Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 3197 3198 3199 3200 3201 3202 3203 3204 3205 3206 3207 3208 3209 3210 3211 3212 3213 3214 3215 » »» Вюстенфедьд, "Gresch. der Fatimiden-Chalifen" (Геттинген, 1881); А. Мюллер, "История ислама" (СПб., 1895, т. II, гл. III - IV). А. Крымский. Фауна - совокупность животных форм земного шара или его части. Животное население земного шара может быть разделено на две громадные группы: Ф. морская и Ф. наземная. Первая, конечно, гораздо древнее, ибо наземная Ф. развилась из морской. Наземная Ф. может быть рассматриваема с различных точек зрения. С точки зрения чисто географической возможно рассматривать Ф. по зоогеографическим областям по частям света, по странам и более мелким районам. С точки зрения физико-географических условий Ф. можно разделить на пресноводную (озерную, речную, болотную), соленоводную (соленые озера), сухопутную, а последнюю разделять, следуя тому же физико-географическому принципу, на лесную, степную, пустынную и т. д. С точки зрения геологической можно делить Ф. сообразно тем или другим геологическим периодам. Каждое такое деление определяет совокупность форм, для него характерных, а иногда даже и исключительных. В. М. Ш. Фаэтон (FaeJwn, Phaethon - пылающий) - у Гомера эпитет Гелиоса, у позднейших писателей также имя сына Гелиоса от Океаниды Климены. По сказанию, поэтически разработанному древними писателями, Ф., желая доказать свое происхождение от Гелиоса, обратился, при посредстве Климены, к отцу, с просьбой предоставить ему на один день управление солнечной колесницей. Гелиос, связанный клятвою, которую он дал исполнить просьбу сына, вверил ему заветную колесницу, но слабый юноша не сумел управиться с бессмертными конями и, не зная дороги, сбился с пути, вследствие чего вселенная едва не была охвачена пожаром. Предвидя несчастие, Зевс ударом молнии поразил безрассудного смельчака, тело которого упало в Эридан. Сестры Ф. с отчаяния превратились в тополи, а слезы их - в янтарь. Ср. "Ипполит" Еврипида, 735 и след.; Apollonius Rhodius, "Argonautica", IV, 598 след.; "Метаморфозы" Овидия, I, 755 след., II, 1 - 367), а также Bangert, "De fabula Phaethontea" (Галле, 1885); Knaack, "Quaestiones Phaethonteae" (в "Philologischen Untersuchungen", Б., 1885). В скульптуре Ф. чаще всего воспроизводился на саркофагах (см. Wilamovitz и Robert в "Hermes'е" 1883). Феб (FoiboV) - один из эпитетов древнегреческого бога Аполлона, как божества света (joiboV - чистый, светлый, одного корня с jaoV, эол. jauoV). Февраль - У древних римлян februarius mensis назывался календарный месяц, введенный, по преданию, Нумой Помпилием или Тарквинием Гордым. Древнейший (ромулов) календарь, по которому год делился на 10 месяцев и состоял из 304 дней, этого месяца, равно как и января, в себе не заключал. Последовавшая при Нуме (или Тарквинии) реформа календаря имела целью установить солнечно-лунный год (быть может, солнечно-лунный цикл); для этого, между прочим, были введены два новых месяца, январь и февраль, причем месяц Ф., которым заканчивался год, заключал в себе 28 дней (единственный древний месяц с четным числом дней; остальные месяцы имели число дней нечетное, так как нечетное число, по верованию древних римлян, приносило счастье). С 153 г. до Р. Хр. начало года было перенесено на 1 января, и Ф. занял в порядке римских месяцев второе место. Название месяца Ф. стоит в связи с обрядами очищения (februa, februare), которые приходились на праздник Луперкалий (15 февр. = dies februatus). Когда, при установлении солнечно-лунного цикла, понадобилось введение вставных месяцев, эти последние вставлялись между 23 и 24 февраля (при 4-годовом цикле - на втором и четвертом году). При Юлии Цезаре, который ввел четырехгодовой цикл, состоявший из трех годов по 365 и одного года в 366 дней, февраль последнего содержал 29 дней, причем 23 февр. считалось седьмым днем домартовских календ (a. d. VII Kal. Mart.), 24-е Ф. - шестым предыдущим, а 25 Ф. - шестым последующим днем домартовских календ (а. d. VII Kal. Mart. posteriorem и priorem). Так как этих шестых дней домартовских календ было два, то год, в котором Ф. содержал 29 дней, назывался annus bissextus (отсюда annee bissextile наше високосный год). Ср. Ideler, "Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie" (Берл., 1826); Mommsen, "D. Romische Chronologie" (Берл., 1858); Matzat, "Romische Chronologie" (Берл., 1883); Hartmann, "Der romische Kalender" (Лиц., 1883); Marquardt, "Romische Sacralaltertumer" (Берл., 1885, стр. 270 - 287). H. О. Февраль (латин. Februarius, греч. deuteroV mhn , нем. Februar, франц. Fevrier, англ. February, итал. Febbraio; древнерусское название февруарий; церковнославянское - снежень, бокогрей, сечень; малороссийское лютый; польское Luty; у словенцев и иллирийцев - вельяча; у хорватов - свечень; у вендов - свечник, сечень, друкник [второй]; у сербов - свечковый; у словаков и чехов - унор; у болгар - малко сеч; в русских летописях Ф. называется также свадебным месяцем; нынешнее название перешло к нам из Византии) - второй месяц в году, имеет 28 ней, в високосном году 29. По народным поверьям, почти всюду считается самым тяжелым месяцем, особенно в високосные годы. Малороссы считают, что в Ф. особенно несчастны пятницы: в эти дни нельзя мужчинам работать в поле, а женщинам - прясть. Народные поговорки про Ф. : "вьюги, метели под Ф. полетели", "Ф. сшиби рог с зимы", "январю батюшке морозы, Ф. метелицы"; "в Ф. зима с весной встретятся впервой"; "Ф. медведю в берлоге бок нагреет"; "в Ф. солнце на лето поворотит"; "в Ф. от воробья стена мокра" и пр. 2-го Ф. празднуется Сретение Господне; в этот день "встречаются зима с летом" и о нем существует масса пословиц, поговорок и примет. На "Сретение солнце на лето, зима на мороз"; "что Сретенский мороз! Батюшка Ф. пришел, мужик зиму перерос"; "на Сретение снежок пригонит на весну дожжок". Большинство поговорок предсказывает погоду. С удлинением дня на Сретение меняется образ жизни крестьян; они перестают работать при огне, женщины перестают прясть, начинаются приготовления к полевым работам. День 2-го Ф. играет важную роль в жизни животных, домашних и диких: "на Сретение коров выгоняют из хлевов для пригреву". 3-го Ф. варят соломату ("приехала соломата на двор, расчинай починки"), осматривают и чинят летнюю сбрую. Между 3 и 11 Ф. ожидается семь крутых утренников. 5-го Ф. пробегает коровья смерть по селам. 11-го Ф. молятся св. Власию о покровительстве и защите домашнего скота. Поклонение Bлаcию стоит в связи с древним языческим празднеством в честь "скотая бога" Велеса или Волоса; доныне сохранился обряд опахивания для изгнания коровьей смерти, 15-го Ф. окликают звезды, чтобы овцы лучше неслись; с 25-го опасно спать днем: "кто спит под вечер в Ф., тот наспит кумаху (лихорадку)"; 28го обыкновенно бывают оттепели: "Василий капельник - с крыш каплет". Детей, страдающих "овечьей одышкой" (раздутием живота), в этот день лечат, Страницы: «« « 3197 3198 3199 3200 3201 3202 3203 3204 3205 3206 3207 3208 3209 3210 3211 3212 3213 3214 3215 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |