Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 119   120   121   122   123   124   125   126   127  128   129   130   131   132   133   134   135   136   137  » »»

течение  веков  признавалась  первенствующая  роль  закона,  который  и  был
использован для создания  и организации нового общества. В  Китае, наоборот,
принцип законности  презираем, ибо  в глазах китайцев  он связан с периодом,
когда  Китай попал в  зависимость от западного  империализма, от  которой он
освободился лишь  теперь.  Хотя в Китае  отказались  ныне  от учения о связи
между гармонией в обществе и порядком вещей в природе, тем не менее страна в
большей  степени, чем Советский Союз, подготовлена  к тому,  чтобы моральное
воспитание и воспитание гражданской добродетели вытеснили простые методы.
     448. Первые  годы: советский путь. В 1949  году были отменены все ранее
изданные  законы  и  декреты  и упразднены суды. Надо было  создавать что-то
новое.
     В первые  годы  после  прихода коммунистов  к  власти  могло  сложиться
впечатление, что они,  хотя и с неохотой, признают  важность права и закона,
видя  в них  самый  эффективный, быстро  действующий инструмент  перестройки
общества.
     Органические  законы  1949 года,  которые  предусматривали  воссоздание
правовой системы, исходили из советской модели. На Верховный суд возлагалось
руководство  всеми  новыми  судами;  была  создана  прокуратура,  призванная
утвердить  принцип  социалистической  законности. В  1950--1951  годах  были
изданы крупные  законы: о браке, профсоюзах, об аграрной реформе, о судебной
организации и др. Была создана  кодификационная комиссия, которая приступила
к подготовке кодексов.
     Большие затруднения возникали, однако, в связи с отсутствием достаточно
подготовленных юристов. Функции судов  зачастую выполняли  органы полиции  и
государственной безопасности.  Наряду с народными судами  общей  компетенции
действовали  особые  суды.  Над  самими же  народными  судами довлели органы
исполнительной власти. С  трудом происходило создание прокуратуры; поскольку
отсутствовало   законодательство,  она  не  знала,  что   должна  делать.  В
1952--1953  годах  принцип законности,  и  так утверждавшийся с  трудом, был
подвергнут   нападкам;   критиковались   отделение   права    от   политики,
независимость  судей,  юридический   формализм,  принцип  непридания  закону
обратной силы, давность, принцип "нет наказания без закона".
     Тем  не   менее  от   советской  модели  не  отказывались,  и   принцип
социалистической  законности  должен был в  конечном итоге восторжествовать.
Эту  тенденцию  подтвердила  Конституция  1954  года, построенная по  модели
советской Конституции 1936  года. В том  же  году были реорганизованы суды и
прокуратура.   В   1957  году  действовало   более   2700  народных   судов.
Постановление 1954 года содержало гарантии против ареста и задержания.
     489.  Отказ от  этого  пути: марксизм-маоизм.  После 1957  года,  когда
обнаружились первые трения с  Советским  Союзом, китайская  революция  взяла
другой курс. В 1960  году  произошел полный  разрыв  с СССР.  Хотя китайская
критика была  сконцентрирована  на  советском руководстве, которое пришло на
смену  Сталину,  в действительности в Китае  была отброшена вся политическая
линия,  которой  следовал  Советский Союз  начиная с 1917  года. В СССР были
национализированы   средства   производства.   Это   фундаментальная   мера,
предусмотренная марксистским учением, и  она была осуществлена и в Китае. Но
национализация -- это еще не все. Маркс  и Ленин хорошо понимали это,  когда
говорили  о необходимости создания нового механизма производства. Стремясь к
быстрому  развитию  производства,  советские  руководители  не отказались от
многого из того,  что обеспечивало производительность при капитализме. Китай
отказался  от  этой  модели,  трактуемой  как  государственный капитализм, и
выступил  против  "советских  ревизионистов",  которые,   как  утверждалось,
подменили борьбу за полное освобождение рабочего класса и всего человечества
"борьбой за гуляш".
     Таким образом, приоритет в Китае был отдан  не экономическому  росту, а
социальным   перестройкам,  созданию  нового  типа  общественных  отношений,
исключающих всякую  возможность  и даже желание эксплуатации. Главное --  не
развитие важных секторов экономики (например, тяжелой индустрии),  а то, что
народные массы осознали, что произошел коренной перелом и  никто не является
больше    объектом   эксплуатации.    Интеллектуальная   элита    (инженеры,
администраторы,  лица  свободных  профессий)  не  будет  отныне  стоять  над
пролетариатом:  рабочие должны  участвовать  в  управлении  предприятием,  а
директора и инженеры -- в производственном процессе, с  тем чтобы преодолеть
разрыв между работниками умственного и физического  труда. Был  предпринят и
ряд  других мер. В  политической сфере был выдвинут тезис о том, что  всегда
имеется опасность склероза партии, отрыва ее руководителей от  масс, попыток
реставрации капитализма.  Поэтому народные массы  призывались контролировать
органы  партии и их  руководителей на всех уровнях,  не исключая Центральный
Комитет.  Был  выдвинут  лозунг  "огонь  по  штабам",  с  которого  началась
"культурная революция" (1966--1969 годы).
     490. Отказ от принципа законности. Принцип законности, который и так не
был  прочен  ни  в  общественном сознании,  ни  в  практике,  оказался вновь
отброшен.  Были  прекращены  кодификационные  работы.   Партийные  директивы
заменили законы.  Ограничена деятельность судов,  поставленных  под контроль
исполнительных  органов. Подчеркивалось  подчинение  права (как и экономики)
политике. Все это вело к возврату старой почитаемой традиции: социальный мир
и порядок должны быть достигнуты путем воспитания, для создания нового строя
необходим общий консенсус. Согласие и примирение --  самое главное, а  право
может  играть лишь  подчиненную роль. Мао Цзэдун в речи, произнесенной еще в
феврале  1957 года, говорил,  что право  создано не для всего мира. Есть два
способа  решения противоречий,  возникающих в  обществе. Один -- это право и
его  санкции. Это диктаторский  способ. Когда-то его считали  пригодным  для
варваров, и сегодня его применяют к  неисправимым контрреволюционерам. Право
непригодно, когда речь идет о простых внутренних противоречиях, отличающихся
от  антагонистических   противоречий.   Народным   массам   трудно  выносить
диктаторский характер права. Если даже гражданин виновен, это не значит, что
его следует рассматривать как преступника, ставить перед судом,  осуждать  и
наказывать.  Гражданина следует  оградить от  такого бесчестья. Воспитание и
убеждение  противостоят   унижению,   каким  является  судебное   осуждение,
уголовное или гражданское.
     491. Отличия от прошлого. Говоря о возврате к традиции, следует иметь в
виду, что понятие "возврат" следует понимать  лишь в формальном, техническом
смысле.  По  существу же, и  здесь существуют фундаментальные различия между
старым и сегодняшним Китаем.
     Первое такое  различие  состоит в том,  что  исчезла  идея  о  всеобщем
порядке, присущем  всей природе,  включая как  естественные  явления,  так и
поведение людей.  Модель, с которой хотят согласовать гармонию мира, строили
теперь не на смене времен года, а  искали в марксистском учении, в том виде,
как оно трактуется председателем Мао. Статическую концепцию, характерную для
прошлого, заменила динамическая, стремление создать новый строй.

Страницы: «« « 119   120   121   122   123   124   125   126   127  128   129   130   131   132   133   134   135   136   137  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности