|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 » »» с режимом сеньории нового феодального режима. Император был лишен тогда
какой-либо реальной власти, придворная знать (кугэ) также находилась в
упадке. В силу возложенных на него прерогатив священного характера император
оставался важным и глубоко почитаемым лицом, но в действительности власть
ускользала от него: она перешла к военной касте, которой не знал Китай.
Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву
(буке-хо), составлявшему ее личный статус. Действующий внутри касты "кодекс
рыцарства" был основан на идее абсолютной преданности вассала своему
сюзерену, он исключал какую бы то ни было идею прав и обязанностей
юридического характера. Вассал не имел никаких гарантий против произвола
сюзерена, суд пэров в Японии никогда не существовал. Считалось
оскорбительной даже сама мысль о том, что вассал может иметь права против
своего сюзерена. Отношения вассала и сюзерена рассматривались подобно
отношениям сына и отца. Между ними не должно существовать никакого договора,
ибо такие чувства, как привязанность, верность, самоотверженность, личная
преданность, жертва во имя идеи, теряют свой смысл, когда их стремятся
поставить в строгие, хотя и разумные рамки.
495. Режим унитарного феодализма: упадок рицу-ре. В течение нескольких
веков этика букэ существовала наряду с более детальной регламентацией,
содержавшейся в рицу-ре, так как именно рицу-ре по-прежнему применялись к
лицам, не входившим в военную касту. В эпоху сегунов Асикага (1333--1573
годы), сменившую эпоху Камакура (1185--1333 годы), наступил период анархии и
гражданских войн, приведший к установлению так называемого феодального
унитаризма. Утвердилось превосходство рыцарей над крестьянами, местные
представители класса военных (дзито), на которых было возложено обеспечение
общественного порядка и сбор налогов, стали присваивать доходы с поместий, в
то время как раньше они брали лишь часть этих доходов. Япония была поделена
между несколькими крупными независимыми феодалами (дайме), которым
подчинялись дзито и которые постоянно вели друг с другом междоусобные войны.
Рицу-ре перестало применяться, действовать продолжало лишь прежнее личное
право букэ, которое и заменило собой местные обычаи.
До указанного периода в Японии существовали различные классы, каждый из
которых имел свой особый статус. Этот режим был заменен в XIV веке
единообразной структурой, основанной на строгой иерархии, исключавшей даже
мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса
рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых
обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками
и земледельцами.
Эта структура неравенства, не оставлявшая места для понятия
субъективных прав, была еще усилена, когда в эпоху сегунов Токугава
(1603--1868 годы) Япония стала на путь политики изоляционизма. Как реакция
на европейское влияние конфуцианство стало официальной доктриной. В 1597
году была введена политика строгого надзора и доносов. По всей стране были
сформированы специальные группы из 5 человек (гонингуми), которые должны
были доносить о преступлениях, поддерживать публичный порядок, сообщать
полиции о перемещениях граждан, о присутствии в их местности посторонних
лиц. Группа несла солидарную уголовную и финансовую ответственность: ее
согласие было необходимо для возбуждения судебного процесса; она вмешивалась
в семейные дела, привлекая в этих целях советчиков или свидетелей,
контролировала использование земель. Следы этого института, наложившего
глубокий отпечаток на японское мышление в эпоху Токугава, ощущаются в ряде
аспектов и в сегодняшней Японии.
Установившийся порядок считался в ту эпоху естественным и нерушимым, он
был основан на четком разграничении общественных классов (рыцарей, крестьян,
торговцев) и на принципе иерархии этих классов. Весь образ жизни японцев
определялся тем, к какому классу они принадлежат; от этого зависел тип их
дома, материал и цвет их одежды, их питание. Не могло быть и речи о правах
лиц низшего класса в отношении вышестоящего класса.
Сегун, обладавший реальной властью, не считал, что рассмотрение споров
входит в его функции. Он делал это лишь в исключительных случаях. Лишь в
XVIII веке его юрисдикция расширилась. Как видно из одного из решений,
относящегося к 1767 году, юрисдикция сегуна охватывала 53 типа дел, разбитых
на две категории: основные споры и споры имущественного характера. Политика
центральной власти всегда была направлена на то, чтобы не дать расшириться
компетенции местных судов, а по возможности и присвоить эту компетенцию.
Сегун вершил правосудие по своей дурной прихоти, за индивидами не
признавалось права обращения в суд. Судебные функции не отличались от других
публичноправовых функций. В Японии не было правовых школ, профессиональных
судей, прокуратуры, адвокатов и нотариусов.
496. Отсутствие идеи права. Гири. Если в эту эпоху и существовало
право, в том числе даже писаные нормы, то речь может идти лишь о
предписаниях, дававшихся высшими низшим. Низший мог только подчиняться.
Народ, постоянно державшийся в невежестве, ничем не был гарантирован от
произвола. Не могло быть и речи о праве в отношениях между лицами,
принадлежащими к низшим классам, с одной стороны, и к высшим классам -- с
другой.
Идея права отсутствовала и в отношениях между членами одного класса.
Как и в Китае, в Японии вызывала отрицательное отношение категоричность
судебных решений и ригористичность правовых норм. Возник целый комплекс
норм, которые исходили скорее из соображений приличия и регулировали
поведение индивидов в отношениях друг с другом во всех случаях жизни. Эти
нормы поведения, схожие с китайскими правилами, назывались гири; были гири
отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника, братьев между собой, а вне
семьи -- гири собственника и фермера, заимодавца и должника, торговца и его
клиента, хозяина и служащего, старшего служащего и его подчиненного и т. д.
"Конфуцианская Азия,-- пишет Жо-уон де Лонгрэ,-- предпочитает равенству
идеал сыновних отношений, состоящих из внимательного управления и
уважительного подчинения".
Гири заменяли собой право, а по мнению некоторых японцев, и мораль. Они
автоматически соблюдались не столько потому, что соответствовали
определенной концепции морали, сколько под страхом осуждения со стороны
общества в случае неподчинения гири. Для японцев считалось позорным не
исполнить какое-либо гири. Кодекс чести, носящий характер обычая, определял
поведение. Все это делало право до недавнего времени бесполезным и даже
одиозным.
497. Эпоха Мэйдзи: вестернизация японского права. Такова была картина
японского общества к началу эпохи Мэйдзи в 1868 году. Казалось, вся
установившаяся ранее структура была разрушена.в ходе всеобщего обновления
японского общества. Демократическое государство западного типа заменило
прежнее феодальное государство. Быстрый подъем сделал Японию одной из
Страницы: «« « 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |