Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 790   791   792   793   794   795   796   797   798  799   800   801   802   803   804   805   806   807   808  » »»

в географическое раздробленности страны,  в  разбросанности  эллинов  по
многим землям и островам и  в  бессилии  их  создать  для  себя  систему
политических отношений, примиряющую все  различия  мелких  государств  и
направляющую все разрозненные силы их к общим целям и задачам.  Подобная
система отношений оградила бы Г. от иноземного завоевания и ослабила  бы
рознь политическую и социальную внутри.
   Если к сказанному прибавить колонизационное движение эллинов в разные
части  тогдашнего  мира,  а  равно   отношения   эллинов   к   варварам,
выражавшиеся в культурном взаимодействии, в  наступательных  и,  гораздо
чаще, в оборонительных войнах и приведшие к завоеванию Г. иноземцами, то
получится  приблизительное   систематическое   распределение   материала
древнегреческой  истории.  Начальная   пора   последней   ознаменовалась
многозначительными заимствованиями эллинов  из  более  древней  культуры
восточных народов, преимущественно финикиян, потом  расселением  эллинов
на о-вах и побережьях восточных  морей  и  западных;  в  средний  период
греческой истории входит борьба с персидскими царями  за  независимость;
вмешательством в судьбу  Г.  северных  и  западных  соседей  завершается
независимое существовало  эллинов;  но  к  этому  же  времени  относятся
наибольшие успеха эллинизации античного мира и возникновение в различных
частях его  новых  центров  образованности.  О  самой  отдаленной  эпохе
греческой жизни мы узнаем кое-что из поэтических произведений, из легенд
и преданий,  сохраненных  позднейшими  писателями;  кое  чему  учат  нас
раскопки,  произведенные  в  различных   местностях   занятой   эллинами
территории, а также показаны  сравнительной  мифологии  и  языковедения.
Этот период -  ахейский  или  героический  -  ознаменовался  несколькими
общими предприятиями, более всего - Троянской войной (1193 -  1184).  Во
главе похода стоял царь Аргоса, Агамемнон, а воевавшие против Трои греки
носили общее имя ахейцев, или аргивян, или данаев. В гомеровских  поэмах
содержатся ясные намеки на легендарные события еще большей древности,  в
которых участвуют или те  же  герои  Троянской  войны,  или  предки  их.
События эти: война между Аргосом и Фивами, охота на калидонского вепря и
поход аргонавтов в Колхиду. Из героев этого старшего поколения  наиболее
известны Мелеагр, Эдип, Язон, Тезей, Геракл; главными  местами  действия
служили,  кроме  Аргоса,  Калидон,  Афины,  Фивы,  города  Фессалии.   С
некоторыми из этих имен связаны воспоминания или предания  об  устроении
Г. внутри и об истреблении разного рода чудовищ, - предания,  в  которых
слышится отголосок борьбы греческих племен с чуждыми народами. К тому же
периоду нужно отнести и образовано племенных союзов, амфиктоний, а также
собирание  Аттики  в  одно  государство   вокруг   афинского   акрополя,
учреждение общеэллинских празднеств, олимпийских, пифийских, истмийских,
немейских,   возвышение   некоторых   оракулов   до   значения   центров
религиозного единения эллинов. Если в гомеровских  поэмах  собирательным
именем для всех греков служит одно из упомянутых выше названий - ахеяне,
данаи, аргивяне, а под эллинами здесь разумеются только жители небольшой
области в Фессалии, если имя эллинов в  общем  значении  всей  греческой
расы встречается  впервые  не  раньше  Гезиода  и  Архилоха,  а  греками
(Graeci) называли эллинов только италийцы, то несравненно раньше,  веков
за 14 до Р. Х., эллинов знали на семитическом Востоке под  собирательным
именем "детей Иаван", ионян, в чем  нельзя  не  видеть  свидетельства  о
сношениях  восточных  народов  с  Г.,   с   самых   отдаленных   времен,
преимущественно через ионян. Хотя афиняне твердо убеждены были, что  они
- автохтоны  Аттики,  однако  существовало  сказание,  обработанное  для
театра Еврипидом, о  переходе  Аттики  от  туземных  владык,  Кекропа  и
Ерехфея, в обладание ионян, предводительствуемых Ксуфом и Ионом. Доряне,
в составе коих различались три колена (гиллеев, памфилов и  диманов),  и
ионяне,  делившиеся  на  4  колена  (гелеонтов,  гоплетов,  эгикореев  и
аргадеев) - вот два  главных  подразделения  эллинской  расы,  каждое  с
довольно  определенными  этнографическими  признаками.   В   комбинациях
позднейших историков упоминаются рядом имена трех родоначальников  расы:
Эола, Дора и Ксуфа, отца Иона и Ахея; однако  соединявшиеся  под  именем
эолян народы были многочисленны и не сходны между собою, имея  разве  то
общее, что не принадлежали ни к дорянам, ни к ионянам. Таковы  лесбияне,
кумеяне,  фессалийцы,  локры,  беотяне,  элейцы  и  мн.  др.  По  мнению
некоторых ученых (Дункер, Курциус,  Герман,  Шеман),  ахейско-ионийскому
периоду предшествовал пеласгический, причем  все  три  имени:  пеласгов,
ахейцев, эллинов приурочиваются к одному и тому  же  народу  греческому,
только в различные периоды времени, следовавшие один за  другим.  Но  не
меньшею   доказательностью   обладает   и   другое   положение   -    об
этнографической  отдельности  пеласгов  от   эллинов   (Киперт,   Гольм,
Гессельмейер). Оба мнения могут быть сведены к общему источнику
   - к неясным выражениям древних историков; при этом, однако, не трудно
заметить, что обращение  пеласгов  в  эллинов  могло  быть  последствием
предположения, что ионяне и эоляне - автохтоны, каковыми все  считали  и
пеласгов; эллинами были собственно одни доряне, пришельцы.  С  пеласгами
делили доисторическую Г. лелеги, карийцы, телебои, кавконы, куреты и др.
О той поре, куда не достигают ни предания,  ни  поэзия,  свидетельствуют
данные сравнительного языковедения, мифологии  и  культуры.  Этого  рода
свидетельствами устанавливается принадлежность эллинов к семье  арийских
или индоевропейских народов, вместе с  индусами,  иранцами,  италийцами,
кельтами,    славянами,    литовцами,    германцами,    и    выясняется,
приблизительно, тот запас религиозных верований,  технических  знаний  и
предметов  культуры,  с  какими  эллины  должны  были  выйти  из  общего
местожительства народов, а равно и степень  гражданственности  их  в  то
время. Антропоморфические божества, с божеством дневного света во главе,
различные  способы  их  чествования,   патриархальная   семья,   родовая
организация с воссоединением племен  во  временные  союзы,  впоследствии
переходившие  в  народы,  уменье  селиться  деревнями   и   укрепленными
городами, - все это было вынесено эллинами из общей родины ариев.  Росту
эллинской  культуры  содействовали  и  многообразные   заимствования   с
Востока, как из Азии, так и из Египта, хотя греч. рассказы о переселении
Кекропа из нижнего Египта в Афины и Даная из верхнего Египта в  Аргос  -
измышления  позднейшего  времени;  в  большей  мере  печать   подлинного
предания носят на себе рассказы о поселении финикийского Кадма в Фивах и
ликийца Пелопа в Элиде. Раскопки на Гиссарлике  в  Троаде,  на  Фере,  в
Мениде, на местах Тиринфа, Микен, Орхомена не допускают более сомнения в
значительном  воздействии  вост.  народов  на  Г.,  хотя  и  раньше  уже
литературные  свидетельства,  преимущественно  относящиеся   к   культам
божеств  и  торговле,  равно   как   и   особенности   греч.   алфавита,
устанавливали тот же факт достаточно прочно. Как во времена исторические
Восток все больше и больше обращался  в  арену  деятельности  элиннов  и

Страницы: «« « 790   791   792   793   794   795   796   797   798  799   800   801   802   803   804   805   806   807   808  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь