Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215  3216   3217   3218   3219   3220   3221   3222   3223   3224   3225  » »»

посидеть и выпрашивать у своих  покровителей  разных  милостей.  Не  все
объекты этого музея имели одинаковое происхождение, не все  пользовались
одинаковым поклонением:  некоторые  имели  значение  настоящих  божеств,
другие - талисманов, но все они имели то общее, что  представляли  собою
простые  материальные  объекты,  одаренные,  по   представлению   негра,
чудодейственной  силой  и  к  нему  благосклонные.  Подобное  поклонение
материальным объектам встречается не у одних негров: его  можно  считать
универсальным у  народов  самых  различных  ступеней  развития.  В  виде
переживаний мы находим его и в нашей  собственной  среде.  Когти,  рога,
хвост, фаллос, шкура и другие части животного - объекты культа  у  самых
различных народов; столь же распространено поклонение палкам,  камням  и
другим подобным объектам неодушевленной природы. В центральной Австралии
самые священные объекты культа - палки и камни, которым приносят  жертвы
крови. Дакоты поднимают с земли простые  булыжники,  раскрашивают  их  и
приносят  им  жертвоприношения,  величая  дедами.  Бразильские   племена
втыкают  палки  в  землю  и  приносят  им  жертвы.  На  Новых   Гебридах
поклонялись  голышам,  промытым  водой.  Даже  у  более   цивилизованных
народов.  как  древние  перуанцы,  индусы,  греки,  семиты,  мы  находим
подобные же факты: вспомним священные камни Мекки,  камни  и  другие  Ф.
веддического культа, камни древних,  которым  делали  возлияния  маслом,
дорожные камни индусов, древние религиозные памятники греков, о  которых
Грот  говорит,  что  они  часто  состояли  из  простого  столба,  доски,
неотесанного камня или  бревна  -  а  между  тем  все  окрестные  жители
поклонялись  им  и  приносили  дары.  Паллада-Афина,   которой   афиняне
воздвигали  впоследствии  такие  художественные  статуи,   первоначально
изображалась в виде простого необтесанного столба. В  Европе  поклонение
камням сохранилось до сравнительно недавнего  времени.  Еще  в  1851  г.
жители о-ва  Инниски  (Ирландия)  бережно  заворачивали  камни  в  кусок
фланели и выставляли их на поклонение в известные  дни.  В  Норвегии  до
конца ХVIII в. существовал обычай собирать круглые камни, которые каждый
четверг вечером мыли, смазывали маслом перед огнем,  клали  на  почетное
место, а в определенные дни купали в  пиве,  чтобы  они  послали  в  дом
счастье  и  довольство.  Другие   объекты   фетишизма   поражают   своей
странностью. У североамериканских индейцев, напр., каждый человек с юных
лет получает во сне указание свыше, какой объект должен ему  служить  на
всю жизнь лекарством. Это могут  быть  самые  разнообразные  предметы  -
целое животное или часть его, кожа,  когти,  перо,  раковина,  растение,
камень, ножик, трубка и т. и. Данный предмет становится для данного лица
божеством-покровителем, которому приносятся  жертвы  и  т.  д.  У  более
культурных народов распространено поклонение орудиям ремесла.  Так,  меч
пользуется поклонением  у  раджпутов;  в  Бенгале  плотники  поклоняются
топору, пиле, бураву, брадобреи - бритве,  зеркалу,  ножницам,  писцы  -
своей  чернильнице  и  перьям  и  т.  д.;  в  земледельческом  населении
существует поклонение  ситу.  Поклонение  плугу  было  известно  древним
германцам.
   Генезис  фетишизма  очень  сложен,  но   в   общем   он   кроется   в
анимистическом  воззрении  на  природу,   по   которому   даже   объекты
неодушевленного мира одарены жизнью, разумом,  волей  и  душой.  Поэтому
односторонне мнение, объясняющее фетишизм преимущественно тем, что фетиш
является вместилищем вселившегося в него извне духа-божества.  Первичным
типом фетиша должно считать тот, в котором усматривали  самостоятельную,
в нем самом кроющуюся, а не внешнюю,  вселившуюся  в  него  извне  силу.
Первобытный человек в каждом камешке, в каждом куске дерева видит  нечто
живое.  Поразительным  примером  такого  отношения  может  служить  речь
орочского шамана, обращенная к первому попавшемуся булыжнику,  поднятому
им для гадания: "О ты, что живешь  от  начала  времен,  ты  все  знаешь,
скажи,  чем  болен  такой-то?"  (Штернберг).   Долговечность   камня   -
совершенно достаточное основание для заключения о  его  всеведении.  Для
того, чтобы из материального объекта сотворить Ф.,  первобытный  человек
должен, однако, иметь основание думать,  что  данный  объект  отличается
чем-нибудь особенным от других, ему подобных. Если тот или другой объект
имеет  не  совсем  обыкновенную  форму  или  найден   при   какой-нибудь
необыкновенной обстановке, если присутствие его случайно  сопровождается
какимнибудь экстраординарным обстоятельством  -  удачей  или,  наоборот,
несчастьем (пример - обоготворение случайно попавшего  к  кафрам  якоря,
вызванное тем, что король, отломав от него кусок, случайно вскоре  после
того умер), если, наконец,  он  выказал  внимание  к  своему  поклоннику
(известен рассказ о негре, который, при выходе из дома,  споткнувшись  о
камень,   воскликнул:   "А!   это    ты!"    и    сделал    его    своим
фетишем-покровителем), то во  всех  таких  случаях  первобытный  человек
решает, что данный объект - не ординарное существо, а могучее и, если за
ним  поухаживать,  способное  быть  полезным.  Высшей  формой  фетишизма
является та, когда сила  объекта  заключается  не  в  нем  самом,  а  во
вселяющемся в нем духе-божестве, или же в силе, приобретенной через  его
посредство. Такова природа фетишизма у  негров  западной  Африки,  культ
которых недавно вновь критически  обследован  английским  исследователем
Эллисом. Основой этого культа, стоящего не ниже других  политеистических
культов, служат божества общие (бог дождя, неба и т. д.),  местные  (бог
гор, рек, урочищ и т. д.) и злые  (sassabonsum  и  др.).  Божества  двух
последних категорий способны вселяться  не  только  в  жрецов,  но  и  в
отдельные объекты (кусок дерева, камня, горшок с землей и т.  д.),  если
они добыты в местах обыкновенного пребывания этих божеств.  От  вселения
местных божеств  получаются  фетиши-покровители  отдельных  общественных
единиц, общин, корпораций, от вселения sassabonsum - Ф.  отдельных  лиц,
главное назначение которых причинять зло врагам их обладателей. По своей
природе эти Ф. ничем не отличаются от идолов, и только по чисто  внешним
признакам (отсутствие определенных изображений) их классифицируют особо,
как Ф. Вселяться могут не только души божеств, но и души умерших людей и
животных,  объектом  своего  вселения   чаще   всего   выбирающие   свои
собственные  останки.  Отсюда  поклонение  мумиям  у   египтян,   обычай
первобытных народов  возить  с  собою  кости  и  черепа  своих  предков,
приносить им  жертвоприношения  и  вообще  оказывать  почитание;  отсюда
обычай хранить череп врага, дабы обладать его душой,  обычай  поклонения
таблице предков у китайцев, верящих, что в них вселяется  одна  из  трех
душ предка; отсюда, наконец, поклонение когтям, хвосту, рогам,  черепам,
коже, перьям священного животного - поклонение, играющее  такую  роль  в
фетишизме и в так называемой магии. Далее, вследствие поверья, что  души
предков вселяются в деревья, камни, песчинки, зерна,  листья  и  т.  п.,
образуется культ подобных  предметов,  опять-таки  связанный  с  высшими
представлениями о душах, а не с самой материей объектов.  Гамары  в  дни

Страницы: «« « 3207   3208   3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215  3216   3217   3218   3219   3220   3221   3222   3223   3224   3225  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь