Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 789   790   791   792   793   794   795   796   797  798   799   800   801   802   803   804   805   806   807  » »»

доисторический период, и обширнейшему из  них,  дельфийско-фермопильской
амфиктионии, выпала выдающаяся роль в последние времена  независимой  Г.
Политический союз афинян V в. со многими  эллинскими  общинами,  имевший
союзную казну на Делосе, примыкал некоторым образом к исконной делийской
амфиктионии. Точно также святыня онхестской амфиктионии, храм Посейдона,
служила впоследствии центральным святилищем  беотийского  союза.  Начало
амфиктоний - федеративное, соблюдающее равноправность всех членов  союза
племен. Не менее древни были  союзные  организации  отдельных  племен  в
пределах небольших территорий,  занимаемых  одним  и  тем  же  племенем.
Таковы бывали союзы  фокидян,  локров,  эпиротов,  фессалийцев,  этолян,
аркадян, мессенян, ахейцев и др., ставшие особенно  заметными  в  период
македонских  завоеваний.  На  этих  же  примитивных  основах  племенного
родства возникали в малоазиатских колониях союзы городов  ионийских  или
дорийских. Из всех родовых или племенных союзов только два, этолийский и
ахейский,  расширились  в  политические  организации  с   разноплеменным
составом. Обе федерации были демократические, причем  в  истории  их  не
наблюдается  той  смены  форм  правления,   -   царство,   аристократия,
олигархия,  тирания,  демократия,  -  которая  со  времен  еще   древних
мыслителей  возводится  в  общий   закон   политического   развития   Г.
Федерациями этолян и ахейцев завершается история независимой Г. в борьбе
с римлянами.  Промежуточный,  наиболее  блестящий  период  существования
эллинов, отмечен образованием гегемоний спартанской, афинской и  фивской
и борьбою между ними; борьба эта обессилила Г. в  ее  главных  частях  и
подготовила херонейскую  катастрофу.  Впрочем,  неудачи  объединительной
политики   Лакедемона,   Афин,   Фив   обусловлены   были   не   столько
неприязненными действиями извне против того или другого  союза,  сколько
раздорами в среде самих союзников, невозможностью  примирить  притязания
гегемона  на  главенство  с  непреоборимым  желанием   отдельных   общин
сохранить за собою автономию в полной  неприкосновенности.  Значительную
часть  греческой  истории  наполняют   различные   способы   объединения
разрозненных сил эллинов, временные успехи этих опытов  и  окончательное
их  крушение.  Объединению  элементов,  если  не  на  практике  и  не  в
политических  отношениях,  то  в  сфере  понятий  и  настроения,   иного
содействовали  плоды  афинской  образованности,  содержащей  в  себе   в
изобилие элементы общечеловеческого значения и интереса.
   Другую, не менее  важную  часть  содержания  древнегреческой  истории
необходимо приурочивать к тем последовательным изменениям, через которые
в  своем  внутреннем  устройстве  и  существовании  проходили  отдельные
общины, начиная от их образования на основе родовых отношений  и  кончая
высшим  развитием  общественных  учреждений  в  городской  республике  и
разложением последней от  междоусобиц  и  нападении  внешних  врагов.  В
тесной  связи  с  этой  стороной  истории   находятся   главные   успехи
древнегреческой образованности: художественной литературы,  пластических
искусств,  философии,  красноречия,  точных  наук.  Борьба  партий   или
классов, которою сопровождались смена учреждений  или  внешние  события,
выдвигала  на  передний  план   знаменитых   политических   деятелей   и
полководцев и находила себе выражение в литературе. Внутренние  перемены
в недрах отдельных общин сильно  влияли  и  на  международные  отношения
эллинов.  Городская  община,  демократическая   или   аристократическая,
самоуправляющаяся  и  самодовлеющая,   весьма   ограниченная   в   своей
территории  и  обладающая   всеми   правами   суверенитета,   составляла
господствующую форму политического устройства эллинов, как в метрополии,
так и в колониях. Наряду  с  этой,  господствующей  формой  существовала
другая,  более  примитивная:  деревня,  поселок,   послужившая   основою
городской общины и вошедшая  в  состав  ее  путем  собирания  нескольких
поселков в один город. Такие области,  как  Аркадия,  Мессения,  Этолия,
Акарнания и нек. др., удерживали до самого позднего времени способ жизни
деревнями. И  в  тех  местностях,  однако,  где  близлежащим  поселениям
удалось  сплотиться  теснее  в  единую   городскую   общину,   с   общим
политическим центром и общими органами управления, деревенская община не
была окончательно поглощена в  более  развитой  и  сложной  организации.
Составные части городской общины сохраняли за собой полную  автономию  в
местных делах и воспитывали своих жителей к общественной деятельности на
более широком  поприще.  Афинская  республика  сложилась  из  нескольких
десятков таких поселков, и  этот  способ  образования  ее  был  исходным
моментом клисфеновского административнотерриториального  деления  Аттики
на демы. В историческое время  сложились  города:  Мегалополь  -  из  40
деревень, Мантинея - из 5, Тегея - из 9, из стольких  же  Героя  и  т.д.
Бывали   случаи   насильственного   расторжения   городских   общин   на
составлявшие их поселения или же  отторжение  некоторых  поселений,  что
свидетельствует о живучести общественных учреждений и в этих  последних.
В 385 г. до Р. Х. Мантинея была  расчленена  спартанцами,  и  жители  ее
вынуждены  были  расселяться  и  устраиваться  по  деревням.  Отторжение
нескольких околотков от Мегалополя  и  обращение  их  в  равноправные  с
прочими членами ахейской федерации произведено было Филопеменом в 192 г.
до Р. Хр.  Устройство  деревенского  поселка  было  прямым  продолжением
родовых отношений, вынесенных эллинской расой  из  общеарийской  родины,
вместе  с  начатками  общинного  быта.  Наиболее  постоянные   и   общие
учреждения эллинов, в большей или меньшей мере обеспечивавшие  гражданам
самоуправление, каковы народное собрание, совет старейшин и  предстатель
всего  народа  (басилей,  архонт,  стратег,  председатель  в   т.п.)   -
учреждение существовавшие как в отдельных городских и сельских  общинах,
так и в федеративных союзах общин, тесно  примыкали  в  той  организации
управления,  которая  была  выработана  и  много  веков  применялась   в
отдельных родовых группах, в племенах и в союзах  племен.  Преобладанием
одного из исконных  органов  самоуправлении  отличались  друг  от  друга
монархия, аристократия и демократия, извращением которых  были  тирания,
олигархия  и  охлократия.  Разрушались  сами  собою  такие  политические
образования эллинов, в которых нарушалось показанное выше  распределение
власти в общинах, и не существовало достаточно крутых мер для сохранения
подобных  организаций  в  силе:  так  было  с  гегемонами   спартанской,
афинской, фивской и македонской. Напротив, способностью к  сопротивлению
внешнему врагу и прочностью внутренних связей отличались федерации ахеян
и этолян, в которых союзное управление складывалось  по  исконному  типу
родового и общинного устройства и  которые  сохраняли  неприкосновенными
права и учреждения городских  общин,  а  равно  и  особенности  местного
управления в составных поселках этих последних. Несчастие Г. состояло не
в наличности многочисленных самостоятельных маленьких республик, из кот.
каждая   стремилась   жить   деятельною   общественною   жизнью,   а   в
неравномерности развития общин, в разности понятий, чувств и  интересов,

Страницы: «« « 789   790   791   792   793   794   795   796   797  798   799   800   801   802   803   804   805   806   807  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь