Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 130   131   132   133   134   135   136   137   138  139   140   141   142   143   144   145  »

предпочитая  арбитраж или,  еще более  часто,  примирение  в соответствии  с
традициями.
     Все   это,  разумеется,  не  означает,  что  изданные  властями  законы
бесполезны.  Опережая  общественное мнение  и  нравы,  которые они  пытаются
реформировать, законы  эти значимы в плане воспитания и  убеждения,  подобно
jus commune далекого прошлого, преподававшемуся в европейских университетах.
Новые нормы  говорят об  образе общества,  которое стремятся  создать,  и не
следует  ожидать их полного  и  немедленного применения, подобного тому, что
имеет место в европейских  правовых  системах.  Сам законодатель должен быть
осторожен  и  предоставить судьям большую свободу  действий  при  реализации
принятых им норм.  В необходимых случаях  эти  нормы  могут  рассматриваться
скорее  как  модель,  призванная  руководить  поведением  людей,  а  не  как
обращенный к ним строгий приказ.
     525.  Проблемы  применения  права.  С  другой стороны,  в слаборазвитых
странах  нужно  принимать во внимание  отличающиеся  от европейских  условия
применения права. Полезно расширять преподавание права, публиковать сборники
законов  и  судебной  практики, учебники по праву,  облегчать документацию в
области  африканского законодательства. Однако эта  работа  не  может дать в
Африке те  же результаты, что в Европе.  Из-за отсутствия достаточного числа
профессиональных юристов правовые нормы рискуют остаться мертвой буквой. Они
могут быть использованы в своих интересах лишь наиболее развитыми элементами
населения  и  послужить,  таким образом, не  ослаблению, как этого хотят,  а
усилению привилегированной позиции этих элементов.
     Даже в индустриально  развитых странах в последнее время  осознали, что
низшие  слои населения далеки от знания своих прав и умения их использовать.
В  США,  Англии,  во Франции  обнаружилась полная  несостоятельность системы
юридической помощи. Еще более остро стоит эта проблема в Африке: может быть,
здесь представит особый  интерес опыт марксистско-ленинских  стран, где, как
нас  уверяют,  эта  проблема  решена  с  большим  успехом. Следует  обратить
внимание также на норму Гражданского федерального кодекса Мексики 1928 года,
которая позволяет  судьям отказаться от применения правила "незнание  закона
не есть  оправдание"  --  если при определенных обстоятельствах  и  учитывая
социальное  положение  заинтересованных   лиц  применение   этой  нормы   не
соответствует справедливости.
     526.  Приоритет  идеи развития. Можно задать вопрос: а  не следовали ли
страны Африки в  правовой  области  слишком  близко за  образцом европейских
стран? Требуется, по мнению некоторых, реформируя право Африки и Мадагаскара
направить  его   развитие  на   тот  путь,  который  в   наибольшей  степени
соответствует особым условиям и нуждам этих стран.
     Право очень  часто понималось и  создавалось в  Африке в соответствии с
европейским  взглядом, согласно  которому на  первый план ставились проблемы
стран, развитых в экономическом и социальном планах. Лозунгом стран Африки и
Мадагаскара сейчас  стало развитие. Право должно в  этих странах приниматься
как  право развития;  все другие  соображения становятся второстепенными  по
сравнению с этой основной целью.
     Речь, конечно, не идет об отказе в Африке от моральных ценностей или от
достоинства  человека.   Но   в  слаборазвитых  странах  законно  стремление
подчинить  индивидуумы единству более, чем  мы подготовлены допустить это  в
Европе.  Такой  подход  соответствует   духу  традиционного  обычая.  Отсюда
вытекают  несомненные  различия в  иерархии публичного и частного  права;  в
обществах, где  прогресс должен  ожидаться скорее от инициативы государства,
чем от  инициативы некомпетентных и не  свободных от  предрассудков  частных
лиц, роль публичного и частного права в регламентации общественных отношений
различна.
     Отсюда  вытекает  и  различие   решений  по  сравнению  с  европейскими
странами: естественные права  человека должны  быть  гарантированы,  но  они
могут иметь  более  строгие  ограничения, чем в Европе; "священный" характер
права  собственности  не  должен  служить  препятствием  аграрным  реформам,
законодательство  о  сельскохозяйственном   кредите  должно  учитывать,  что
крестьяне  зачастую  являются  должниками,  и  предусматривать  мероприятия,
направленные на  то, чтобы  помешать уплачивать  получаемые  от  государства
займы злоупотребляющим кредиторам или использовать их на  непроизводительные
расходы -- оплату свадебных или похоронных церемоний.
     527.  Опасность законов или конвенций европейского происхождения. Очень
часто страны  Африки и Мадагаскара  получали в различных областях законы, не
приспособленные  к их конкретным условиям и нуждам,  законы, являющиеся лишь
простым,  слегка  измененным вариантом  законов, созданных  для  европейской
страны. Можно порицать колониальных администраторов за то, что они прибегали
к  подобной  легкой  процедуре.  Но  эта опасность скорее  увеличилась,  чем
уменьшилась  после деколонизации.  Страны  Африки бедны,  у  них очень  мало
юристов, способных  глубоко  изучить  вопрос  о том, какое  законодательство
подходит для той или иной  страны. Поэтому  и  возникает не меньший, чем  до
независимости,  риск,  что  они  несознательно  последуют  за образцами,  от
которых они должны были бы удаляться.
     То, что  верно в отношении законов,  верно и в  отношении международных
конвенций.  Крайне  желательно, чтобы  страны Африки активно  участвовали  в
международной  жизни.  Нельзя   не  признать,  что  при  подготовке   многих
действующих конвенций интересы этих стран  или не были  представлены совсем,
или  были представлены  плохо, и даже присутствие африканских  делегаций  на
конференциях,   где  принимаются  международные  конвенции,  является   лишь
формальной гарантией их интересов.
     528. Необходимость координации работ. Каждая  африканская страна может,
конечно, получить хорошие законы, обратясь к экспертам, достаточно сведущим,
для того чтобы учесть специфические условия данной  страны. Разумный эксперт
не  предложит  при  этом такого  закона, который ласкал бы взоры  теоретиков
права в  его стране. Однако весьма  досадно,  что такого рода работы ведутся
без всякой  координации,  в  результате  чего  многие лица  в разных странах
занимаются тем, что мог бы с пользой сделать один человек к выгоде всех.
     Можно лишь глубоко сожалеть о том, что в  эпоху, когда  лишь достаточно
обширные объединения дают достаточно шансов для развития, Африка раздроблена
на 40 с лишним государств, тем более что эта балканизация Африки есть не что
иное,  как  сохранение  территориального  деления,  искусственно  созданного
колонизаторами.   Она  представляет  большую  опасность,  если  будет  иметь
следствием раздробление права, чего, в общем, не было в  период колонизации.
В момент, когда государства Европы стремятся вернуться к идее общего для них
права,  государствам  Африки не  следует, игнорируя урок истории, впадать  в
юридический  провинциализм, противоречащий как интересам их развития, так  и
идее права.
     Многие в Африке понимают это. Страны французского языка  сотрудничают в
области индустриальной собственности, морского права.  По частной инициативе

Страницы: «« « 130   131   132   133   134   135   136   137   138  139   140   141   142   143   144   145  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности