Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3206   3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214  3215   3216   3217   3218   3219   3220   3221   3222   3223   3224  » »»

Fermat,  Senatoris  tolosani.  Accesserunt  selectae   quaedam   ejusdem
Epistolae, vel ad ipsum a plerisque doctissimis viris  Gallice,  Latine,
vel  Italice,  de  rebus  ad  Mathematicis  disciplinas   aut   Physicam
pertinentibus  scriptae"  (Тулуза).  В  1861  г.  в  Берлине   появилась
перепечатка этого издания, сделанная Фридлендером. Новое, более полное и
совершенное собрание сочинений Ф. было издано в Париже в трех томах, под
заглавием "Oeuvres de Fermat, publiees par les soins de  P.  Tannery  et
Ch. Henry" (1896).
   В. В. Бобыник.
   Фермата или Ferma - в музыке знак покоя; состоит из небольшой дуги, с
точкою под ней - . Этот знак ставится  над  нотой  или  паузой  с  целью
увеличения нормальной их длительности. Длительность Ф. неопределенная  и
находится в зависимости от смысла музыкальной фразы, над  одной  из  нот
которой поставлена Ф. В хорале Ф. отделяет одно предложение от другого и
ставится  над  конечной  нотой  предложения.   Если   нужно   образовать
промежуток (покой) между двумя  соседними  тактами,  то  ставят  Ф.  над
тактовой чертой. Н. С. Феррара (Ferrara) - провинция в  Сев.  Италии,  у
Адриатического моря. 2621 кв. км. Поверхность равнинная орошается р.  По
и ее притоками (Панаро, Гено и др.);  изрезана  множеством  оросительных
каналов. Встречаются  значительные  болотистые  пространства  (Valli  di
Gomacchio). Почва очень  плодородна:  пшеница,  пенька,  рис,  виноград.
Шелководство,    скотоводство,    рыболовство.    Солеваренное     дело.
Обрабатывающая промышленность незначительна. Вывозятся пшеница,  пенька,
соль и рыба. Жит. около 250 тыс.
   Фетва (араб.) - юридич. заключение мус. законоведа, какой имеется при
всяком мус.суде в должности муфтия . За Ф. к муфтию обращается или  кади
(судья), если в  законах  не  находит  достаточно  ясного  указания  для
какого-нибудь судебного случая, или одна из тяжущихся сторон; да  и  вне
всякого судебного разбирательства Ф. испрашивают себе у муфтия отдельные
лица для личного, житейского руководства (напр., по вопросу о разрешении
от какого-нибудь обряда, пищи  и  т.  д.).  Запрос  подается  на  клочке
бумаги,  величиною  с  рецепт,  и  составляется  в  краткой   форме,   в
обобщительном духе, без называния  действительных  лиц  и  событий  и  с
заменою подлинных имен безличными Амрами,  Зейдами,  Бакрами  и  т.  п.;
муфтий на записке подписывает "можно" или "нельзя" -  и  Ф.  приобретает
силу закона. Всевозможные Ф. выдающихся законоведов,  начиная  с  первых
веков ислама, собираются в  многотомные  сборники,  изучаются  и  служат
руководством для последующих поколений муфтиев.  К  шейх-уль-исламу  или
великому муфтию обращается за Ф. сам султан в  вопросах  государственной
важности; его Ф.  может  своим  религиозным  авторитетом  или  подкрепит
султанский "гаттишериф" (указ),  или  совершенно  ослабить  его  силу  в
глазах подданных. А. Крымский.
   Фетиш, фетишизм - термины сравнительного  изучения  религии,  ведущие
свое начало от португальского слова  "feiticо"  (латинское  factitius  -
волшебный,  чудодейственный).  Этим  термином   португальцы   обозначали
различные  принадлежности  католического  обихода  -  реликвии   святых,
чудодейственные четки  и  тому  подобные  религиозные  талисманы.  После
ознакомления  с  неграми  западного   побережья   Африки   (Золотого   и
Невольничьего берега), в XV в., они стали применять  тот  же  термин  ко
всем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки с
землей и  кровью,  когти,  перья,  зерна  и  т.  п.),  к  которым  негры
относились как в божествам, с верой в их чудодейственную силу.  В  форме
fetiche, fetich термин с течением времени получил право  гражданства  во
французском, английском и других европейских языках. В науку, в качестве
обобщающего термина для целой категории религиозных фактов, впервые ввел
его в 1760 г. известный де Бросс. в книге: "Du culte des dieax  fetiches
оu Parallele de l'ancienne Religion de  l'Egypte  avec  la  religion  de
Nigritie"; но он неверно понял самую природу фетишизма и дал ему слишком
широкое значение.  Под  фетишем  де  Бросс  понимал  "все,  что  человек
выбирает объектом поклонения, напр.: дерево, гору, море,  кусок  дерева,
львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок,  некоторых
животных, как коров, козлов, слонов, овец и т.  п.",  причем  поклонение
неодушевленным объектам он понимал как сознательное поклонение именно им
самим, а не присущим им разумным началам. Конт еще более расширил термин
фетишизма, обозначая им анимистическое воззрение  первобытного  человека
на объекты материального  мира  и  весь  первобытный  культ  вообще.  До
настоящего времени многие ученые  склонны  относить  к  фетишизму  культ
животных, растений, феноменов природы и т. д. (Липперт), или все объекты
первобытного культа (Басиан), упраздняя  тем  самым  всякую  точность  и
определенность термина. Более или менее ограничил его  значение  Тайлор,
считая фетишизм лишь второстепенной отраслью анимизма, именно "учением о
духах, воплощенных в вещественных предметах, или, связанных с ними,  или
действующих через их посредство", и  отделяя  от  него  культ  животных,
растений, феноменов природы, духов, идолов. Но  и  в  этом  виде  термин
начинает не удовлетворять ученых; Джевонс, напр., предлагает  совершенно
упразднить его, как  пугающий  своей  неопределенностью.  Тем  не  менее
термин может удержаться в науке, если под ним подразумевать не отдельную
стадию религии (какой в действительности никогда не существовало)  и  не
психологическую   категорию    фактов,    а    совокупность    отдельных
неодушевленных  предметов  (но  не  цельных  феноменов  природы),  в  их
естественном виде или так или иначе приспособленных, составляющих в  том
или ином смысле объект культа.
   Культ фетишей существует не у одних негров, но у последних он  достиг
наиболее разнообразного развития. Нет такого предмета,  хотя  бы  самого
ничтожного, вроде простого булыжника или кусочка дерева, который не  мог
бы быть фетишем, и нет такого чуда, которого этот  ничтожный  объект  не
мог совершить. Нужно только уметь его выбрать, окружить  заботами  и  не
раздражать. "Фетиши встречаются на каждой тропинке, у каждого брода,  на
каждой двери; они висят, в виде амулетов, на шее у каждого человека; они
предохраняют  от  болезни  или,  наоборот,   причиняют   ее   в   случае
пренебрежения к ним; приносят дождь,  наполняют  море  рыбами,  ловят  и
наказывают вора, придают храбрость, приводят в смятение  неприятелей"  и
т. д. (Вайц). Р„мер встречал даже целые дома фетишей.  В  одном  из  них
было собрано до 20000 самых  различных  объектов,  как  напр.  горшок  с
красной глиной, в которую воткнуто было петушье перо; деревянные  колья,
обмотанные шерстью; перья попугая, человеческие волосы  и  т.  д.  Среди
этих вещей, развешанных  по  стенам  и  валявшихся  на  полу,  находился
крошечный стул, рядом - такой же матрац, на котором Ф. мог отдыхать  или
вкусить из бутылки с ромом, стоявшей  возле.  В  этот  священный  музей,
собранный  усилиями  многих  поколений,  старый   хозяин-негр   приходил

Страницы: «« « 3206   3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214  3215   3216   3217   3218   3219   3220   3221   3222   3223   3224  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь