Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215   3216  3217   3218   3219   3220   3221   3222   3223   3224   3225   3226  » »»

жертвоприношений сажают за стол палки, срезанные от деревьев или кустов,
посвященных умершим, и угощают их яствами; австралийцы поклоняются своим
предкам в образе палок и камней и т. д. Есть, далее, фетиши, которые  не
обладают ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу  лишь
вследствие близости их или отношения к тому  или  другому  божеству  или
священному предмету и приобретаемого таким образом табу. Вещь, взятая из
храма, гробницы шамана, местопребывания какого-нибудь божества и  т.  п.
мест, в силу своего табу, может стать могучим средством против врага или
божеством-хранителем.  Наконец,  есть  фетиши,   происхождение   которых
связано  с  той  своеобразной  логикой  первобытного  человека,  которая
создала симпатическую магию. Достаточно указать на  такие  примеры,  как
талисманы халдеян с  именами  богов,  обычай  египтян  класть  в  могилу
картины, изображающие покойника за любимыми его  развлечениями,  лечение
настоем из-под  бумажки,  исписанной  заклинаниями  и  т.  п.  Этот  род
фетишизма в своей основе опять-таки имеет  анимистическую  подкладку.  К
фетишизму очень близко примыкает  идолопоклонство:  идол  отличается  от
фетиша только  тем,  что  он  представляет  собою  материальный  объект,
которому дана та или другая животная или человеческая форма. Раз имеется
на  лицо  материальное  изображение,   оно,   по   воззрению   анимиста,
обязательно либо обладает собственной, самостоятельной душой, либо может
стать обителью того или другого духа (смотря по форме идола), по тем или
другим   соображениям   решившегося   поселиться   в   нем.   Психология
идолопоклонства - та же,  что  у  фетишизма:  вера,  что  в  идоле  есть
могущественная душа или что в него вселился  дух  божества,  который,  в
награду за хороший уход или за красивую  форму,  ему  данную,  оказывает
помощь человеку. Фетишизм, начиная с де  Бросса,  долгое  время  считали
самой низшей и первобытной формой религии; но это воззрение явилось лишь
результатом неверного представления о фетише,  как  о  мертвом  объекте,
поклонение которому могло иметь место только  на  самой  низшей  ступени
умственного развития. На самом деле фетишизм появляется  лишь  в  период
полного   развития   анимистического   мировоззрения,   гораздо    позже
возникновения родовых и общих божеств, а некоторые формы его, как  напр.
поклонение инструментам, орудиям  и  т.  д.,  являются  непосредственным
результатом крайнего развития политеизма, с его особыми  божествами  для
каждого занятия, для  каждого  отдельного  рода  предметов.  Ср.  Waitz,
"Anthropologie" (т. II); Э. Тайлор, "Primitive culture" (т. II, гл.XIV);
Спенсер, "Основание социологии" (т. 1); Fr. Schultze, "Der  Fetichismus"
(Лпц., 1871); Бастиан, "Der Fetish an der  Kuste  Guineas"  (Б.,  1884);
Baudin,  "Fetichisme  et   feticheurs"   (Лион,   1884);   Ellis,   "The
Tschispeaking   Peoples",   "The   Ewe-Speaking    Peoples"    и    "The
Joruba-Speaking Peoples"; F. B. Jevons, "An introduction to the  history
of Religion" (Л., 1896). Л. Ш - г.
   Фехтование (нем. Fechtkunst,  франц.  escrime,  от  итал.  schermire,
защищаться) - искусство  действовать  холодным  оружием  (шпага,  сабля,
шашка, штык, пика). Хотя оружие употреблялось уже в древнейшие  времена,
но тогда оно находилось в таком младенчестве, что о каком-либо искусстве
и правилах действия не могло быть и речи; это видно, напр., из  описания
Гомером единоборств Гектора с Аяксом и Ахиллом, во время  которых  бойцы
встречали удары только щитами. В бою имело тогда значение не  искусство,
а сила и отвага. Хотя некоторые  писатели  (Капоферро)  и  говорят,  что
обычай ратоборства получил начало в Ассирии, а оттуда перешел к персам и
грекам, но это едва ли верно: Ф., как  искусство,  впервые  появилось  у
римлян, у греков же оно имело небольшое значение; среди них  процветала,
главным образом, стрельба из лука, состязание в которой производилось  и
на Олимпийских играх,  тогда  как  о  Ф.  на  них  не  упоминается.  Все
настоящие и бывшие школы Ф. считают своей родоначальницей римскую школу,
появившуюся в конце республиканского периода, когда  Ф.  начали  обучать
рабов в гладиаторских школах. Первым известным учителем  Ф.  был  консул
Рутилий (за 105 лет до  Р.  Хр.).  Юлий  Цезарь,  готовясь  к  борьбе  с
Помпеем, приказав научить Ф. своих милиционеров и сам выработал  правила
фехтования; с этих пор оно было хорошо поставлено  в  римских  легионах.
Рапира - главное фехтовальное оружие - была изобретена при Нероне;  Марк
Аврелий вооружил  ею  гладиаторов,  выпускаемых  на  арену.  Дальнейшему
распространению фехтовальн. искусства служили в средние  века  рыцарские
турниры, а  затем  право  носить  оружие,  полученное  и  горожанами.  В
Германии образовались особые фехтовальные союзы; первым из них был  союз
св. Марка, основанный в 1487 г. во Франкфурте-на-Майне; все  последующие
имели одинаковые фехтовальные приемы и  корпоративные  законы,  так  как
всякий, желавший открыть фехт. школу,  должен  был  выдержать  публичное
испытание и вступить  в  братство  св.  Марка.  Затем  появляются  союзы
странствующих фехтовальщиков, так назыв. рубак, которые показывали  свое
искусство за деньги на ярмарках. В Германии предпочитали рубящее оружие,
главным образом мечи; в Италии фехтовали почти исключительно на  шпагах,
заимствованных из Испании. Несмотря на общераспространенность фехтования
на Западе, до конца XV  ст.  оно  преподавалось  только  практически,  и
никаких письменных правил для него не было издано; первые такие  правила
были составлены  в  1474  г.  Жаком  Понцом  и  Петром  Торресом,  затем
руководства стали весьма многочисленны, потому что  Ф.  на  шпагах  было
обязательным в итальянских университетах; из  них  оно  было  перенесено
студентами в Германию и  Францию,  где  весьма  быстро  привилось,  чему
особенно  способствовало  ношение  дворянами   шпаги,   как   знака   их
достоинства. В это  же  время  городские  фехтовальные  союзы  исчезают,
уступая место обществам стрелков, и Ф. остается только, как  необходимый
предмет воспитания дворян, в университетах, в военно-учебных  заведениях
и в войсках. При университетах основываются школы Ф.; первою из них была
школа в Иене (1618), в ней преподавалось Ф. исключительно на  шпагах,  и
скоро она стала известна не только во всей Германии, но и  за  границей.
Шпага осталась до настоящего времени  любимым  оружием  на  юге  Европы,
особенно во Франции; в Германии же,  продолжая  учиться  Ф.  на  рапирах
(шпагах), с 1843 г. (в Иене) перешли к дуэлям на эспадронах,  как  более
безопасном оружии. Флорио, один из выдающихся учителей Ф., в своей  речи
"О пользе Ф." (1828)  отдает  решительное  предпочтение  шпаге,  но  его
утверждение, что бой на саблях  неправилен,  ошибочно;  теперь  во  всех
армиях прекрасно поставлено Ф. на этом оружии. С XVII стол.  во  Франции
начали фехтовать в армии на штыках; это Ф.  скоро  было  заимствовано  в
германскую, австрийскую и шведскую армии.  Вооружение  некоторых  частей
пиками, заимствованными с Востока, повело за собою Ф. и на  них.  Вообще
Ф. возможно - и практиковалось -  на  любом  холодном  оружии,  даже  на
кинжалах (наваха в Испании). В Россию  Ф.  перешло  с  Запада  вместе  с
иноземным  строем  и  было  первоначально  только  одним   из   воинских

Страницы: «« « 3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215   3216  3217   3218   3219   3220   3221   3222   3223   3224   3225   3226  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь