Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 121   122   123   124   125   126   127   128   129  130   131   132   133   134   135   136   137   138   139  » »»

с  режимом сеньории  нового феодального режима. Император  был  лишен  тогда
какой-либо  реальной  власти, придворная  знать  (кугэ) также  находилась  в
упадке. В силу возложенных на него прерогатив священного характера император
оставался  важным и глубоко почитаемым  лицом, но в действительности  власть
ускользала от него: она перешла к военной касте, которой не знал Китай.
     Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву
(буке-хо), составлявшему ее личный статус. Действующий внутри  касты "кодекс
рыцарства"  был  основан  на  идее  абсолютной  преданности  вассала  своему
сюзерену,  он  исключал  какую  бы  то  ни было  идею  прав  и  обязанностей
юридического  характера.  Вассал  не имел никаких гарантий  против произвола
сюзерена,   суд  пэров   в   Японии   никогда  не   существовал.   Считалось
оскорбительной даже сама мысль о том, что  вассал может  иметь права  против
своего  сюзерена.  Отношения  вассала  и  сюзерена  рассматривались  подобно
отношениям сына и отца. Между ними не должно существовать никакого договора,
ибо  такие  чувства, как привязанность, верность,  самоотверженность, личная
преданность, жертва  во  имя идеи,  теряют  свой смысл, когда  их  стремятся
поставить в строгие, хотя и разумные рамки.
     495. Режим унитарного феодализма: упадок рицу-ре.  В течение нескольких
веков  этика  букэ  существовала  наряду с более  детальной  регламентацией,
содержавшейся в рицу-ре, так как именно рицу-ре  по-прежнему  применялись  к
лицам, не входившим  в  военную касту. В эпоху  сегунов  Асикага (1333--1573
годы), сменившую эпоху Камакура (1185--1333 годы), наступил период анархии и
гражданских войн,  приведший  к  установлению  так  называемого  феодального
унитаризма.  Утвердилось  превосходство  рыцарей  над  крестьянами,  местные
представители класса военных (дзито), на которых  было возложено обеспечение
общественного порядка и сбор налогов, стали присваивать доходы с поместий, в
то время как раньше они брали лишь часть этих доходов. Япония была  поделена
между   несколькими   крупными   независимыми  феодалами   (дайме),  которым
подчинялись дзито и которые постоянно вели друг с другом междоусобные войны.
Рицу-ре  перестало применяться, действовать продолжало лишь  прежнее  личное
право букэ, которое и заменило собой местные обычаи.
     До указанного периода в Японии существовали различные классы, каждый из
которых  имел  свой  особый  статус. Этот  режим  был  заменен  в  XIV  веке
единообразной  структурой, основанной на  строгой иерархии, исключавшей даже
мысль  о  правах  низших  в отношении высших.  Между  представителями класса
рыцарей отрицалась возможность  заключения договоров и установления правовых
обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между  помещиками
и земледельцами.
     Эта   структура  неравенства,  не   оставлявшая   места   для   понятия
субъективных  прав,  была  еще  усилена,  когда  в  эпоху  сегунов  Токугава
(1603--1868 годы) Япония стала на путь политики  изоляционизма. Как  реакция
на  европейское влияние конфуцианство  стало  официальной  доктриной. В 1597
году была  введена политика строгого надзора и доносов. По всей  стране были
сформированы специальные группы из  5 человек  (гонингуми),  которые  должны
были доносить  о  преступлениях,  поддерживать публичный  порядок,  сообщать
полиции о перемещениях  граждан, о  присутствии  в их местности  посторонних
лиц.  Группа несла  солидарную уголовную  и  финансовую ответственность:  ее
согласие было необходимо для возбуждения судебного процесса; она вмешивалась
в  семейные  дела,  привлекая  в  этих  целях  советчиков   или  свидетелей,
контролировала  использование земель.  Следы  этого  института,  наложившего
глубокий отпечаток на  японское мышление в  эпоху Токугава, ощущаются в ряде
аспектов и в сегодняшней Японии.
     Установившийся порядок считался в ту эпоху естественным и нерушимым, он
был основан на четком разграничении общественных классов (рыцарей, крестьян,
торговцев)  и на принципе  иерархии  этих классов. Весь образ  жизни японцев
определялся тем, к какому  классу  они принадлежат;  от этого зависел тип их
дома, материал  и цвет их одежды,  их питание. Не могло быть и речи о правах
лиц низшего класса в отношении вышестоящего класса.
     Сегун, обладавший реальной властью, не считал, что рассмотрение  споров
входит в его функции.  Он  делал это лишь  в исключительных  случаях. Лишь в
XVIII  веке  его юрисдикция  расширилась. Как  видно  из одного  из решений,
относящегося к 1767 году, юрисдикция сегуна охватывала 53 типа дел, разбитых
на две  категории: основные споры и споры имущественного характера. Политика
центральной власти всегда была направлена на то,  чтобы не  дать расшириться
компетенции местных судов,  а  по возможности и присвоить  эту  компетенцию.
Сегун  вершил  правосудие   по   своей  дурной  прихоти,  за  индивидами  не
признавалось права обращения в суд. Судебные функции не отличались от других
публичноправовых функций.  В Японии не  было правовых школ, профессиональных
судей, прокуратуры, адвокатов и нотариусов.
     496.  Отсутствие идеи  права.  Гири.  Если в эту  эпоху  и существовало
право,  в  том  числе  даже  писаные  нормы,  то  речь  может  идти  лишь  о
предписаниях,  дававшихся  высшими  низшим. Низший  мог только  подчиняться.
Народ, постоянно державшийся в  невежестве,  ничем  не  был гарантирован  от
произвола.  Не  могло  быть  и  речи  о  праве  в  отношениях между  лицами,
принадлежащими к низшим классам, с одной стороны, и  к высшим  классам --  с
другой.
     Идея  права отсутствовала и в  отношениях между  членами одного класса.
Как и  в  Китае,  в  Японии  вызывала отрицательное отношение категоричность
судебных решений  и ригористичность  правовых  норм.  Возник  целый комплекс
норм,  которые  исходили  скорее  из  соображений  приличия  и  регулировали
поведение индивидов в отношениях друг с другом во всех  случаях  жизни.  Эти
нормы поведения,  схожие с китайскими правилами, назывались гири; были  гири
отца  и сына, мужа и  жены,  дяди и племянника, братьев между  собой, а  вне
семьи -- гири собственника и фермера, заимодавца и должника, торговца и  его
клиента, хозяина и служащего, старшего служащего и его подчиненного и т.  д.
"Конфуцианская Азия,--  пишет  Жо-уон  де Лонгрэ,--  предпочитает  равенству
идеал  сыновних   отношений,   состоящих   из   внимательного  управления  и
уважительного подчинения".
     Гири заменяли собой право, а по мнению некоторых японцев, и мораль. Они
автоматически   соблюдались   не   столько   потому,   что   соответствовали
определенной концепции  морали, сколько под  страхом  осуждения  со  стороны
общества в  случае неподчинения  гири.  Для  японцев  считалось  позорным не
исполнить какое-либо гири. Кодекс чести, носящий  характер обычая, определял
поведение.  Все это делало  право  до недавнего  времени  бесполезным и даже
одиозным.
     497. Эпоха Мэйдзи: вестернизация японского права.  Такова была  картина
японского  общества к  началу  эпохи  Мэйдзи  в  1868  году.  Казалось,  вся
установившаяся ранее структура была  разрушена.в  ходе  всеобщего обновления
японского  общества.  Демократическое  государство западного  типа  заменило
прежнее  феодальное  государство.  Быстрый  подъем  сделал  Японию  одной из

Страницы: «« « 121   122   123   124   125   126   127   128   129  130   131   132   133   134   135   136   137   138   139  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности