третьей державы). Форма Р. устанавливается  законодательством  отдельных
стран, но  представляет  значительное  сходство  и  в  общем  напоминает
средневековую формулу P. ("firmum, ratum, gratum et incorruptum perpetuo
habere", "ratifier, agrйer et approuver"). У нас акт Р. заключает в себе
Императорский титул и текст договора, за которым непосредственно следуют
слова: "Того ради, по довольном рассмотрении сего  договора  (протокола,
конвенции и пр.), Мы приняли его за благо, подтвердили  и  ратификовали,
яко же сим за благо приемлем, подтверждаем  и  ратификуем  во  всем  его
содержании, обещая Императорским Нашим  словом  за  Нас,  Наследников  и
Преемников  Наших,  что  все  в   упомянутом   договоре   постановленное
соблюдаемо и исполняемо будет ненарушимо.  В  удостоверение  чего"...  В
прежнее время (еще  в  XVIII  в.)  с  Р.  соединялась  присяга.  Договор
вступает в силу, если противное не оговорено, с момента обмена Р.; но  в
литературе установилось несоответствующее современному воззрению  на  Р.
положение, по которому  договор  считается  вступившим  в  силу  со  дня
подписания его уполномоченными  (ratihabitio  retrotrahitur  ad  initium
negotii).

   Литература. E.  Meier,  "Ueber  den  Abschluss  von  Staatsvertragen"
(Лпц., 1874); Seligmann, "Abschluss und Wirksamkeit der  Staatsvertrage"
(Фрейбург, 1890); Wegmann, "Die Ratification  der  Staatsvertrage"  (Б.,
1892); Prestele, "Die Lehre vom  Abschluss  volkerrechtlicher  Vertrage"
(Мюнхен, 1892). Подробные литературные указания - у Вегмана. Вл. Г.
   Ратуша  -  учреждена  Петром  I  в  1699  г.  в  Москве  под   назван
бурмистерской палаты, которая в том же году (17 ноября) переименована  в
Р.  Она  ведала  торговых  и  промышленных  людей  и   посадских   всего
государства в "расправных, челобитных и купецких делах", а также в сборе
государевых доходов, поборов и пошлин. Главная цель Петра при учреждении
Р. заключалась в увеличении казенных сборов с промыслов и торговли  и  в
уничтожении бывавших  при  взимании  налогов  злоупотреблений  воевод  и
приказных людей. Этой цели Петр хотел достигнуть заменой приказных людей
выборными: членами Р. были избираемые населением бурмистры. Р.  заменила
собою все приказы, ведавшие торговых людей; ей были подчинены  городовые
земские   избы,   чрез   нее   шли   также   все    указы,    касавшиеся
торгово-промышленного населения России. Для Москвы она заменяла  земскую
избу. Злоупотребления, однако, продолжались по-прежнему;  круг  действий
Р. скоро, поэтому, был сокращен и сборы,  не  имевшие  непосредственного
отношения к торговле и промышленности посадского населения,  переданы  в
ведение других учреждений. В 1705 г. была учреждена должность ратушского
инспектора с товарищи; ему предписано было рассмотреть Р. московскую "со
всеми ее околичностями" и города, которые можно, "вместе с Москвою также
осмотреть"; он был уполномочен, "если кто явится в каком воровстве, и на
те места выбирать бурмистров  немедленно  иных".  Разделение  России  на
губернии в 1708 г. и введение губернских учреждений лишило московскую Р.
значения центрального учреждения; она продолжала существовать, но  имела
значение исключительно местного учреждения. - В 1728 г.  были  учреждены
по городам городовые Р., вместо  упраздненных  магистратов.  В  Германии
ратуша (Rathaus, тоже что франц. Hotel de  ville  или  англ.  Town-hall,
Guild-hall) - дом, где находятся городские власти. Уже в средние века Р.
являлась признаком городского самоуправления и независимости. Более  или
менее богато украшенная и сооруженная  Р.  с  давних  пор  указывала  на
большее или меньшее богатство и  могущество  города.  Из  старинных  Р.,
сооруженных в готическом стиле,  особенно  известны  Р.  в  Брауншвейге,
Бреславле,  Ганновере,  Геттингене,  Любеке,   Торне.   Выдающиеся   Р.,
сооруженные в эпоху  Возрождения  -  в  Аугсбурге,  Бремене  (отчасти  в
готическом стиле),  Кельне,  Лейпциге,  Нюрнберге,  Падерборне.  Из  Р.,
выстроенных в последнее время, отличаются  великолепием  Р.  в  Берлине,
Гамбурге, Мюнхене, Вене, Висбадене.
   Санти - или Санцио (Реффаэло Santi,  Sanzio)  -  один  из  величайших
художников всех времен и народов,  род.  в  Урбино,  столице  маленького
итал. герцогства, 28 марта 1483 г.  Первое  знакомство  с  живописью  он
получил  под  руководством  своего  отца  Джованни  С.  и,  по-видимому,
одновременно с его уроками, пользовался наставлениями малоизвестного, но
способного умбрийского живописца Тимотео Вити. На 16-м году своей жизни,
Рафаэль был отдан в ученье  к  Пьетро  Ваннучи.  прозванному  Перуджино,
стоявшему во главе умбрийских живописцев. В мастерской  этого  художника
он  усвоил  все  лучшие  особенности  его  стиля,  главным  образом  его
характерное  для  всей  умбрийской  школы  стремление  к  выразительной,
поэтичной трактовке сюжетов в соответствии с нежной  гармоней  красок  и
благородством форм. Самых ранних,  юношеских  картин  С.  известно  три:
"Архангел Михаил,  поражающий  сатану"  (в  Луврск.  Музее,  в  Париже),
"Сновидение рыцаря"  (в  лондонск.  национ.  гал.)  и  "Три  грации"  (в
собрании герц. Омальского, в Шантильи). К раннему периоду творчества  С.
относится значительное число рисунков, важнейшее собрание  которых,  так
назыв. "Книга эскизов", хранится в венецианской  академии  худ.  Немного
более поздними, но принадлежащими  несомненно  умбрийскому  периоду  С.,
надо признать его картины: "Мадонна Солли" (в берлинск. музее), "Мадонна
со св. Иосифом и Иеронимом" (там же) и  "Мадонна  Конесталибе"  (в  Имп.
Эрмитаже) - произведения, исполненные совершенно в духе умбрийской школы
и близкие по стилю к работам Перуджино. По  окончании  своего  ученья  у
этого последнего, в 1502 г., С.  написал  алтарную  икону,  изображающую
небесное коронование Богородицы (нах.  в  Ватикане;  эскизы  для  нее  в
разных  музеях),  произведение,  ясно  свидетельствующее  о   том,   что
гениальный ученик уже тогда  оставил  учителя  далеко  за  собою  как  в
совершенстве создания форм, рисунке и  композиции,  так  и  в  выражении
внутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство С.  над
Перуджино видно и в ближайшей  к  этой  по  времени  знаменитой  картине
"Обручение Пресв. Девы со св.  Иосифом",  известной  под  названием  "Io
Sposalizio"  (нах.  в   миланск.   гал.   Брера).   Здесь   С.,   близко
придерживаясь, в отношении композиции, картины своего бывшего учителя на
ту же  тему,  достигает  во  всех  отдельных  фигурах  гораздо  большей,
сравнительно с ним, красоты и жизненности. В 1504  г.  молодой  художник
переехал из Перуджии  во  Флоренцию,  где  в  то  время  уже  находились
Леонардо да Винчи  и  Микеланджело,  и  начинает  работать  под  новыми,
отличными  от  прежних  влияниями.  Он  усердно  изучает  в   церк.   C.
Mapия-дель-Кармине  превосходные  произведения  Мазаччо,  флорентийского
мастера,  справедливо  славившегося  необыкновенно   жизненной   правдой
изображений, и увлекается его глубоким реализмом. Сильное и благотворное
влияние оказывает на Р. и Леонардо - влияние особенно ярко  отражающееся
в портретах, вышедших в ту пору из под кисти P., каковы  напр.  портреты

Страницы: «« « 2536   2537   2538   2539   2540   2541   2542   2543   2544  2545   2546   2547   2548   2549   2550   2551   2552   2553   2554  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь