Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 111   112   113   114   115   116   117   118   119  120   121   122   123   124   125   126   127   128   129  » »»

познакомиться  с  системой,  которая  требует  абсолютно  полного знания  ее
источников. В результате оказались санкционированными  многие нормы, которые
либо  вообще не пользовались всеобщим признанием, либо давно устарели. Когда
английские  судьи стремились  применять обычай, то они  исходили из описаний
обычаев в  работах,  написанных  европейцами,  которые не  всегда  видели  и
понимали  индусские понятия  и  обычаи  во  всей  их  сложности. Бесконечное
разнообразие этих обычаев и их подлинная роль не могли быть поняты юристами,
привыкшими  к  идеям  общего   права.  Кроме  того,   английские   юристы  в
соответствии с их собственными методами придавали судебным прецедентам такой
авторитет, который за ними  никогда не признавала индусская традиция. Иногда
судьи сознательно изменяли  индусское  право,  так  как  их  шокировали  его
решения; они  не  всегда отдавали себе  отчет в том, что именно эти  решения
были бы правильными в индусском обществе. Необходимость применять английскую
терминологию,  малопригодную для  понятий  индусского  права,--  вот  другая
причина  искажения индусского  права. В  результате действия  этих различных
факторов индусское  право  в  период английского  господства  не  только  не
развивалось, но было значительно деформировано.
     В Индии было  введено английское доказательственное право, что изменило
условия  применения  индусского  права.  Английские  нормы  применялись  для
регулирования отношений  между  собственниками  семейного  имущества  или  в
отношении  статуса индусских благотворительных учреждений; в  первом  случае
они  искажали индусское  понятие Ьепаmi, а  во втором случае  могли исказить
индусское  понятие  благотворительной  цели или на  их основании можно  было
требовать того, что не вытекало из характера индусского права дхарм.
     Все  отмеченные изменения  привели  к  уменьшению  разнообразия местных
обычаев, которое  сами индусы считали  злом.  С  другой  стороны, они  часто
способствовали эволюции,  которую многие считают  благотворной, так как  она
модернизировала   индусское  право,  сохранив  его   дух.  Индусские  юристы
отзываются  также  одобрительно о  некоторых  изменениях, внесенных судебной
практикой  в сферу семейной собственности  или в  принцип индусского  права,
который обязывает сына оплатить долги  отца.  Судьи  сумели в  этих областях
сохранить основные идеи индусского права, сделав их более гибкими. Индусское
право  действительно нуждалось  в  эволюции.  Иногда суды  только признавали
значение новых обычаев, вполне приемлемых с точки зрения  индусского  права;
так, они признали  действительность завещания,  совершенного  индусом, когда
практика  завещаний,  ранее  полностью  неизвестных  индусскому  праву,  уже
получила фактическое распространение.
     462.   Ограничение  сферы   индусского  права.   В  период  британского
владычества   произошла  не  только   деформация  индусского  права,  но   и
ограничение сферы его  применения. Индуизм придает каждому действию человека
духовную  ценность  и считает себя  призванным  регламентировать все аспекты
социальной  жизни. Он  устанавливает  правила  поведения для  всех возможных
ситуаций.  Однако   фактически   в   момент   появления   англичан  в  Индии
регламентация  была  разработана лишь для определенных  категорий отношений,
затрагивающих внутрисемейные  и кастовые проблемы, проблемы землепользования
и  наследования.  По  всем  другим вопросам индусское право  еще не получило
достаточного развития.  Неуплата долга  рассматривалась  дхармой  просто как
грех, за  который человека постигнет возмездие  в потусторонней жизни; право
предусматривало лишь религиозные санкции в случае неисправности должника.
     Британское завоевание прервало самобытный путь  развития, который могло
бы пройти индусское право, охватывая  по мере эволюции общества  новые  виды
отношений.   После   завоевания  это   право  применялось  судами  в  строго
ограниченных сферах: наследование,  брак,  касты, религиозные институты. Вне
этого круга действовала, как мы видели, другая правовая система, развиваемая
и применяемая.
     Могло  ли быть иначе?  Вряд ли. В  так называемых президенциях (Бомбей,
Калькутта, Мадрас)  действовало правило,  по  которому  в том случае,  когда
ответчиком был  индус,  применению  подлежало  индусское  договорное  право.
Однако  практическая   роль   данного  правила   была   незначительна,   ибо
заинтересованные  стороны предпочитали  подчинить свои отношения английскому
праву,  что  придавало  им  большую  определенность. Да  и  толкование  норм
индусского  права  проводилось   чуждыми  местной  цивилизации  судьями,  на
английский манер.
     463.  Британское законодательство. Сами  индусы обнаружили стремление к
реформам права, которое не соответствовало более обычаям и часто казалось им
устаревшим и препятствовавшим прогрессу'. Англичане. однако, очень сдержанно
имешивались  путем  законодательства  в  сферы  действия  индусского  права.
Принимались законы не очень широкого значения, например для отмены некоторых
норм, связанных с системой каст, или норм,  устанавливающих недееспособность
женщины,  так  как  эти  нормы  казались   несправедливыми  уже   не  только
европейцам, но и  передовой  части индусского населения. Можно назвать также
Закон  о  завещаниях  1870  года.  Однако никакой  развернутой  кодификации,
призванной модернизировать индусское право  в  целом, не было. Такая попытка
намечалась а 1833 году, но в 1861-м от нее отказались.
     Наиболее  значительные  законодательные  работы были  проведены  ь  тех
областях, где перестали применять индусское право и где наметилась линия  на
формирование англо-индийского  права.  Не перечисляя приняты"; в  этой связи
законов,  отметим, что  в некоторых  Отношениях  и здесь сохранили  значение
понятия  индусского  права. Суды  Бомбея  и  Калькутты  продолжали  и  после
принятия  Закона  о  договоре  1872  года  применять норму о так  называемом
damdupat,  согласно  которой проценты ни  в коем случае  не могут  превышать
сумму долга. Правда, Мадрасский суд посчитал эту  норму отмененной, но закон
1938  года вновь ввел ее в действие в Мадрасе  в пользу сельскохозяйственных
производителей2.
     464.  Независимость. После провозглашения независимости  Индии движение
за  модернизацию   и  унификацию  индусского   права  получило   возможность
развиваться без  всяких препятствий. Всю систему судов возглавил новый орган
-- Верховный суд  Индии, тогда как раньше суды княжеств (Барода.  Траванкур.
Кочин. Майсур, Хайдарабад) никем не контролировались, если не считать весьма
условного контроля со стороны  Судейского комитета Тайного совета. Верховный
суд  получил право  подтвердить  или отбросить судебные решения, принятые  в
период  британского  господства.  Таким  путем  была   выполнена  работа  по
некоторому упорядочению и унификации индусского права.
     В плане законодательном была создана специальная комиссия для  изучения
вопроса о том, какие в целом  законодательные реформы следует внести в право
Индии, в том числе и в право  индусской общины. Труды этой комиссии уже дали
видимые  результаты.  Можно  сказать, что  нет  ни  одного  важного принципа
старого  права, который бы не был отменен или обновлен законодательством или
кодексами'.
     Сама  Конституция  Индии  отвергла  систему  каст. Статья 15  запрещает

Страницы: «« « 111   112   113   114   115   116   117   118   119  120   121   122   123   124   125   126   127   128   129  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности