Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3198   3199   3200   3201   3202   3203   3204   3205   3206  3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215   3216  » »»

заставляя овец переходить них. 29-е память препод.  Касьяна  римского  -
самый несчастный день; " Касьян на что ни взглянет  -  все  вянет  ";  "
Касьян на скот - скот дохнет, Касьян на траву - трава сохнет". Крестьяне
неофициально три раза в год празднуют  память  Касьяна,  желая  чем-либо
ублаготворить  "немилостивого,  скупого  и  завистливого"  святого.  Ср.
Сахаров,  "Сказания  русского  народа"  (СПб.,  1885);  А.  С.  Ермолов,
"Народная  сельскохозяйственная  мудрость  в  пословицах,  поговорках  и
приметах. Т. I. Народный месяцеслов" (СПб., 1901).
   Федерация - тоже, что союзное государство. Ф. образуются в  громадном
большинстве случаев посредством сплочения отдельных  государств  в  одно
целое;  иногда  промежуточным  звеном  является  конфедерация   -   союз
государств.  Бывают,  однако,  случаи,  когда  в  унитарном  государстве
торжествует стремление к самостоятельности отдельных  провинций,  и  оно
превращается в Ф. Так Мексика, бывшая под испанским владычеством  единою
провинциею и оставшаяся унитарным государством по конституции  1813  г.,
обратилась в государство федеративное по конституции 1824 г. Точно также
Бразилия,  унитарная  в  эпоху  империи,  превратилась  в   федеративную
республику. Все ныне существующие федеративные  государства  состоят  из
отдельных государств,  с  вполне  определенными  территориями.  В  самое
последнее время, однако, в литературе и в политической жизни  (именно  в
политической жизни Австрии) возникла идея о Ф. национальностей.  Главная
задача Ф. есть охрана самобытности государства; между тем на  сохранение
самостоятельного бытия претендуют не только государства, но и - притом с
гораздо большею настойчивостью
   -  национальности.  Границы  между  национальностями  не  только   не
совпадают почти нигде с границами государств или провинций, но вовсе  не
имеют  территориального  характера.  Особенно  верно  это   относительно
Австрии. В Богемии и Моравии, кроме господствующего чешского  населения,
существует немецкое меньшинство; Силезия населена почти поровну чехами и
поляками и, кроме того,  обладает  значительным  немецким  меньшинством;
Галиция делится между русинами и поляками, тоже с значительною  примесью
немцев и т. д.; наконец, евреи  рассеяны  повсюду,  нигде  не  составляя
видного процента населения. Таким образом даже федеративная  Австрия  не
могла бы покончить с национальною враждою, и притом даже в  том  случае,
если бы при  ее  реорганизации  вовсе  не  были  приняты  в  соображение
исторические границы между коронными землями. Невозможно так  перекроить
карту Австрии, чтобы создать Ф. из территорий с однородным  национальным
населением.  Поэтому,  а  также  ввиду  того,  что  национальный  вопрос
является самым больным вопросом в  Австрии,  в  литературе  австрийского
государственного права  возникла  мысль  организовать  национальности  в
Австрии так, как организуются церкви в Соединенных Штатах Сев.  Америки,
т.   е.   объединить   всех   людей,   принадлежащих   к    определенной
национальности, где бы (в пределах всего государства)  они  ни  жили,  и
предоставить  в  их  ведение  вопросы  народного  просвещения,  языка  и
культуры, а для решения всех остальных  государственных  вопросов  (суд,
полиция и т. д.) соединить их в одну Ф.  Наиболее  полную  теоретическую
разработку этого вопроса  представил  Synopticus  ("Staat  und  Nation",
Вена,  1899).  Туже  идею   начала   разрабатывать   часть   австрийской
социал-демократии, которая на брюннском партейтаге  1899  г.  предложила
подробный проект такой Ф. (предложение словенской  социалдемократической
партии). Главные его пункты: "Австрия  должна  быть  демократической  Ф.
национальностей; каждый живущий в Австрии народ, независимо от обитаемой
им территории, должен представлять автономную группу, которая решает все
свои национальный задачи  (культурные  и  касающиеся  языка)  совершенно
самостоятельно;   территориальные    области    должны    иметь    чисто
административный характер и не иметь никакого  влияния  на  национальные
отношения; в государстве все языки должны быть совершенно равны". Проект
встретил ожесточенную оппозицию  в  среде  самой  социал-демократической
партии; противники указывали на практическую его неосуществимость, напр.
на то, что вопрос о языке, употребляемом в суде,  не  может  быть  решен
автономною национальностью, а должен был  решаем  властью,  организующею
суд, следовательно - властью, связанною с территорией; таким образом, то
или иное вмешательство этой власти  в  национальные  отношения  является
безусловно необходимым. Проект был отвергнут партией,  но  основная  его
мысль не заглохла и усердно разрабатывается и пропагандируется.  Тем  не
менее в литературе (преимущественно за пределами Австрии, между прочим и
в России) эта идея обыкновенно не критикуется,  а  просто  высмеивается,
причем высмеивающие ее обыкновенно  обнаруживают  незнакомство  с  самим
термином Ф. национальностей. В переносном смысле  Ф.  называется  всякий
союз, состоящий из отдельных, в разных местах  находящихся  обществ  или
организаций.  Такую  Ф.  представляет  из   себя,   напр.,   австрийская
социал-демократическая партия. Точно также федеративно организовались  в
1899  г.  социалистическая  партия  Франции  .  Ср.  Bourinot,  "Federal
Government in Canada" (1891); E. Freeman, "History of federal government
from the foundation of the Achaian league  in  Greece  and  Italy"  (Л.,
1863, 2 изд., 1893). По вопросу о Ф. национальностей, кроме Синоптикуса,
см.  брошюру:  "К  вопросу  о  национальной   автономии"   (Л.,   1902);
"Verhandiungen   des   Gresammtparteitages   der   Socialdemokratie   in
Oesterreich zu Brunn" (Вена, 1899). В. В - в.
   Федотов  (Павел  Андреевич)   -   высокоталантливый   рисовальщик   и
живописец, родоначальник юмористического жанра в русской  живописи,  сын
очень бедного чиновника, бывшего воина  Екатерининских  времен,  род.  в
Москве 22 июня 1815 г. Одиннадцати лет от роду, не получив почти никакой
научной подготовки, он был определен  в  воспитанники  1-го  московского
кадетского  корпуса,   в   котором   не   замедлил   своими   блестящими
способностями, успешностью в ученье и образцовым поведением обратить  на
себя внимание начальства и превзойти всех своих товарищей. В 1830 г.  он
был сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и  в  1833
г. окончил курс первым учеником, причем его имя, по заведенному  обычаю,
внесено на почетную мраморную доску в актовом зале  корпуса.  Выпущенный
прапорщиком в лейб-гвардии  финляндский  полк,  Ф.  переселился  в  СПб.
Здесь, несмотря на соблазны к рассеянной жизни, представляемые столицею,
на  развлечения  в  кругу  добрых  товарищей  и  на  строгие  требования
тогдашней фронтовой и казарменной службы, он  умел  находить  время  для
своего любимого занятия - рисования, способность к которому выказалась у
него еще раньше и в классных рисунках, и в  схожих  портретах  корпусных
однокашников и начальников,  и  в  забавных  карикатурах  на  них,  и  в
чертежах всякого рода, которыми он испещрял свои учебные  тетради.  Года
чрез три-четыре службы в полку, молодой офицер начал  посещать  вечерние
рисовальные классы  академии  худож.,  где,  усердно  рисуя  с  гипсовых

Страницы: «« « 3198   3199   3200   3201   3202   3203   3204   3205   3206  3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215   3216  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь