Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3200   3201   3202   3203   3204   3205   3206   3207   3208  3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215   3216   3217   3218  » »»

близким знакомым. И те, и другие по справедливости считали объяснение  к
"Сватовству майора" самым удачным  произведением  Федотовской  поэзии  и
охотно сообщали его всем  и  каждому.  Академическая  выставка  1848  г.
доставили  Ф.,  сверх  почета   и   известности,   некоторое   улучшение
материальных   средств:   в   дополнение   к   пенсии,   получаемой   из
государственного казначейства, повелено было отпускать ему по 300 руб. в
год  из  суммы,  ассигнуемой  кабинетом  Его  Величества  на   поощрение
достойных художников. Это  было  сколь  нельзя  более  кстати,  так  как
обстоятельства родных Ф.  в  это  время  ухудшились,  и  он  должен  был
усиленно тратиться на них. С  целью  повидаться  со  своими  и  устроить
отцовские дела, он, вскоре по окончании выставки, отправился  в  Москву.
Москвичи встретили земляка со свойственным им радушием. Из  его  картин,
красовавшихся на петербургской выставке, и из нескольких рисунков сепией
была устроена выставка, приведшая местную публику в такой же,  если  еще
не в больший  восторг,  как  и  петербургскую.  Ф.  вернулся  из  Москвы
довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова
за работу. Теперь ему хотелось внести в  свое  творчество,  направленное
пред тем к обличению пошлых и темных сторон русской жизни, новый элемент
- истолкование явлений светлых и отрадных.  На  первый  раз  он  задумал
представить   образ   привлекательной   женщины,   постигнутой   великим
несчастием, потерею любимого мужа, и в 1851 -  52  гг.  написал  картину
"Вдовушка", а затем принялся за  композицию  "Возвращение  институтки  в
родительский дом", вскоре им  брошенную  и  замененную  другим  сюжетом:
"Приезд  государя   в   патриотический   институт",   оставшимся   также
разработанным только наполовину.  Но  несмотря  на  успех  своих  первых
картин, Ф. все более и более убеждался, что  ему  не  достает  серьезной
подготовки для  того,  чтобы  передавать  полотну  свои  идеи  быстро  и
свободно, что в его возрасте для покорения себе  художественной  техники
надо  трудиться  настойчиво,  тратя  бездну  времени  и  пользуясь  хоть
некоторым достатком. На получаемые пенсию  и  пособие  едва  можно  было
иметь кров и прокармливаться, а между тем из них же  следовало  покупать
художественные материалы, нанимать натуру и высылать  в  Москву  пособие
родным, впавшим, при всем попечении о них художника,  в  полную  нищету.
Приходилось,   отложив   в   сторону   новозатеянные    композиции    на
неопределенный  срок,  добывать  деньги  менее  серьезными  работами   -
писанием   дешевеньких   портретов   и   копированием   своих    прежних
произведений. Заботы и разочарование, вместе  с  постоянным  напряжением
ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и  глаз,  особенно  при
работе в вечернюю и  ночную  пору,  оказали  разрушительное  влияние  на
здоровье Ф.: он стал страдать болезнью  и  слабостью  зрения,  приливами
крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не  по  летам,  и  в
самом его характере происходила все более  и  более  заметная  перемена;
веселость и общительность сменились в нем задумчивостью и молчаливостью.
Наконец, болезненное состояние Ф. перешло  в  полное  умопомешательство.
Друзья и академическое  начальство  поместили  его  в  одну  из  частных
петербургских лечебниц для душевностраждущих, а  государь  пожаловал  на
его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные
старания к исцелению  несчастного.  Но  недуг  шел  вперед  неудержимыми
шагами. Вскоре Ф. попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним
в лечебнице,  приятели  выхлопотали  перевод  его,  осенью  1852  г.,  в
больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он  промучился
недолго и ум. 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две  до
своей  кончины.  -  Довольно  бросить  беглый  взгляд  на   совокупность
произведений этого замечательного художника, чтобы распознать в них  два
направления, не представляющих, однако, резкого  перехода  от  одного  в
другое.  Работы,  относящиеся  к  первому  направлению,   ограничиваются
рисунками  и  эскизными  набросками.  Они  сильно  отзываются   влиянием
Гогарта. В них Ф., еще плохо  владея  рисунком,  не  столько  добивается
точного  воспроизведения  действительности,  сколько  успевает  рельефно
выставлять напоказ общечеловеческие слабости и  недостатки  и  осмеивать
пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Сочинение этих
произведений отличается сложностью и запутанностью;  их  основная  идея,
так сказать, подчеркивается прибавкою  к  выражающей  ее  главной  сцене
побочных эпизодов; художник не скупится на аксессуары,  могущие  усилить
вразумительность сюжета,  и  иногда  совершенно  загромождает  ими  свою
композицию; движение человеческих фигур, хотя и характерно, но  угловато
и утрированно; то же самое  надо  сказать  и  о  лицах,  которых  тип  и
экспрессия переходят в гримасу. Словом, преобладающий элемент этих работ
- карикатура. Но по мере того, как Ф. все более  и  более  покорял  себе
трудности  рисунка  и  осваивался  с  приемами  живописи,  характер  его
произведений изменялся, делаясь менее изысканным.  При  этом  типичность
изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность  лиц  не
только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник  все
сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не  навязывая
ей форм и выражений, представлявшихся  его  фантазии,  но  подыскивая  в
реальном   мире   то,   что   соответствовало    этим    представлениям;
нагроможденность композиции,  уяснение  ее  посредством  разных  мелочей
постепенно сменялись простотою и естественностью; самая идея, ложившаяся
в основу композиции, становилась все более и более серьезною и близкою к
жизни. Стремясь идти  в  этом  направлении  и  преодолевая  затруднения,
которые возникали пред ним почти на каждом шагу в недостаточно  покорной
технике, Ф., благодаря своему острому  уму,  редкой  наблюдательности  и
упорному трудолюбию, достиг блестящих результатов; но они,  вне  всякого
сомнения, были бы еще более поразительны, если бы судьба  обставила  его
жизнь лучшими условиями и не пресекла ее столь жестоко и преждевременно.
Тем не менее, и  сделанного  им  достаточно  для  того,  чтобы  его  имя
осталось на  веки  одним  из  самых  славных  имен  в  истории  русского
искусства. Он открыл новую, еще  никем  до  него  не  тронутую  в  нашей
живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал
пример удачной ее разработки и оставил ее в наследство  возникшим  после
него талантам. Не явись Ф. - русская живопись, быть может, еще долго  не
обратилась бы от школьных, измышленных,  чуждых  общественного  интереса
задач  к  правдивому   воспроизведению   отечественного   быта   с   его
недостатками и светлыми сторонами. Ср. монографию А. И.  Сомова,  "Павел
Андреевич Ф." (отдельный оттиск из журнала "Пчела" за 1878 г.) и  альбом
Ф. И Булгакова, "П. А. Ф. и его  произведения"  (СПб.,  1893).  В  обеих
изданиях помещен список всех известных работ Ф.; в первом,  кроме  того,
перечень печатных материалов для биографии этого художника, а во  втором
- большое количество фототипических снимков с его картин и рисунков.
   А. С - в.

Страницы: «« « 3200   3201   3202   3203   3204   3205   3206   3207   3208  3209   3210   3211   3212   3213   3214   3215   3216   3217   3218  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь