Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 3192   3193   3194   3195   3196   3197   3198   3199   3200  3201   3202   3203   3204   3205   3206   3207   3208   3209   3210  » »»

но  реформой  постепенной,  замаскированной,  постоянно  считавшейся   с
старыми традициями и консервативными элементами общества. Это  было  то,
что  Христос  назвал  "приставлением  заплаты  на  ветхой  одежде"   или
"вливанием молодого вина в мехи ветхие" (Матф.  IX,  16  -  17).  Законы
ритуальной  чистоты,  исполнение  которых  было  под  силу  лишь  высшей
аристократии,  продолжали  служить   главной   причиной   презрительного
отношения высших классов к бедной и приниженной массе. По учению Христа,
"не то, что входит в уста оскверняет человека, но  то,  что  выходит  из
уст" (Матф. XV, 11); у Ф. же не  хватало  ни  новаторской  смелости,  ни
фактической власти открыто  и  прямо  признать  отмененным  какое-нибудь
положение Моисеева закона. Заслугой Ф. в истории еврейского религиозного
сознания было охранение Моисеевой религии от  поглощения  парсизмом  или
эллинизмом. В лице лучших представителей своих (Гиллель и др.) Ф.  вновь
подняли еврейское религиозноэтическое учение на ту  высоту,  на  которую
оно  было  поставлено  великими  пророками,  и   расчистили   путь   для
христианской  проповеди.  Достойно,  однако,   внимания,   что   суровые
порицания Христа были чаще направлены против Ф., чем  против  саддукеев:
богатые и надменные саддукеи были  так  далеки  от  царства  Божия,  что
напрасно было их призывать к нему.  В  особенности  порицал  Христос  Ф.
лицемеров, которые, впрочем, обличаются и в Талмуде самими Ф.
   Как партия с определившимся направлением,  Ф.  впервые  выступают  на
историческую арену при князе-первосвященнике Иоанне  Гиркане.  В  начале
секта имела резкую политическую окраску.  О  первом  столкновении  Ф.  с
домом Маккавеев И. Флавий и Талмуд единогласно  рассказывают  следующее.
Вернувшись после победоносных войн в Иерусалим, Иоанн пригласил  к  себе
на пир выдающихся Ф., о которых один из саддукеев говорил ему,  что  они
настроены против него, и, оказав им большие почести, старался вызвать их
на откровенность. Все рассыпались в восторженных похвалах ему,  но  один
из них сказал Гиркану: если  ты  действительно  хочешь  быть  праведным,
откажись от диадемы первосвященника и удовольствуйся княжеской  короной.
Задорный Ф. сослался при  этом  на  ходившую  в  народе  неосновательную
молву,  которая  набрасывала  тень  на  легальность  рождения   Гиркана.
Возмущенный первосвященник тут же предал оскорбителя суду его  товарищей
Ф. Те  присудили  его  к  ударам  плетью  и  к  заточению.  "За  простое
оскорбление, говорит Флавий, они не  нашли  возможным  присудить  его  к
смертной  казни,  тем  более,  что  Ф.  были  вообще  мягкосердечны  при
назначении   наказания".   Саддукеи   воспользовались    снисходительным
приговором,  как  доказательством,   что   оскорбление   нанесено   было
князю-первосвященнику с ведома и согласия  всех  Ф.  и  довели  дело  до
полного разрыва между Гирканом и его прежними советниками. По  воззрению
Ф. сан первосвященника и царская власть  действительно  не  могли  и  не
должны были соединяться в одном лице.  Соединение  духовной  и  светской
власти в одном лице противоречило  и  Моисееву  закону,  и  историческим
традициям, и вновь сложившимся этическим воззрениям. В древности царская
корона была неразрывно связана с обязанностями полководца -  а  человек,
руки которого были  обагрены  человеческой  кровью,  не  мог  молитвенно
возносить эти руки к Богу. Оппозиция Ф.  Маккавеям  перешла  в  открытое
народное восстание при Александре Яннае . Междоусобная война,  длившаяся
6 лет, стоила жизни 50000 приверженцам Ф.;  оставшиеся  в  живых  должны
были рассеяться по соседним странам. Самое счастливое время для Ф.  было
9-летнее   царствование   вдовы   Янная,    Соломеи-Александры,    когда
действительным  правителем  государства  был  брат  царицы,   мудрый   и
энергичный Ф. Симеон-бен-Шетах. Полный внешний мир и разделение  властей
(первосвященником был тогда старший сын царицы, Гиркан II) примирили  Ф.
с  домом  Маккавеев.   После   смерти   Соломеи   началась   борьба   за
престолонаследие между ее сыновьями, которые кончили тем, что пригласили
римского полководца Помпея в качестве третейского  судьи,  а  последний,
пользуясь этим, подчинил Иудею верховной власти Рима. Ф.  также  послали
депутацию к Помпею с просьбой избавить  народ  от  обоих  воюющих  между
собою братьев и утвердить в Иудее республику, под покровительством Рима.
Это объясняется тем, что Ф. мирную и спокойную жизнь  по  закону  Моисея
всегда ставили выше политической самостоятельности. При Ироде  (37-4  до
P. Хр.) политическая роль Ф. совершенно прекратилась и они сосредоточили
всю свою деятельность на исследовании закона. К этому времени  относится
учительская деятельность знаменитого Гиллеля (род. в 75 г.  до  Р.  Хр.,
ум. 5 г. по Р. Хр.), в лице которого  фарисеизм  достиг  своего  высшего
развития. Его воззрения на религию характеризуются следующим  фактом.  К
основателю другой фарисейской школы, Шамаю, обратился однажды язычник  с
просьбой принять его в лоно еврейства, но с тем, чтобы тот  сообщил  ему
все содержание еврейской религии, "пока он будет стоять на одной  ноге".
Шамай, отличавшийся особенным  ригоризмом  по  отношению  к  религиозным
обрядностям, прогнал его. Когда язычник обратился с той  же  просьбой  к
Гиллелю, тот ответил ему: "что тебе  неприятно,  того  не  делай  твоему
ближнему - вот весь закон;  все  остальное  -  только  комментарии".  За
несколько  лет  до  окончательного  падения  Иерусалима  из   среды   Ф.
выделились две политических партии: миролюбивые Гиллелиты  проповедовали
мир с Римом, во что бы то не стало, шамаиты же образовали партию зидотов
(ревнителей), которые были душою восстания народа против римлян и довели
Иудего до полного разгрома (70 л. по Р. Хр.). В то  самое  время,  когда
еврейский народ лишался своего политического центра, одному Ф. из  школы
Гиллеля (Раби Иоханану бен-Закай)  удалось  создать  для  него  духовный
центр, в виде богословской школы в Ямне,  где  было  положено  основание
талмудическому еврейству. Л. Каценельсон.
   Фармакология (от jarmakon - лекарство и o  logoV  -  наука)  -  отдел
лекарствоведения, посвященный научному исследованию вопроса о  механизме
полезного действия  фармацевтических  средств.  Как  один  из  предметов
медицинских наук, Ф. не  ограничивается;  однако,  исследованием  одного
лишь  терапевтического  действия  лекарственных   веществ,   но,   ввиду
специальных  врачебных  целей,  в  общих  чертах,  рассматривает   также
применение лекарств у постели больных, дозировку медикаментов и  способы
прописывания последних. Впервые лекарственные вещества были  выделены  в
отдельную отрасль медицинских сведений  Диоскоридом,  который  в  особом
сборнике описал до 400 известных в его время лекарственных  средств,  но
самостоятельным предметом, опираясь на строго научные данные,  Ф.  могла
стать только в XIX стол., когда, благодаря исследованиям в области химии
и физики и широкому применению эксперимента в решении различных вопросов
физиологии и патологии, Ф. получила возможность  изучать  с  необходимой
точностью действие лекарств  на  организм  человека  и  животных.  Ясное
представление  о  способе  действия  медикаментов   и   о   рациональном
применении  их  во  врачебной  практике  но  может  быть  составлено  на

Страницы: «« « 3192   3193   3194   3195   3196   3197   3198   3199   3200  3201   3202   3203   3204   3205   3206   3207   3208   3209   3210  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь