|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3203 3204 3205 3206 3207 3208 3209 3210 3211 3212 3213 3214 3215 3216 3217 3218 3219 3220 3221 » »» так мучительно ощущалась человеком. Боги - дети желания, продукты
фантазии. Не Бог сотворил человека "по образу и подобию своему", а
наоборот, человек сотворил богов. Человек в области религиозного
творчества в воображении удовлетворяет стремлению к счастью. Он познает
им же самим созданных богов, как сверхчеловеческие сущности; но это
противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии. Тем не
менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала
в себе лучшие идеи и чувства человечества, объединяя, в древнейший
период, все сферы знания, искусства и практической деятельности. В
настоящее время ее роль сыграна. Мы познали научным путем ту
метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного творчества;
секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона религии утрачивают
свой raison d'etre. Эмоциональная ее основа также теряет свое значение.
Религиозная потребность проистекала из невозможности удовлетворить
желаниям и идеалам; но по мере прогресса наук, искусств и социальных
форм жизни эти идеалы мало помалу осуществляются, и религия утрачивает
то положительное значение, какое она имела в прошлом. Подобно тому, как
теперь золотых дел мастер или поэт не нуждаются в покровительстве
Гефеста или Аполлона, так, можно надеяться, человечество научится в
будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов. -
В религиозных воззрениях Ф. важна, по своему историческому значению, не
метафизическая, а психологическая сторона. Атеистическая основа его
религии человечества не представляла ничего нового, но нова и
оригинальна психологическая попытка выяснить процесс естественного
происхождения религиозных миросозерцаний, вовсе не связанная необходимо
с выводами в духе догматического атеизма, к которым приходит Ф. Глубокие
идеи Ф. в области психологии религии сообщили толчок плодотворным
исследованиям по истории религии в трудах Штраусса, Ренана, Гаве, кн. С.
Н. Трубецкого и др. С другой стороны, за ними последовал целый ряд
этнографических исследований по первобытной религии (Леббока, Тайлора,
Спенсера, Группе etc.). Наконец, они дали толчок новейшим
психологическим работам в этой области, в которых более подробно
исследуются факторы религиозного творчества (Гюйо, Маршалль, А. Ланге).
Очень напоминают идеи Ф. мысли Lesbazeille'я в его статье: "Les buses
psychologiques de lа religion"; он только оттеняет роль коллективного
внушения в эволюции мифов. Учение Авенариуса об "интройэкции" (в его
книге "Человеческое понятие о мире") и о том виде "тимематологической
апперцепции", который он называет "антропоморфическим", также навеяны Ф.
Есть много общего с Ф. в религиозных идеях Конта и Милля, но несомненно,
что ни тот, ни другой не были знакомы с сочинениями Ф. Первым
значительным произведением Ф. была "История новой философии от Бавона до
Спинозы" (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В ней
уже зарождается вопрос, который всегда всего более интересовал Ф. -
вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории философии
составило исследование лейбницевской философии (1837), третью часть -
характеристика философии Пьера Вейля (1838). В первых двух исследованиях
Ф. придерживается пантеизма, высоко ценя философию Спинозы. Учение
традиционной теологии о бессмертии здесь уже, однако, отвергается им,
как и в раннем его анонимном произведении: "Мысли о смерти и бессмертии"
(1830). Когда имя автора стало известно, Ф. навсегда потерял возможность
быть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были
безуспешны. В сочинении о Бейде Ф. впервые с особенной силой
подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией.
Он указывает на слепое подчинение авторитету и догм и на веру в чудо -
как на основание богословия, на свободу разумного исследователя и
изучение закономерности явлений - как на основание науки и философии.
Здесь Ф. уже открыто склоняется к атеизму и намечает проблему
психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических
иллюзий человеческого ума. Эта проблема разрабатывается Ф. детально в
двух последующих сочинениях: "Философия и христианство" и "Сущность
христианства" (есть заграничный русский перевод). В позднейших
сочинениях: "Предварительные положения к философской реформе", "Основы
философии будущего", "Сущность религии" и "Чтения о сущности религии" -
Ф. в еще более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и
антропологизм. Он уже склоняется к материализму ("der Mensch ist, was
erisst" и в этом отношении является одним из первых представителей
неоматериализма, вышедшего из "крайней левой" гегелианизма. Философские
и религиозные идеи Ф. оказали глубокое влияние на Маркса, Энгельса и
других духовных вождей немецкой социал-демократии.
Сочинения Ф. : "De ratione una, universali, infinita" (Эрл., 1828,
pro venia legendi); "Gedanken neber Tod und Unsterblichkeit" (1830);
"Gesch. d. N. philos. von Bacon bis B. Spinosa" (1833); "Darstellung,
Entwickelung and Kritik d. Leibnitzschen Philosophie" (1837); "P.
Bayle"(1838); "Ueber Philosophie und Christenthum in Beziehung auf den
der hegelschen Philosophie gemachten Vorwurf der Unebristlichkeit"
(1839); "Das Wesen des Christenthums" (1841); "Vorlaufige Thesen zur
Reform der Philosophie" (1842); "Grundsatze der Philosophie der Zukunft"
(1843); "Das Wesen der Religion" (1845) и др. Полное собрание сочинений
в 10 тт. вышло в 1846 - 66 гг. Сочинения о Ф. Дюринге, на которого Ф.
оказал огромное влияние, считает Ф. величайшим философом XIX в., наряду
с Контом. Признавая преувеличением такую оценку исторической роли Ф.,
нельзя не отметить тенденциозное умаление значения такой яркой и
своеобразной индивидуальности, как Ф., немецкими профессорами философии.
Лишенный возможности при жизни излагать свое учение с университетской
кафедры, Ф. и после смерти подвергается систематическому замалчиванию со
стороны представителей официальной науки. Литература о Ф. очень бедна.
Наиболее ранняя монография, посвященная философии Ф.: "Darstellung und
Kritik der Philosophie L. Feuerbach's" (1847) принадлежит Шаллеру. В
1874 г. появилась книга Грюна: "L. F. in seinem Briefwechsel and
Nachlass sowie in seiner philos. Charakterentwicklung", заключающая в
себе ценный сырой материал. В 1888 г. вышло сочинение Энгельса: "L. F.
und der Ausgang der klassisch deutschen Philosophie". Интересна статья
Wintzer'a в "Archiv fur Syst. Philos. " 1892 г. по этике Ф. (стр. 187).
Более обстоятельные в философском отношении монографии - Штарке, "L. F.
" (1885) и Bolin, "Ueber L. F. 's Briefwechsel und Nachlass" (1891).
Курьезно то, что Штарке - датчанин, а Болин - финн. В интересной статье
Н. Н. Страхова ("Борьба с Западом в рус. литературе", 1883, т. 2)
разбирается теория познания Ф. Этические воззрения Ф. превосходно
изложены Иодлем в "История этики" (т. II, 219 - 236, пер. под ред. В. С.
Страницы: «« « 3203 3204 3205 3206 3207 3208 3209 3210 3211 3212 3213 3214 3215 3216 3217 3218 3219 3220 3221 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |