Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3196   3197   3198   3199   3200   3201   3202   3203   3204  3205   3206   3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214  » »»

ткани. Травянистые растения, чаще однолетние, большею частью вьющиеся, с
перистыми листьями. Листочков 3, очень редко 1. И весь  лист,  и  каждый
листочек снабжен прилистниками. Цветы в пазушных кистях.  Семена  богаты
легумином и крахмалом. Около 150 видов в  более  теплых  областях  обоих
полушарий. Разводятся из-за плодов и семян  -  а  некоторые  виды  также
из-за цветов - под названием турецких бобов. Из разводимых видов  первое
место занимает  Phaseolus  vulgaris  L.,  с  многими  разновидностями  и
сортами, из которых одни - вьющиеся, другие - низкие. Родина этого  вида
- Южная Америка. Phaseolus multiflorus Wilid, бобы цветущие, с  красными
цветами, часто разводятся как красивоцветущее, вьющееся  растение.  Бобы
обыкновенные, конские или русские принадлежат к роду  вика  (Vicia  Faba
L.). В. Тр.
   Фатализм - вера в господство в мире и особенно в жизни неизбежного  и
неотвратимого рока. Фаталистические представления весьма  распространены
уже в народных мифологиях  ,  причем  роль  решительниц  предназначенной
каждому участи играют особые существа вроде греч. мойр или рим.  парк  .
Только позднее стало развиваться понятие о безличном  роке  или  судьбе.
Главная особенность всех этих мифологических представлений - уверенность
в неизбежности назначенной участи, в неотвратимости того,  что  суждено:
"чему быть, того не миновать",  или  как  говорит  Геродот,  "того,  что
должно случиться по воле божества, не в силах отвратить человек".  Такой
фаталистический  характер  получало  иногда  и  христианское  учение   о
предопределении , напр. у бл.  Августина  (с  некоторыми  оговорками)  и
особенно  у  Кальвина  (без  всяких  смягчений).   С   особенною   силою
фаталистический взгляд на абсолютное предопределение развился в исламе .
Основная формула всякого Ф. может быть выражена таким образом:  "что  бы
человек ни делал,  с  ним  случится  непременно  то,  что  ему  на  роду
написано", безразлично, будет ли это приниматься за веление слепого рока
(судьбы) или  за  предначертание  божественного  промысла,  заслужил  ли
человек свою судьбу или, наоборот, она не стоит ни в каком  отношении  к
его поведению. Главное в Ф. -  вера  в  то,  что  не  только  окружающие
человека обстоятельства и разные случайности, которым  он  подвергается,
но и самая воля человека подчинены некоторой высшей силе, направляющей и
внешние условия его жизни, и внутренние мотивы  всего  его  поведения  к
известному неотвратимому результату.  Совершенную  противоположность  Ф.
представляет собою учение о свободе воли,  допускающее,  вопреки  общему
закону причинности , возможность самостоятельного, т. е. ни от чего  вне
воли не зависящего действий, или, что тоже, возможность причин,  которые
уже не суть следствия других причин. Ф. и учение о полной свободе  воли,
находясь  во  взаимном  противоречии,  одинаково  устраняют  возможность
научного  предсказания:  первое  из  этих  учений   допускает   действие
некоторого рока, неизбежно осуществляющего свои предначертания, а другое
постоянно  вводит  в  жизненный  процесс  беспричинные  действия  людей,
оказывающие, однако, влияние на общий ход вещей.  Оба  учения  одинаково
далеки  от  понятия  закономерности  всего  происходящего  в   мире   и,
следовательно, от детерминизма, который признает существование у  каждой
причины своей причины и т. д. (против учения о свободе воли) и вместе  с
тем способность человеческой воли оказывать влияние на естественный  ход
вещей и таким образом предотвращать многое, что этим естественным  ходом
вещей неизбежно было  бы  создано  (против  Ф.).  В  практической  жизни
фаталистическое   настроение   может   приводить    к    противоположным
результатам;  напр.,  мусульманскому  Ф.  приписывают  как   беззаветную
храбрость  магометанских  завоевателей,  так  и  восточный  квиетизм.  И
действительно, если человеку не суждено  умереть  в  данный  момент,  он
выйдет целым и невредимым из самой опасной битвы; если  ему  не  суждено
умереть от чумы,  ему  не  нужны  никакие  санитарные  предосторожности,
которые, с другой стороны, не  спасут  тех,  кому  суждено  умереть.  От
религиозного или философского Ф. мало чем  отличается  Ф.  исторический,
сводящийся к представлению исторического  процесса  как  чисто  рокового
сцепления  события,  совершенно  независимого  от  людских  намерений  и
усилий. Такова, напр., точка зрения Льва Толстого в  историкофилософских
рассуждениях "Войны и мира".  Всякая  теория  исторического  процесса  ,
отрицающие какую бы то ни было роль личности в истории, заключает в себе
скрытый Ф., осуществление стихийными силами истории,  и  притом  роковым
образом,  некоторого  общего  плана,  неизбежно  ведущего  к  известному
результату. В. К.
   Фатимиды (909 - 1171) - халифская  династия,  производившая  себя  от
сына Алия и Фатимы, Хосейна (Гусейна), но происходившая, как кажется, от
радикального реформатора секты исмаилитов Абдаллаха ибн-Меймуна  Каддаха
или, точнее, от его внука Обейдаллаха Махдия (ум. 934). В 909 г. карматы
доставили Обейдаллаху власть над берберами в северной Африке, а в 969 г.
Джаухар, полководец Фатимид Моызза (953  -  975),  завоевал  для  своего
государя Египет и южн. Сирию, сверг княжескую династию ихшидов и основал
укрепленный город Каир, куда с 972 г. Моызз перенес  столицу  фатимидск.
халифата.  Правление  Моызза  замечательно  материальным  и   умственным
развитием Египта и славно чрезвычайною  терпимостью  к  иноверцам,  что,
впрочем, естественно вытекало из духа исмаилитской секты. К 991 г.,  при
Азизе (975 - 996), была отнята  у  хамданидов  сев.  Сирия,  после  чего
фатимидский халифат стал простираться от  Оронта  до  Марокко;  впрочем,
фатимидский  контроль  над  зап.  провинциями  (Тунисом  и  др.)   после
перенесения  столицы  в  Каир  ослабел,  и  они   сделались   фактически
независимыми (туниская династия  Зайридов),  а  Ф.  остались  собственно
егип.-сир. династией. Хаким (996 -  1021)  объявил  в  1009  г.  указ  о
равенстве   официально   господствовавшего    вероисповедания    итского
(исмаилитского) с соннитским, но по отношению к евреям и  христианам  он
резко нарушил исмаилитский принцип терпимости. С 1017 г. полоумный халиф
стал слепым орудием в руках основателей  секты  друзов  и  объявил  себя
божеством. Его царствование было полно смут и грозило опасностью  самому
существованию династии; но сын Хакима 3ахир  (1021  -  1036),  со  своей
теткою-опекуншею Ситталь-мольк, опять восстановил  порядок.  Последующие
Ф. : Мостансыр (1036 - 1094), Мостали (1094 - 1101), Амир (1101 -  ИЗО),
Хафиз (1130 - 1149), Зафир (1149 - 1154), Фаиз (1154 - 1160), Адыд (1160
- 1171). При них Египет  иногда  подвергался  внутренним  волнениям,  но
большею частью процветал и обогащался морскою торговлей; в Сирии же  шли
крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию эйюбидов. В
1169 г. эйюбид Саладин низложил, вместе с своим  братом,  последнего  Ф.
См. С. де Саси, "Expose de  la  rel.  des  Druzes"  (П.,  1838,  т.  1);
Фурнель, "Les Berbers" (т. II); Гюйяр, "Un grand maltre  des  Assassins"
("Journ. Asiat." 1877 и отд.); P. Дози, "Essai sur l'hist. de  l'islam."
(П.,  1879,  гл.  IX;  печатается  дополненный  рус.  пер.   Крымского);

Страницы: «« « 3196   3197   3198   3199   3200   3201   3202   3203   3204  3205   3206   3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь