Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»

     Все три шастры --  дхарма,  артха и  кама -- легитим-ны, и естественный
порядок вещей требует, чтобы люди надлежащим образом  соблюдали их. При этом
каждый должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой
он принадлежит: брахман в соответствии с дхармой, правители и торговцы --  с
артхой, а женщины, у которых нет собственной посмертной судьбы,-- с камой.
     Индусская философия признает за дхармой известный приоритет,  но отсюда
не  следует,  что артха и кама  в обязательном порядке должны подчиняться ее
требованиям. Дхарма  не есть выражение индуистской морали во всем ее объеме,
и в  этом смысле она  отличается от фикха,  безоговорочно господствующего  в
мусульманском  обществе.  Еще   в  меньшей   мере,   чем   фикх,  она  может
рассматриваться как "право" в собственном смысле слова. Дхарма -- это скорее
простая модель, допускающая отклонения и требующая гибкости  в духе реализма
и терпимости, которая является отличительной чертой индуизма.
     452.  Дхарма.  Дхарма основана на веровании,  что существует  всемирный
порядок, вытекающий из  природы  вещей  и необходимый для  сохранения  мира,
причем сами боги являются лишь хранителями этого порядка.  Дхарма  говорит о
поведении   людей,  не   различая  религиозные  и  юридические  обязанности.
Например,  она указывает, какому наказанию  следует подвергнуться за  грехи,
говорит  о ситуациях, когда требуются жертвоприношения, определяет, в  каких
случаях следует подавать  милостыню и каковы правила гостеприимства.  Дхарма
предписывает   правителям  посещать   храмы  и   обеспечивать   общественную
безопасность. Идея "субъективных прав", конечно, чужда  дхарме; ее  стержень
-- комплекс обязанностей, соблюдение  которых  обязательно для всех тех, кто
не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире. Эти обязанности
весьма строги и варьируются в зависимости от поведения индивидов и возраста,
которого они достигли. Авторитет дхармы основан не на обычае, а на почитании
тех,  кто  создал  эти правила,  мудрецов давних времен,  которым  дано было
видение общественного порядка.
     453.   Дхармашастры  и   нибандхазы.  Дхармы  изложены  в   специальных
трактатах,  именуемых  дхармашастры,  которые весьма многочисленны. Наиболее
известные  из них -- в стихах: это законы Ману,  законы Яджнавалкья,  законы
Нарада, которые, как полагают,  были составлены в период между I веком до н.
э. и III--IV веками  н. э.  Авторитет  того или иного  трактата, излагающего
дхарму,  окончательно  и  неизменно   установлен   традицией.  Дхармашастры,
признанные таковыми, составляют единое целое независимо от  даты составления
каждой из них. Чтобы познать дхарму,  нужно учитывать  весь  этот  комплекс.
Знание  дхармы  нельзя почерпнуть из  какого-либо  отдельного труда,  как бы
авторитетен он ни был: шастры освещают и дополняют одна другую.
     От  дхармашастр неотделимы  и  другие  сборники  -- нибандхазы, которые
являются  как  бы  комментариями  дхармашастр. Цель  нибандхаз -- разъяснить
часто  неясный  смысл  дхармашастр,  сделать  их  понятными  простым  людям,
разрешить  явные   противоречия   между   различными  дхармашастрами.   Одни
нибандхазы охватывают целый комплекс дхарм, другие рассматривают только один
какой-либо  институт.  Их  авторы иногда известны,  а иногда  --  нет.  Даты
составления нибандхаз находятся где-то между XI веком и концом XVII века.
     Дхармашастры  и  нибандхазы  многочисленны.  В одной  местности  отдают
предпочтение одним  из них,  в другой  -- другим. Подобным образом и  разные
социальные  слои населения подчиняются разным нибандхам. В  индусском  праве
существуют в этой связи две главные школы: Митакшара и Дайябхага. Эти школы,
вместе   с  их   под-школами   и   разветвлениями,   господствуют,   подобно
мусульманским толкам,  каждая  в  определенных географических районах,  хотя
личный статус  индивидов  следует  за  ними  и не  зависит  от того, где они
проживают.   Школа   Дайябхага  преобладает  в  Бенгалии  и  Ассаме,   школа
Митакшара--в Индии и Пакистане.
     454. Дхарма и обычай.  Жизнь  в  этом мире не  урегулирована и не может
быть урегулирована  одной  только  дхармой.  Если  дхарма  выражает извечную
истину, то другие  элементы служат  для определения поведения  людей, оценки
полезного и приятного (аргха к кама).  Разумный человек сочетает добродетель
с интересом  и удовольствием, и при этом не следует надеяться, что поведение
людей  будет  полностью  соответствовать  дхарме, ибо  период, в  который мы
живем,-- это несчастливое время упадка.
     Поэтому сама дхарма допускает не только обычай praeter legem, но обычай
contra  legem.  По  Яджнавалкья  и  законам  Ману  нужно  воздерживаться  от
следования правилу поведения,  установленного  текстами,  если  общество  не
воспринимает  этого правила2.  Обычно-правовые  нормы исходят  из
условия  места и времени и  поэтому не  связаны с божественным предписанием,
лежащим  в основе дхармы. Таким образом, позитивное индусское право является
обычным  правом,  в котором  в той  или  иной  мере  доминирует  религиозная
доктрина --  индуизм;  она определяет нормы  поведения, в соответствии с ней
изменялись или толковались  обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста
или  подкаста  следует  своим собственным  обычаям, собрание касты (панчаят)
разрешает  в  местном  масштабе  все затруднения и  все споры,  опираясь  на
общественное мнение. Собрание, решающее вопросы  голосованием, располагает и
эффективными  средствами  принуждения;  наиболее  строгой  санкцией является
отлучение;  это  строгое наказание  в обществе, где  жизнь не  мыслится  вне
принадлежности к той или иной группе.
     В регламентации  поведения  индуса  еще одним  дополнительным к  обычаю
фактором  являются   сознание  и  справедливость.  Дхармашастры  рекомендуют
индивидууму поступать, а судье решать  дела по совести,  по справедливости в
случае, если нет определенной правовой нормы по данному вопросу. Так, законы
Ману рекомендуют прибегать в случаях,  вызывающих  сомнение, к  "внутреннему
удовлетворению".
     455.  Законодательство  и  судебная  практика.  Судебные  прецеденты  и
законодательство  ни  дхарма, ни доктрина  индуизма  не считают  источниками
права.  Правителям   разрешается   законодательствовать.   Однако  искусство
управления  и  институты публичного права восходят не к  дхарме, а к  артхе.
Дхарма требует повиновения  легитимным приказам правителя,  но сама  она  по
природе своей такова, что законы и приказы правителя не могут оказать на нее
никакого  воздействия. Эти  законы  и приказы  -- меры,  вызванные временной
необходимостью,  они  оправданы  конкретными обстоятельствами  и  изменяются
вместе  с  ними. Даже когда  имеется закон,  судья не  должен  применять его
ригористически, ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными
способами примирить справедливость и власть.
     Еще меньше, чем законодательство, может претендовать на роль подлинного
источника  индусского  права  судебная  практика.  Как  и  законодательство,
организация  правосудия  --  это  сфера,  относящаяся  к  артхе.  Конкретные
судебные решения обусловливаются  обстоятельствами, дхарма при  этом -- лишь
общий  руководящий путеводитель, и  естественно, что  судьи отходят  от нее,
если  этого  требуют  разумные  причины  и  при  условии,  что  не  затронут
основополагающий принцип дхармы. Судебное решение, эмпирическое  по природе,

Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности