|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 » »» Все три шастры -- дхарма, артха и кама -- легитим-ны, и естественный
порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом соблюдали их. При этом
каждый должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой
он принадлежит: брахман в соответствии с дхармой, правители и торговцы -- с
артхой, а женщины, у которых нет собственной посмертной судьбы,-- с камой.
Индусская философия признает за дхармой известный приоритет, но отсюда
не следует, что артха и кама в обязательном порядке должны подчиняться ее
требованиям. Дхарма не есть выражение индуистской морали во всем ее объеме,
и в этом смысле она отличается от фикха, безоговорочно господствующего в
мусульманском обществе. Еще в меньшей мере, чем фикх, она может
рассматриваться как "право" в собственном смысле слова. Дхарма -- это скорее
простая модель, допускающая отклонения и требующая гибкости в духе реализма
и терпимости, которая является отличительной чертой индуизма.
452. Дхарма. Дхарма основана на веровании, что существует всемирный
порядок, вытекающий из природы вещей и необходимый для сохранения мира,
причем сами боги являются лишь хранителями этого порядка. Дхарма говорит о
поведении людей, не различая религиозные и юридические обязанности.
Например, она указывает, какому наказанию следует подвергнуться за грехи,
говорит о ситуациях, когда требуются жертвоприношения, определяет, в каких
случаях следует подавать милостыню и каковы правила гостеприимства. Дхарма
предписывает правителям посещать храмы и обеспечивать общественную
безопасность. Идея "субъективных прав", конечно, чужда дхарме; ее стержень
-- комплекс обязанностей, соблюдение которых обязательно для всех тех, кто
не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. Эти обязанности
весьма строги и варьируются в зависимости от поведения индивидов и возраста,
которого они достигли. Авторитет дхармы основан не на обычае, а на почитании
тех, кто создал эти правила, мудрецов давних времен, которым дано было
видение общественного порядка.
453. Дхармашастры и нибандхазы. Дхармы изложены в специальных
трактатах, именуемых дхармашастры, которые весьма многочисленны. Наиболее
известные из них -- в стихах: это законы Ману, законы Яджнавалкья, законы
Нарада, которые, как полагают, были составлены в период между I веком до н.
э. и III--IV веками н. э. Авторитет того или иного трактата, излагающего
дхарму, окончательно и неизменно установлен традицией. Дхармашастры,
признанные таковыми, составляют единое целое независимо от даты составления
каждой из них. Чтобы познать дхарму, нужно учитывать весь этот комплекс.
Знание дхармы нельзя почерпнуть из какого-либо отдельного труда, как бы
авторитетен он ни был: шастры освещают и дополняют одна другую.
От дхармашастр неотделимы и другие сборники -- нибандхазы, которые
являются как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз -- разъяснить
часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными простым людям,
разрешить явные противоречия между различными дхармашастрами. Одни
нибандхазы охватывают целый комплекс дхарм, другие рассматривают только один
какой-либо институт. Их авторы иногда известны, а иногда -- нет. Даты
составления нибандхаз находятся где-то между XI веком и концом XVII века.
Дхармашастры и нибандхазы многочисленны. В одной местности отдают
предпочтение одним из них, в другой -- другим. Подобным образом и разные
социальные слои населения подчиняются разным нибандхам. В индусском праве
существуют в этой связи две главные школы: Митакшара и Дайябхага. Эти школы,
вместе с их под-школами и разветвлениями, господствуют, подобно
мусульманским толкам, каждая в определенных географических районах, хотя
личный статус индивидов следует за ними и не зависит от того, где они
проживают. Школа Дайябхага преобладает в Бенгалии и Ассаме, школа
Митакшара--в Индии и Пакистане.
454. Дхарма и обычай. Жизнь в этом мире не урегулирована и не может
быть урегулирована одной только дхармой. Если дхарма выражает извечную
истину, то другие элементы служат для определения поведения людей, оценки
полезного и приятного (аргха к кама). Разумный человек сочетает добродетель
с интересом и удовольствием, и при этом не следует надеяться, что поведение
людей будет полностью соответствовать дхарме, ибо период, в который мы
живем,-- это несчастливое время упадка.
Поэтому сама дхарма допускает не только обычай praeter legem, но обычай
contra legem. По Яджнавалкья и законам Ману нужно воздерживаться от
следования правилу поведения, установленного текстами, если общество не
воспринимает этого правила2. Обычно-правовые нормы исходят из
условия места и времени и поэтому не связаны с божественным предписанием,
лежащим в основе дхармы. Таким образом, позитивное индусское право является
обычным правом, в котором в той или иной мере доминирует религиозная
доктрина -- индуизм; она определяет нормы поведения, в соответствии с ней
изменялись или толковались обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста
или подкаста следует своим собственным обычаям, собрание касты (панчаят)
разрешает в местном масштабе все затруднения и все споры, опираясь на
общественное мнение. Собрание, решающее вопросы голосованием, располагает и
эффективными средствами принуждения; наиболее строгой санкцией является
отлучение; это строгое наказание в обществе, где жизнь не мыслится вне
принадлежности к той или иной группе.
В регламентации поведения индуса еще одним дополнительным к обычаю
фактором являются сознание и справедливость. Дхармашастры рекомендуют
индивидууму поступать, а судье решать дела по совести, по справедливости в
случае, если нет определенной правовой нормы по данному вопросу. Так, законы
Ману рекомендуют прибегать в случаях, вызывающих сомнение, к "внутреннему
удовлетворению".
455. Законодательство и судебная практика. Судебные прецеденты и
законодательство ни дхарма, ни доктрина индуизма не считают источниками
права. Правителям разрешается законодательствовать. Однако искусство
управления и институты публичного права восходят не к дхарме, а к артхе.
Дхарма требует повиновения легитимным приказам правителя, но сама она по
природе своей такова, что законы и приказы правителя не могут оказать на нее
никакого воздействия. Эти законы и приказы -- меры, вызванные временной
необходимостью, они оправданы конкретными обстоятельствами и изменяются
вместе с ними. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его
ригористически, ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными
способами примирить справедливость и власть.
Еще меньше, чем законодательство, может претендовать на роль подлинного
источника индусского права судебная практика. Как и законодательство,
организация правосудия -- это сфера, относящаяся к артхе. Конкретные
судебные решения обусловливаются обстоятельствами, дхарма при этом -- лишь
общий руководящий путеводитель, и естественно, что судьи отходят от нее,
если этого требуют разумные причины и при условии, что не затронут
основополагающий принцип дхармы. Судебное решение, эмпирическое по природе,
Страницы: «« « 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |