Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3203   3204   3205   3206   3207   3208   3209   3210   3211  3212   3213   3214   3215   3216   3217   3218   3219   3220   3221  » »»

так мучительно  ощущалась  человеком.  Боги  -  дети  желания,  продукты
фантазии. Не Бог сотворил человека  "по  образу  и  подобию  своему",  а
наоборот,  человек  сотворил  богов.  Человек  в  области   религиозного
творчества в воображении удовлетворяет стремлению к счастью. Он  познает
им же самим созданных богов,  как  сверхчеловеческие  сущности;  но  это
противоположение божеского и человеческого основано на иллюзии.  Тем  не
менее историческое значение религии было огромное, так как она воплощала
в себе лучшие идеи  и  чувства  человечества,  объединяя,  в  древнейший
период, все сферы  знания,  искусства  и  практической  деятельности.  В
настоящее  время  ее  роль  сыграна.  Мы  познали   научным   путем   ту
метафизическую иллюзию, которая лежит в основе религиозного  творчества;
секрет религиозных явлений отгадан, идейная сторона  религии  утрачивают
свой raison d'etre. Эмоциональная ее основа также теряет свое  значение.
Религиозная  потребность  проистекала  из  невозможности   удовлетворить
желаниям и идеалам; но по мере прогресса  наук,  искусств  и  социальных
форм жизни эти идеалы мало помалу осуществляются, и  религия  утрачивает
то положительное значение, какое она имела в прошлом. Подобно тому,  как
теперь золотых дел  мастер  или  поэт  не  нуждаются  в  покровительстве
Гефеста или Аполлона, так,  можно  надеяться,  человечество  научится  в
будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия богов. -
В религиозных воззрениях Ф. важна, по своему историческому значению,  не
метафизическая, а  психологическая  сторона.  Атеистическая  основа  его
религии  человечества  не  представляла  ничего  нового,   но   нова   и
оригинальна  психологическая  попытка  выяснить  процесс   естественного
происхождения религиозных миросозерцаний, вовсе не связанная  необходимо
с выводами в духе догматического атеизма, к которым приходит Ф. Глубокие
идеи Ф.  в  области  психологии  религии  сообщили  толчок  плодотворным
исследованиям по истории религии в трудах Штраусса, Ренана, Гаве, кн. С.
Н. Трубецкого и др. С другой  стороны,  за  ними  последовал  целый  ряд
этнографических исследований по первобытной религии  (Леббока,  Тайлора,
Спенсера,   Группе   etc.).   Наконец,   они   дали   толчок    новейшим
психологическим  работам  в  этой  области,  в  которых  более  подробно
исследуются факторы религиозного творчества (Гюйо, Маршалль, А.  Ланге).
Очень напоминают идеи Ф. мысли Lesbazeille'я в его  статье:  "Les  buses
psychologiques de lа religion"; он только  оттеняет  роль  коллективного
внушения в эволюции мифов. Учение Авенариуса  об  "интройэкции"  (в  его
книге "Человеческое понятие о мире") и о  том  виде  "тимематологической
апперцепции", который он называет "антропоморфическим", также навеяны Ф.
Есть много общего с Ф. в религиозных идеях Конта и Милля, но несомненно,
что  ни  тот,  ни  другой  не  были  знакомы  с  сочинениями  Ф.  Первым
значительным произведением Ф. была "История новой философии от Бавона до
Спинозы" (1833). Эта книга написана в духе гегелевской философии. В  ней
уже зарождается вопрос, который всегда  всего  более  интересовал  Ф.  -
вопрос об отношении философии к религии. Вторую часть истории  философии
составило исследование лейбницевской философии (1837),  третью  часть  -
характеристика философии Пьера Вейля (1838). В первых двух исследованиях
Ф. придерживается  пантеизма,  высоко  ценя  философию  Спинозы.  Учение
традиционной теологии о бессмертии здесь уже,  однако,  отвергается  им,
как и в раннем его анонимном произведении: "Мысли о смерти и бессмертии"
(1830). Когда имя автора стало известно, Ф. навсегда потерял возможность
быть  профессором.  Попытки  его  друзей  доставить  ему  кафедру   были
безуспешны.  В  сочинении  о  Бейде  Ф.  впервые   с   особенной   силой
подчеркивает непримиримую противоположность между философией и религией.
Он указывает на слепое подчинение авторитету и догм и на веру в  чудо  -
как на  основание  богословия,  на  свободу  разумного  исследователя  и
изучение закономерности явлений - как на основание  науки  и  философии.
Здесь  Ф.  уже  открыто  склоняется  к  атеизму  и   намечает   проблему
психогенезиса  религиозных  догматов,  как  своеобразных  метафизических
иллюзий человеческого ума. Эта проблема разрабатывается  Ф.  детально  в
двух последующих сочинениях:  "Философия  и  христианство"  и  "Сущность
христианства"  (есть  заграничный   русский   перевод).   В   позднейших
сочинениях: "Предварительные положения к философской  реформе",  "Основы
философии будущего", "Сущность религии" и "Чтения о сущности религии"  -
Ф. в еще более резкой форме  развивает  свой  сенсуализм,  натурализм  и
антропологизм. Он уже склоняется к материализму ("der  Mensch  ist,  was
erisst" и в этом  отношении  является  одним  из  первых  представителей
неоматериализма, вышедшего из "крайней левой" гегелианизма.  Философские
и религиозные идеи Ф. оказали глубокое влияние  на  Маркса,  Энгельса  и
других духовных вождей немецкой социал-демократии.

   Сочинения Ф. : "De ratione una, universali,  infinita"  (Эрл.,  1828,
pro venia legendi); "Gedanken neber  Tod  und  Unsterblichkeit"  (1830);
"Gesch. d. N. philos. von Bacon bis B.  Spinosa"  (1833);  "Darstellung,
Entwickelung  and  Kritik  d.  Leibnitzschen  Philosophie"  (1837);  "P.
Bayle"(1838); "Ueber Philosophie und Christenthum in Beziehung  auf  den
der  hegelschen  Philosophie  gemachten  Vorwurf  der  Unebristlichkeit"
(1839); "Das Wesen des Christenthums"  (1841);  "Vorlaufige  Thesen  zur
Reform der Philosophie" (1842); "Grundsatze der Philosophie der Zukunft"
(1843); "Das Wesen der Religion" (1845) и др. Полное собрание  сочинений
в 10 тт. вышло в 1846 - 66 гг. Сочинения о Ф. Дюринге,  на  которого  Ф.
оказал огромное влияние, считает Ф. величайшим философом XIX в.,  наряду
с Контом. Признавая преувеличением такую оценку  исторической  роли  Ф.,
нельзя  не  отметить  тенденциозное  умаление  значения  такой  яркой  и
своеобразной индивидуальности, как Ф., немецкими профессорами философии.
Лишенный возможности при жизни излагать свое  учение  с  университетской
кафедры, Ф. и после смерти подвергается систематическому замалчиванию со
стороны представителей официальной науки. Литература о Ф.  очень  бедна.
Наиболее ранняя монография, посвященная философии Ф.:  "Darstellung  und
Kritik der Philosophie L. Feuerbach's"  (1847)  принадлежит  Шаллеру.  В
1874 г. появилась  книга  Грюна:  "L.  F.  in  seinem  Briefwechsel  and
Nachlass sowie in seiner philos.  Charakterentwicklung",  заключающая  в
себе ценный сырой материал. В 1888 г. вышло сочинение Энгельса:  "L.  F.
und der Ausgang der klassisch deutschen Philosophie".  Интересна  статья
Wintzer'a в "Archiv fur Syst. Philos. " 1892 г. по этике Ф. (стр.  187).
Более обстоятельные в философском отношении монографии - Штарке, "L.  F.
" (1885) и Bolin, "Ueber L. F. 's  Briefwechsel  und  Nachlass"  (1891).
Курьезно то, что Штарке - датчанин, а Болин - финн. В интересной  статье
Н. Н. Страхова ("Борьба с  Западом  в  рус.  литературе",  1883,  т.  2)
разбирается  теория  познания  Ф.  Этические  воззрения  Ф.  превосходно
изложены Иодлем в "История этики" (т. II, 219 - 236, пер. под ред. В. С.

Страницы: «« « 3203   3204   3205   3206   3207   3208   3209   3210   3211  3212   3213   3214   3215   3216   3217   3218   3219   3220   3221  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь