Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3187   3188   3189   3190   3191   3192   3193   3194   3195  3196   3197   3198   3199   3200   3201   3202   3203   3204   3205  » »»

пляска.  Итифаллические  песни  слагались  в  особом   размере   (versos
ithyphallicus),  представлявшем  собою  трохаическую   триподию,   cхема
которой была следующая: ?И?И?(ср. Sappho, fr. 84, 85). Н. О.
   Фальцет (falset, falsetto - ит., fausset - фр., Fistel -  нем.)  -  в
пении так называются верхние головные ноты (о способе добывания  их  см.
ниже), при которых дыхание скользит по связкам, слегка задевая их.  Этот
звук,    называемый    также    фистулой,    представляет    особенность
преимущественно мужских голосов. Звуки Ф. мягки, но далеко не так  полны
и сильны, как звуки грудного или смешанного регистров. Хотя слово  Ф.  и
происходит от итальянского falso - фальшивый, фальсифицированный,  -  но
звуки Ф. не следует считать фальшивыми в смысле  чистоты  интонации:  Ф.
является только фальсификацией натурального  голоса,  который  не  может
идти  так  высоко,  как  идет   Ф.   Фальцет   применяется   не   только
певцамиспециалистами, но и в народном пении, напр. у татар или тирольцев
(у  последних  iodeln  обозначает  пение  Ф.).  Фальцетом  в   старинной
контрапунктической  хоровой  музыке  назывался   также   голос   (альт),
исполнявший контрапунктирующую мелодию выше тенора, которому  поручалась
главная мелодия (cantus firmus). Н. С.

   Фальцет -  голосовой  звук  высокий  и  особого  тембра,  образование
которого еще не вполне выяснено. Ф. противопоставляется грудному голосу.
При последнем, отличающимся своей полнотой, голосовая щель бывает  очень
узка и дыхательное горло и бронхи исполняют роль резонаторов,  придающих
звуку грудной  характер;  при  Ф.  же  голосовая  щель  широко  раскрыта
вследствие  расхождения  голосовых  связок,  и   потому   для   развития
фальцетных нот требуется более сильное дуновение и следовательно большее
выдыхательное усилие. К тому  же  при  широко  расставленных  связках  и
широко открытой голосовой щели бронхи и грудь в  меньшей  степени  могут
служить резонатором гортанных звуков, вследствие чего Ф.  лишен  всякого
грудного оттенка. Но Вашер  указывает,  что  гортанная  щель  суживается
одинаково как при грудных звуках, так и Ф., и что вся разница  только  в
том, что в первом  случае  голосовые  связки  вибрируют  на  всем  своем
протяжении, тогда как во втором - только в своих передних частях.  Таким
образом при Ф. происходит задержка колебаний известной  части  голосовых
связок,  вследствие  чего  колеблется  более  короткая  струна,   дающая
естественно и более высокий звук. По  мнению  же  знаменитого  Иоганнеса
Мюллера, при нотах Ф. колеблются только края голосовых связок, тогда как
при  грудных  последние  колеблются  всей   своей   массой.   При   всем
разнообразии толкований несомненно только  одно:  что  переход  грудного
голоса в Ф. совершается путем мышечного маневра, но в чем он  состоит  в
сущности представляется еще невыясненным. И. Т.
   Фанатизм - Слово fanaticus (в связи с fanum - священное место,  храм)
имело в латинском яз. значение сходное с тем, какое  принадлежит  словам
святоша, ханжа, а затем значило  иступленный,  изуверный,  сумасбродный,
яростный,  иногда  вдохновенный  (carmen  fanaticum).   Существительным,
произведенным от этого  прилагательного,  раньше  всего  стали  называть
такое подчинение какой-либо  религиозной  идее,  которое  сопровождается
готовностью ради ее жертвовать собою, но в  то  же  время  и  от  других
требовать безусловного ей подчинения. Ф. в области настроений  -  то  же
самое, что догматизм  в  сфере  мысли  и  деспотизм  в  сфере  действий,
навязывающий другим подчинение чужой воде. Это - соединенное с страстным
возбуждением всего  существа  рвение  в  проведении  идей  и  убеждений,
считаемых  безусловно  верными,  хотя  бы  объективно  они  и  не   были
доказуемы. Все, что несогласно с догматом фанатика, он рассматривает как
нечто  безнравственное,  унизительное  для  человеческого   достоинства,
оскорбительное для Божества и всего истинного  и  справедливого.  Всякое
противоречие  и  даже  простое   сомнение   принимается   фанатиком   за
преступление,  заслуживающее  строжайшего  наказания.   Обыкновенно   Ф.
характеризуется  искреннею   убежденностью   в   абсолютной   истинности
известных принципов и стойкою им верностью, но в  громадном  большинстве
случаев искренность соединяется здесь с неясностью  мысли,  а  стойкость
переходит в упрямство. В самом понятии Ф. заключается и  его  осуждение,
как своего  рода  узости,  ограниченности,  упорства;  никто  не  станет
называть себя  фанатиком,  но  многие  охотно  применяют  эту  кличку  к
особенно  резким  сторонникам  противоположных  воззрений.  В  язычниках
остававшихся верными своей  религии,  христиане  видели  только  упорных
фанатиков, точно так же как и сами христиане, шедшие на мучения  во  имя
своей  веры,  были  фанатиками  в  глазах  римских  властей.   Священная
инквизиция осуждала фанатиков-еретиков, в свою очередь заслужив, однако,
славу одного из самых  фанатических  учреждений.  Ф.  может  быть  и  не
религиозным, но ни одна сфера жизни не благоприятствует его  развитию  в
такой степени, как религия. Разные религии и секты - и даже одни и те же
религии и секты, но в разное время,
   - или больше, или меньше фанатизируют  своих  последователей.  Другою
областью, в которой с  большою  силою  способен  проявляться  Ф.  бывает
обыкновенно политика. Наиболее  ярким  примером  политических  фанатиков
могут служить якобинцы времен французской революции, которые были скорее
политической сектой, нежели политической партией, по упорному  признанию
истинности лишь своих мнений, по  неуважению  к  чужим  убеждениям,  как
заведомо ложным и преступным. Фанатизм возможен и в других сферах жизни.
Его противоположность, как  другую  крайность  настроения,  представляет
собою  индифферентизм,  среднее  же  положение   между   ними   занимает
терпимость. Лучшее средство против Ф. -  культура  ума  и  воспитание  в
людях уважения к человеческой личности.
   Фанданго - национальный испанский танец.  У  многих  древних  народов
были танцы одного типа с Ф. В Испанию Ф. проник, вероятно, из Африки:  в
па и позах Ф. весьма много общего с танцами негров.  Кроме  Испании,  Ф.
распространен в Малой Азии, в Грузии и в Кашмире.  Ф.  танцуется  всегда
под аккомпанемент кастаньет,  иногда  тамбурина  и  реже  -  гитары.  Ф.
исполняется парою танцоров - мужчиною и  женщиною;  вначале  танец  идет
медленно, затем делается все живее  и  живее,  превращаясь,  наконец,  в
пляску, полную огня и страсти. Музыка его мягкого и  довольно  грустного
характера, в 6/8, чаще в 3/4  в  миноре.  Форма  коленный  склад,  имеет
среднюю часть - трио.
   Фантазия  -   деятельность   воображения,   отличающаяся   наибольшею
отрешенностью от условий действительности.  Фантазия  называется  иногда
воображением  построительным,   в   отличие   от   воспроизводительного,
состоящего главным образом  в  воссоздании  пережитого.  Психологической
основой Ф. является смена представлений, наименее регулируемая  обычными
законами  ассоциаций  и  рассудочной  деятельности.  Главными  стимулами

Страницы: «« « 3187   3188   3189   3190   3191   3192   3193   3194   3195  3196   3197   3198   3199   3200   3201   3202   3203   3204   3205  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь