|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 » »» эта реформа плохо реализовалась и проблема требует нового
решения2.
Другой особый случай -- Турция. Страна неарабская, политически и
экономически тесно связанная с Западной Европой. Турция занимает особое
место среди стран с мусульманским населением. С точки зрения чисто
юридической Турция, однако, меньше отличается от других мусульманских стран,
чем это можно было предположить сорок лет назад. Кемалистская революция,
реципировавшая, в частности, в 1926 году швейцарский Гражданский кодекс, не
была таким полным разрывом с прошлым, как это иногда полагают. Она лишь
выявила и, возможно, ускорила эволюцию, которая началась с 1839 года, когда
священная хартия Гюльхане открыла эпоху, называемую Танзиматом. Наиболее
удивительным было принятие Турцией в 1926 году личного статуса, семейного
права и права наследования европейского образца, которое порывало с
традиционными мусульманскими понятиями. Турки тогда осудили многобрачие,
одностороннее расторжение брака мужем, неравный раздел наследства между
сыновьями и дочерьми покойного. С тех пор все эти реформы были осуществлены
или осуществляются во многих мусульманских странах, и здесь Турция была
первой, но не единственной страной.
Многие страны с мусульманским населением выражают ныне стремление
построить социализм. Вопрос лишь в том, какой социализм имеется в виду и в
какой мере окажется совместимым создаваемое государство социалистического
типа с принципами исламской цивилизации и права.
449. Вестернизация и мусульманское право. Всякий ли след традиционного
мусульманского права исчез в мусульманских странах, которые, казалось бы,
все более строят свое право на западный манер? И следует ли поэтому
вычеркнуть теперь мусульманское право из числа крупных .правовых систем
современного мира? Каков бы Ни был прогресс, достигнутый в мусульманских
странах по перестройке права по западному образцу, мы должны остерегаться
таких выводов. Наиболее опытные авторы также предостерегают нас от этого.
"Последним словом в дискуссии о рецепции западных институтов,-- говорит Л.
Миллио,-- будет, вероятно... их исламизация". Андерсон также считает, что
мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в
соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного
происхождения, так и воспринятые из западных стран'.
В мусульманских странах можно создать новый современный сектор в праве,
который воспримет западные концепции; можно в той или иной мере отбросить
материальные нормы, соответствующие ортодоксальному исламу, и дойти даже до
"светизации" права, отказавшись от основных понятий мусульманского права.
Тем не менее мусульманское право в результате этого не войдет полностью в
семью романских правовых систем; во всяком случае, для этого потребуется
длительный период времени. Юристы мусульманских стран долго еще будут
следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые и во всех
иных сферах жизни, а не только в правовой являются методами, присущими
обществу, в котором они живут. Надо реформировать все общество, а не только
право, надо отказаться от всей исламистской цивилизации в целом, чтобы
полностью ликвидировать юридическую традицию мусульманства. Такое желание
есть в мусульманских государствах, ставших социалистическими республиками. В
других мусульманских странах такого стремления нет; даже Турция, стремящаяся
стать светским государством, не пытается революционизироваться настолько,
чтобы отбросить все мусульманское. Вполне возможно в этих условиях, что
модернизация права не приведет к полному присоединению этих стран к
романской правовой системе или системе общего права. Скорее можно ожидать,
что в указанных странах возникнет синтез категорий и понятий, заимствованных
из западного права, и методов рассуждения и подхода, глубоко пронизанных
традицией мусульманского права. Некоторые недавно опубликованные работы
показывают, как, имея тексты, сходные с европейскими кодексами, юристы
арабских стран тем не менее могли более или менее сознательно применять
мусульманскую традицию, которая иначе, чем в Европе, понимает понятие ущерба
или принцип свободы договора.
Кассационный суд Туниса, констатировавший, что мусульманское право
сохраняет в стране значение лишь субсидиарного источника права, отказал тем
не менее в праве на наследование мусульманке, вышедшей замуж за
немусульманина, хотя такого рода ограничения не предусмотрены наследственным
правом.
По всем этим причинам, изучение мусульманского права сохраняет и
надолго сохранит свой интерес с точки зрения международной и для
сравнительного права.
Раздел второй ПРАВО ИНДИИ
450. Определение индусского права. Вторую систему традиционного права,
которую признает и авторитет которой чтит очень широкое общество, составляет
индусское право. Индусское право -- это не право Индии, так же как право
мусульманское не то же самое, что право государств с мусульманским
населением. Индусское право--это право общины, которое в Индии и других
странах Юго-Восточной Азии исповедует Индуизм. Так же как ислам, индуизм
обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных догм, и
к определенному пониманию мира. Это понимание предлагает особую общественную
структуру и особый образ жизни; таким образом, религиозные предписания в
огромной степени играют ту же роль, которая в других типах обществ
принадлежит праву. Подавляющее большинство жителей Индии исповедуют эту
доктрину, которая, таким образом, играет важную роль в отношениях, связанных
с "личным статусом". Вместе с тем сегодня в Индии значительный круг
общественных отношений регламентирован общенациональными нормами,
основанными на английских понятиях,
Рассмотрим последовательно право индусской общины, а затем право Индии
как национального государства.
Глава I. ПРАВО ИНДУССКОЙ ОБЩИНЫ
451. Шастры. Цивилизация Индии отлична от христианской или исламской
цивилизации'. Для мусульман и евреев основным является принцип Священного
писания, согласно которому все люди равны перед богом, по образу и подобию
которого они созданы. Индуизм не знает этой фундаментальной западной
концепции. Для него "человек" -- простая абстракция: имеются лишь "люди",
разделенные с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая
из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль.
Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых
шастры. Имеются шастры трех видов, ибо мир покоится на трех основах и
поведение людей можно определить тремя движущими силами: добродетелью,
интересом и удовольствием. Шастры учат людей, как они должны вести себя,
чтобы быть угодными богу, и это наука дхарма. Другие шастры учат, как
разбогатеть и специально искусству руководить (артха -- наука пользы и
политики). Шастры развивают также науку удовольствий (кама).
Страницы: «« « 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |