Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 791   792   793   794   795   796   797   798   799  800   801   802   803   804   805   806   807   808   809  » »»

воспринимал эллинскую образованность, так эта последняя  первыми  своими
успехами  обязана  была   восточному   влиянию.   Меры,   вес,   письмо,
строительное  искусство,  множество  религиозных   образов   и   обрядов
привнесены были в жизнь эллинов с Востока,  обогатили  содержание  ее  в
древнейшую пору и облегчили дальнейшую самостоятельную работу эллинского
гения. Начало восточного влияния на Г. восходит к концу XIV в. до Р. Х.,
ибо с этого  времени  восточными  народами  основываемы  были  на  о-вах
Эгейского моря, на восточных  окраинах  греческого  материка  и  даже  в
глубине его многочисленные  колонии  и  торговые  фактории.  Переселение
дорян в Пелопоннес составляет, кажется,  предельный  термин  культурного
преобладания Востока над Г.
   Состояние  эллинских  обществ,  ближайшее  к  историческому  времени,
обрисовано  с  замечательною  яркостью  и  полнотою  в  так   называемых
гомеровских поэмах, Илиаде  и  Одиссее,  к  началу  VIII  в.  до  Р.  Х.
существовавших в теперешнем, приблизительно, виде.  Изображенное  в  них
состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития  Г.
и составляет  как  бы  исходные  момент  в  образовании  различных  форм
государственного устройства. Составление Илиады и  Одиссеи  относится  к
Х-IX в. Воспетые в поэмах события отделены от времени  составления  поэм
передвижением племен и народов в материковой Г., последствием чего  было
основание малоазийских и островных колоний. Распределить содержащиеся  в
поэмах исторический материал  по  эпохам  и  периодам  нет  возможности;
главная доля его принадлежит временам самого творца поэм. Индивидуальный
тип эллина, с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, с его
верованиями и наклонностями установился уже в  обществе  времен  Гомера.
Положительных законов в этом обществе  еще  нет;  поэтому  уклонения  от
нормы  отношений  в  ту  или  другую  сторону   здесь   чаще   и   менее
чувствительны; однако, имеют большую силу исконные обычаи и установлены,
охраняемые самими богами, а также общественное мнение. В обществе  живут
еще  обломки  родового  строя,  особенно   в   отношениях   семейных   и
частно-правовых; но городская община  уже  сложилась,  в  управление  ею
распределено между единоличным вождем  (басилей),  советом  старейшин  и
народом.  Экономическая  зависимость  иных  вождей   от   народа,   сила
публичного слова, наличность  ораторов,  примеры  критики,  направленное
против вождей и т.п., свидетельствуют,  что  уже  в  эту  пору  народ  в
городских общинах не  был  бесправной  массой  или  безответным  орудием
других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю,  то  и
для вождя обязательны заботливость о народе,  справедливость  в  решении
дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное  время.
Личные достоинства вождя - одно из необходимых условий почета со стороны
народа  и  самого  повиновения   его   требованиям.   Дальнейший   успех
общественности состоял в том, что взаимные отношения  властей  приобрели
большую определенность; понятие  общего  блага  в  государстве  получило
перевес над всеми прочими интересами; личные достоинства и заслуги перед
обществом были главным правом  на  влияние  и  значение  в  государстве.
Гомеровское общество далеко  не  однородно  по  своему  составу:  в  нем
различаются люди простые и знатные; кроме свободных; есть рабы; в  среде
свободных наблюдаются различия по состоянию  и  роду  занятий;  взаимные
отношения между господами и рабами носят на себе  печать  патриархальной
простоты и близости; в отношениях мужчины и  женщины  замечается  больше
равноправности, чем это было в более позднее, историческое время.  Поэмы
Гезиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском  обществе  в
ту отдаленную пору.
   Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде  и
Одиссе, с разнородным населением на определенной  территории,  со  всеми
особенностями   государственного   устройства,    много    содействовало
передвижение  эллинских  племен,  известное   под   именем   возвращение
Гераклидов или переселение дорян в Пелопоннес.  Происходившее  при  этом
смешение  племен  и  объединение  завоевателей  и  завоеванных  в  общей
политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах
должны были ускорять  переход  от  родового  строя  к  территориальному,
государственному. Следовавшее за передвижением дорян основание колоний в
Малой Азии и на о-вах действовало в  том  же  направлении  еще  сильнее:
новые  интересы  и  новые  отношения  вызывали  к  жизни   новые   формы
общественности.   Передвижение   эллинов,   в   котором   главная   роль
принадлежала дорянам, приурочивается к XI веку (с 1104 г.); началось оно
вторжением эпирского народа фессалиян через Пинд в ту страну, которая  в
историческое время именовалась Фессалией. Эолийские туземцы были  частью
покорены, частью бежали на юг и  дала  своему  местожительству  название
Беотии. Жившие у подножия Олимпа доряне двинулись сначала в ту  область,
которая впоследствии называлась Доридою, а оттуда  часть  их,  вместе  с
этолянами, через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес,  до  того
времени занятый ахейцами и  в  северной  части  ионянами.  Только  после
продолжительной борьбы с  туземцами  доряне  мало-помалу  утвердились  в
Мессении, Лаконике, Арголиде, куда они проникли  со  стороны  Аргосского
зал., и в Коринфе. Ахеяне вынуждены были или  покориться  пришельцам  на
положении  неполноправных  обывателей,  или,  утратив   свои   племенные
особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец,  сниматься  с
насиженных мест. С этого времени название Ахаии получила северная полоса
полуострова, откуда  ионяне  бегали  к  своим  соплеменникам  в  Аттику:
прибрежную область заняли спасавшиеся  от  дорян  ахейцы.  Другая  часть
ахеян покинула Пелопоннес и поселилась на остр. Лесбосе.  С  Коринфского
перешейка доряне проникли в среднюю Г. и здесь  завладели  Мегаридою.  В
Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости  от
дорян, жители Аркадии, а  Елида  досталась,  кажется,  союзникам  дорян,
этолянам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и
выселение ионян из Аттики и других областей на  острова  и  малоазийское
побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет, Ефес, Фокея, Колофон
и др.), и основание дорянами,  вышедшими  преимущественно  из  Арголиды,
шести городов (Гексаполис) на карийском берегу и на прилегающих  к  нему
островах. С возвращением Гераклидов  и  основанием  древнейших  колоний,
которые,  в  свою  очередь,  послужили  метрополиями  новых   поселений,
эллинская раса разместилась  окончательно  на  постоянное  жительство  в
собственной Г. Это событие составляет рубеж, за  которым  лежит  царство
легенды и мифа, а по сю сторону  начинается  историческое  существование
Г., с общим именем эллинов. Из новых  ученых  Белох  решается  отвергать
самое передвижение племен, в связи с дорийским завоеванием Пелопоннеса.
   Хотя с возвращением Гераклидов  Г.  вступает  в  исторический  период
существования,  в  противоположность  легендарному  и   мифологическому,
однако  надолго  еще  наши  сведения  о  Г.  не  становятся   ни   более

Страницы: «« « 791   792   793   794   795   796   797   798   799  800   801   802   803   804   805   806   807   808   809  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь