Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 794   795   796   797   798   799   800   801   802  803   804   805   806   807   808   809   810   811   812  » »»

ионян", восклицал Солон.  "Пресытившиеся  довольством,  смирите  в  себе
жестокое сердце и высокомерие ваше введите в границы". Освободить народ,
спасти родину, устроить государство поручено было всеми партиями  Солону
(594 г. до Р. Х.), "лучшему из граждан по личным достоинствам  и  общему
уважению,   а   по   состоянию   принадлежавшему   к   средним   людям".
Предварительно он уничтожил долговые обязательства (сейсахфия),  отменил
кабалу за долги в настоящем и запретил ее на будущее время,  регулировал
меры, вес и  монету.  Существовавшему  раньше  его  делению  граждан  по
имущественному цензу на пентакосиомедимнов (получавшие с своих полей  не
меньше 500 мер плодов или  500  метретов  жидких  продуктов),  всадников
(получавшие не меньше 300 мер или метретов),  зевгитов  (не  меньше  200
мер) и фетов (все прочие граждане), - этому делению Солон придал большую
определенность и  первостепенное  политическое  и  финансовое  значение;
прежние деления граждан, родовые и сословные, утрачивали  прежнюю  силу,
хотя формально  и  не  упразднялись.  Движимое  имущество  и  деньги  не
принимались законодателем во внимание,  так  что  республика  продолжала
оставаться  земледельческою,  и  богатые,   но   безземельные   граждане
относились, наравне с бедняками, к последнему классу. Должности архонтов
и казначеев были доступны только  пентакосиомедимнам,  все  остальные  -
гражданам первых трех классов. Ареопаг перестал  назначать  архонтов;  к
ним применена была двойная система выборов: избрание в  каждой  филе  10
кандидатов и потом определение посредством жребия  9  лиц  на  должности
архонтов. За ареопагом осталось, кроме судебной компетенции в  делах  об
убийстве, верховное наблюдение за целостью основ демократии и за  точным
исполнением законов, а равно  суд  над  государственными  преступниками.
Пополнялся ареопаг прежним способом, из  бывших  архонтов.  В  созданный
теперь совет 400 каждая из 4 древних  фил  посылала  100  своих  членов,
очевидно - из  граждан  первых  трех  классов.  Государственные  тягости
распределены были между классами пропорционально правам каждого из  них.
Четвертому, наиболее многолюдному классу граждан предоставлялось  только
участие в народном собрании и в судах. Если народное собрание, экклесия,
носитель верховных прав государства, не получило еще в  действительности
того значения, каким пользовалось впоследствии, то народный суд - высшая
судебная инстанция в  государстве,  исправлявшая  и  отменявшая  решения
должностных лиц, снимавшая отчет с этих последних по окончании срока  их
службы,  -  представлял,  по  выражению  Аристотеля,  сильнейший   оплот
демократии;  посредством  суда  народ  становился  во   главе   государ.
управления.  Достоинства  Солоновского  законодательства  оценены   были
только с течением времени, когда демократическое  правление  утвердилось
прочно и народная масса  оказалась  достаточно  сплоченною  и  способною
отстаивать свои права от посягательств знати или  тиранов.  В  эпоху  их
издания солоновские законы не примирили партий и полного  удовлетворения
не дали ни одной из них. Спокойствие длилось 4 года, а затем последовали
новые смуты, среди которых  республика  дважды  оставалась  без  высшего
представителя исполнительной власти, архонта; в 581 г. архонтом назначен
некий Дамасия, пробывший самовольно в  должности  2  года  и  2  месяца.
Солоновская конституция  была  почти  отменена,  о  чем  свидетельствуют
события, следовавшие за насильственным  смещением  Дамасии  с  должности
архонта: выбраны были 10 архонтов по  старым,  досолоновским  сословиям.
Обращение вспять не успокоило умов. Борющиеся  партии  сложилась  теперь
независимо от исконных и солоновских делений граждан, по территориям, от
которых и получили свои наименования: педиаков, паралиев и диакриев.  Во
главе последних стал Пизистрат, в 560 г.  присвоивший  себе  единоличную
власть тирана. Тирания Пизистрата и сыновей его  в  Афинах  продолжалась
всего, с перерывами, 49 лет, до 511 г.  до  Р.  Х.  Есть  все  основания
полагать,  что  при  первом  из  тиранов,   отличавшемся   народолюбием,
мягкостью управления и  уважением  к  законам  страны,  законодательство
Солона впервые обнаружило  присущие  ему  достоинства  и  способность  к
дальнейшим органическим изменениям, в согласии с новыми потребностями  и
новыми отношениями граждан. Тем чувствительнее были для афинян насилия и
правонарушения, допущенные во время тирании Гиппархом и  особенно  после
его  смерти,  Гиппием.  Когда,  наконец,  тирания  была  низвергнута   и
некоторое время спустя народная партия восторжествовала (508), вождь ее,
алкмеонид  Клисфен,  провел  ряд  реформ,   с   одной   стороны   сильно
демократизировавших республику,  а  с  другой  -  теснее  сплотивших  ее
граждан  во  имя  общегосударственных  интересов.  Родовую   группировку
населения  законодатель  оставил  нетронутой,  но  над  нею  он   создал
организацию политическую  и  территориальную,  которая,  отрицая  всякие
различия и притязания, основанная на происхождении, давала окончательный
перевес общим интересам республики над стремлениями отдельных местностей
или родовых групп. Основу нового устройства составляло  деление  Аттики,
для политических целей и для заведывания местными нуждами,  на  околотки
(демы),  которые  во  многих  случаях  совпадали  с  древними   родовыми
участками или тесно примыкали к ним, и в многовековых привычках  народа,
в освященных стариною и религией преданиях и именах  находили  для  себя
оправдание  и  крепкие  устои.  Реформами  Клисфена,   опиравшегося   на
историческое прошлое, были одновременно спасены и единство  Аттики,  как
политической  общины,  и  местные  вольности  поселков  и  городков;  из
наследия  прежних  времен  он  взял  то,  что  могло  быть  изменено   в
приспособлено к новым потребностям.  Законы  Солона  охранили  население
Аттики от разорения и кабалы; законами Клисфена сбережены на многие века
условия привольной общественное жизни в отдаленнейших уголках  Аттики  и
создана возможность постоянного высокого патриотического настроения всей
массы афинского гражданства.  Из  древних  историков  Геродот  прекрасно
угадал  подъем  духа   в   афинских   гражданах,   коим   сопровождалось
восстановление демократии, а из новых ученых Дж. Гроту принадлежит почин
глубокой оценки всей важности Клисфеновых реформ.  Число  демов  Геродот
определяет в 100, Страбон, для последующего времени
   - в 174. В этих маленьких поселениях всеобщинные дела ведались  самим
населением или через посредство должностных коллегий  и  отдельных  лиц.
Дем, представляя собою основу политического строя республики, и  в  тоже
время был  лучшей  школой  для  афинского  гражданина.  Несколько  демов
образовали триттий, служившую главным образом для военных  целей,  а  из
трех  триттий,  расположенных  в   трех   областях   Аттики,   слагалась
территориальная фила, которых было 10. Они отняли у родовых  фил  всякое
политическое значение и, благодаря разбросанности своих составных частей
по всей стране, не могли служить  местом  и  целью  действия  какой-либо
одной партии, наподобие педиаков или диакриев; государственное  единство
Аттики   получило   решительный   перевес   над    партикуляристическими
стремлениями отдельных областей.  В  ближайшей  связи  с  новыми  филами

Страницы: «« « 794   795   796   797   798   799   800   801   802  803   804   805   806   807   808   809   810   811   812  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь