Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3197   3198   3199   3200   3201   3202   3203   3204   3205  3206   3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215  » »»

Вюстенфедьд, "Gresch.  der  Fatimiden-Chalifen"  (Геттинген,  1881);  А.
Мюллер, "История ислама" (СПб., 1895, т. II, гл. III - IV). А. Крымский.
   Фауна - совокупность  животных  форм  земного  шара  или  его  части.
Животное население земного шара может быть разделено  на  две  громадные
группы: Ф. морская и Ф. наземная. Первая, конечно, гораздо древнее,  ибо
наземная Ф. развилась из морской. Наземная Ф. может быть  рассматриваема
с различных точек зрения. С точки зрения чисто  географической  возможно
рассматривать Ф. по  зоогеографическим  областям  по  частям  света,  по
странам и более мелким районам.  С  точки  зрения  физико-географических
условий Ф. можно разделить на пресноводную (озерную, речную,  болотную),
соленоводную (соленые озера), сухопутную, а последнюю разделять,  следуя
тому же физико-географическому принципу, на лесную, степную, пустынную и
т. д. С точки зрения геологической можно делить  Ф.  сообразно  тем  или
другим  геологическим  периодам.   Каждое   такое   деление   определяет
совокупность форм, для него характерных, а иногда даже и исключительных.
В. М. Ш.
   Фаэтон (FaeJwn, Phaethon - пылающий) - у  Гомера  эпитет  Гелиоса,  у
позднейших писателей также имя сына  Гелиоса  от  Океаниды  Климены.  По
сказанию,  поэтически  разработанному  древними  писателями,  Ф.,  желая
доказать  свое  происхождение  от  Гелиоса,  обратился,  при  посредстве
Климены, к отцу, с просьбой предоставить ему  на  один  день  управление
солнечной  колесницей.  Гелиос,  связанный  клятвою,  которую   он   дал
исполнить просьбу сына, вверил ему заветную колесницу, но  слабый  юноша
не сумел управиться с бессмертными конями и, не зная  дороги,  сбился  с
пути, вследствие чего вселенная едва не была охвачена пожаром.  Предвидя
несчастие, Зевс ударом  молнии  поразил  безрассудного  смельчака,  тело
которого упало в Эридан. Сестры Ф. с отчаяния превратились в  тополи,  а
слезы их - в янтарь. Ср. "Ипполит" Еврипида,  735  и  след.;  Apollonius
Rhodius, "Argonautica", IV, 598  след.;  "Метаморфозы"  Овидия,  I,  755
след., II, 1 - 367), а также Bangert, "De  fabula  Phaethontea"  (Галле,
1885);   Knaack,   "Quaestiones   Phaethonteae"    (в    "Philologischen
Untersuchungen", Б., 1885). В скульптуре Ф. чаще  всего  воспроизводился
на саркофагах (см. Wilamovitz и Robert в "Hermes'е" 1883).
   Феб (FoiboV) - один из эпитетов древнегреческого бога  Аполлона,  как
божества света (joiboV - чистый, светлый,  одного  корня  с  jaoV,  эол.
jauoV).
   Февраль - У древних римлян februarius  mensis  назывался  календарный
месяц, введенный, по преданию, Нумой Помпилием  или  Тарквинием  Гордым.
Древнейший (ромулов) календарь, по которому год делился на 10 месяцев  и
состоял из 304 дней, этого  месяца,  равно  как  и  января,  в  себе  не
заключал. Последовавшая при Нуме (или Тарквинии) реформа календаря имела
целью установить солнечно-лунный год (быть может, солнечно-лунный цикл);
для этого, между  прочим,  были  введены  два  новых  месяца,  январь  и
февраль, причем месяц Ф., которым заканчивался год, заключал в  себе  28
дней (единственный древний месяц с четным числом дней; остальные  месяцы
имели число дней нечетное, так как нечетное число, по верованию  древних
римлян, приносило счастье).  С  153  г.  до  Р.  Хр.  начало  года  было
перенесено на 1 января, и Ф. занял  в  порядке  римских  месяцев  второе
место. Название месяца Ф. стоит в связи  с  обрядами  очищения  (februa,
februare), которые приходились на праздник Луперкалий (15 февр.  =  dies
februatus). Когда, при установлении солнечно-лунного цикла, понадобилось
введение вставных месяцев, эти  последние  вставлялись  между  23  и  24
февраля (при 4-годовом цикле - на втором и  четвертом  году).  При  Юлии
Цезаре, который ввел четырехгодовой цикл, состоявший из  трех  годов  по
365 и одного года в 366  дней,  февраль  последнего  содержал  29  дней,
причем 23 февр. считалось седьмым днем домартовских календ  (a.  d.  VII
Kal. Mart.), 24-е Ф. - шестым предыдущим, а 25 Ф. -  шестым  последующим
днем домартовских календ (а. d. VII Kal. Mart. posteriorem  и  priorem).
Так как этих шестых дней домартовских календ было два, то год, в котором
Ф. содержал 29 дней, назывался annus bissextus (отсюда annee  bissextile
наше високосный год).  Ср.  Ideler,  "Handbuch  der  mathematischen  und
technischen  Chronologie"   (Берл.,   1826);   Mommsen,   "D.   Romische
Chronologie"  (Берл.,  1858);  Matzat,  "Romische  Chronologie"  (Берл.,
1883);  Hartmann,  "Der  romische  Kalender"  (Лиц.,  1883);  Marquardt,
"Romische Sacralaltertumer" (Берл., 1885, стр. 270 - 287). H. О.

   Февраль (латин. Februarius, греч. deuteroV mhn , нем. Februar, франц.
Fevrier,  англ.  February,  итал.   Febbraio;   древнерусское   название
февруарий;   церковнославянское    -    снежень,    бокогрей,    сечень;
малороссийское лютый; польское Luty; у словенцев и иллирийцев - вельяча;
у хорватов - свечень; у вендов - свечник, сечень,  друкник  [второй];  у
сербов - свечковый; у словаков и чехов - унор; у болгар - малко  сеч;  в
русских  летописях  Ф.  называется  также  свадебным  месяцем;  нынешнее
название перешло к нам из Византии) - второй месяц в году, имеет 28 ней,
в високосном году 29. По народным поверьям, почти всюду считается  самым
тяжелым месяцем, особенно в високосные годы. Малороссы считают, что в Ф.
особенно несчастны пятницы: в эти дни нельзя мужчинам работать в поле, а
женщинам - прясть. Народные поговорки про Ф. :  "вьюги,  метели  под  Ф.
полетели", "Ф. сшиби рог с зимы", "январю батюшке морозы, Ф.  метелицы";
"в Ф. зима с весной встретятся  впервой";  "Ф.  медведю  в  берлоге  бок
нагреет"; "в Ф. солнце на лето поворотит"; "в Ф. от воробья стена мокра"
и пр. 2-го Ф. празднуется Сретение Господне; в  этот  день  "встречаются
зима с летом" и о нем существует масса пословиц, поговорок и примет.  На
"Сретение солнце на лето, зима на мороз"; "что Сретенский мороз! Батюшка
Ф. пришел, мужик зиму перерос"; "на Сретение снежок  пригонит  на  весну
дожжок". Большинство поговорок предсказывает погоду. С удлинением дня на
Сретение меняется образ жизни крестьян; они перестают работать при огне,
женщины перестают прясть, начинаются приготовления  к  полевым  работам.
День 2-го Ф. играет важную роль в жизни животных, домашних и диких:  "на
Сретение коров выгоняют из хлевов для пригреву". 3-го Ф. варят  соломату
("приехала соломата на двор, расчинай  починки"),  осматривают  и  чинят
летнюю сбрую. Между 3 и 11 Ф. ожидается семь крутых утренников. 5-го  Ф.
пробегает коровья смерть  по  селам.  11-го  Ф.  молятся  св.  Власию  о
покровительстве и защите домашнего  скота.  Поклонение  Bлаcию  стоит  в
связи с древним языческим празднеством в честь "скотая бога" Велеса  или
Волоса; доныне сохранился обряд опахивания для изгнания коровьей смерти,
15-го Ф. окликают звезды, чтобы овцы лучше неслись; с 25-го опасно спать
днем: "кто спит под вечер в Ф., тот  наспит  кумаху  (лихорадку)";  28го
обыкновенно бывают оттепели: "Василий капельник - с крыш каплет". Детей,
страдающих "овечьей одышкой" (раздутием  живота),  в  этот  день  лечат,

Страницы: «« « 3197   3198   3199   3200   3201   3202   3203   3204   3205  3206   3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь