Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 108   109   110   111   112   113   114   115   116  117   118   119   120   121   122   123   124   125   126  » »»

эта    реформа    плохо   реализовалась    и   проблема    требует    нового
решения2.
     Другой  особый случай  --  Турция.  Страна  неарабская,  политически  и
экономически тесно связанная  с  Западной  Европой. Турция  занимает  особое
место  среди  стран  с  мусульманским  населением.  С  точки   зрения  чисто
юридической Турция, однако, меньше отличается от других мусульманских стран,
чем  это можно  было предположить  сорок  лет назад. Кемалистская революция,
реципировавшая, в частности, в 1926  году швейцарский Гражданский кодекс, не
была  таким полным разрывом с  прошлым,  как  это  иногда полагают. Она лишь
выявила и, возможно,  ускорила эволюцию, которая началась с 1839 года, когда
священная  хартия  Гюльхане  открыла эпоху,  называемую Танзиматом. Наиболее
удивительным  было  принятие Турцией в  1926 году личного статуса, семейного
права  и   права  наследования  европейского  образца,  которое  порывало  с
традиционными мусульманскими понятиями.  Турки  тогда  осудили  многобрачие,
одностороннее  расторжение  брака  мужем, неравный раздел  наследства  между
сыновьями и дочерьми покойного. С тех пор все эти  реформы были осуществлены
или  осуществляются во  многих мусульманских странах,  и здесь  Турция  была
первой, но не единственной страной.
     Многие  страны  с мусульманским  населением  выражают  ныне  стремление
построить социализм. Вопрос лишь в  том, какой социализм имеется в виду и  в
какой  мере окажется  совместимым создаваемое государство  социалистического
типа с принципами исламской цивилизации и права.
     449. Вестернизация и мусульманское право. Всякий  ли след традиционного
мусульманского права исчез в  мусульманских  странах,  которые, казалось бы,
все  более  строят  свое  право  на западный  манер?  И  следует  ли поэтому
вычеркнуть теперь  мусульманское  право  из числа  крупных .правовых  систем
современного мира?  Каков  бы Ни  был прогресс, достигнутый  в мусульманских
странах по  перестройке  права по западному  образцу, мы должны остерегаться
таких  выводов. Наиболее опытные  авторы также предостерегают нас  от этого.
"Последним словом в  дискуссии  о рецепции западных институтов,-- говорит Л.
Миллио,-- будет, вероятно...  их исламизация". Андерсон  также считает,  что
мусульманские  страны  в   своем   сегодняшнем  праве  сумели  объединить  в
соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного
происхождения, так и воспринятые из западных стран'.
     В мусульманских странах можно создать новый современный сектор в праве,
который  воспримет западные концепции; можно в той  или  иной мере отбросить
материальные нормы, соответствующие ортодоксальному исламу,  и дойти даже до
"светизации"  права, отказавшись от основных  понятий мусульманского  права.
Тем не менее  мусульманское право  в результате этого не войдет  полностью в
семью  романских  правовых  систем; во всяком  случае, для этого потребуется
длительный  период  времени.  Юристы  мусульманских стран  долго  еще  будут
следовать  традиционным методам рассуждения  и мышления, которые  и во  всех
иных  сферах  жизни, а  не только  в  правовой  являются методами, присущими
обществу, в котором они живут. Надо реформировать все  общество, а не только
право, надо отказаться  от  всей  исламистской  цивилизации  в  целом, чтобы
полностью ликвидировать  юридическую традицию  мусульманства.  Такое желание
есть в мусульманских государствах, ставших социалистическими республиками. В
других мусульманских странах такого стремления нет; даже Турция, стремящаяся
стать  светским  государством, не пытается революционизироваться  настолько,
чтобы  отбросить все  мусульманское.  Вполне возможно  в этих условиях,  что
модернизация  права  не  приведет  к  полному  присоединению  этих  стран  к
романской правовой системе или системе  общего права.  Скорее можно ожидать,
что в указанных странах возникнет синтез категорий и понятий, заимствованных
из  западного права,  и  методов рассуждения и  подхода, глубоко пронизанных
традицией  мусульманского  права.  Некоторые недавно  опубликованные  работы
показывают,  как,  имея тексты,  сходные  с  европейскими кодексами,  юристы
арабских  стран  тем не менее  могли более или  менее сознательно  применять
мусульманскую традицию, которая иначе, чем в Европе, понимает понятие ущерба
или принцип свободы договора.
     Кассационный  суд Туниса,  констатировавший,  что  мусульманское  право
сохраняет в стране значение лишь  субсидиарного источника права, отказал тем
не   менее   в  праве  на  наследование   мусульманке,   вышедшей  замуж  за
немусульманина, хотя такого рода ограничения не предусмотрены наследственным
правом.
     По  всем  этим  причинам,  изучение мусульманского  права  сохраняет  и
надолго  сохранит  свой  интерес  с   точки  зрения   международной   и  для
сравнительного права.
Раздел второй ПРАВО ИНДИИ
     450. Определение индусского  права. Вторую систему традиционного права,
которую признает и авторитет которой чтит очень широкое общество, составляет
индусское право. Индусское  право --  это не  право Индии, так же  как право
мусульманское  не   то  же  самое,  что  право  государств  с  мусульманским
населением.  Индусское  право--это  право общины, которое в Индии  и  других
странах Юго-Восточной  Азии  исповедует Индуизм. Так же  как  ислам, индуизм
обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных догм, и
к определенному пониманию мира. Это понимание предлагает особую общественную
структуру и особый образ жизни;  таким  образом,  религиозные предписания  в
огромной  степени  играют  ту  же  роль,  которая  в  других  типах  обществ
принадлежит  праву. Подавляющее  большинство  жителей Индии  исповедуют  эту
доктрину, которая, таким образом, играет важную роль в отношениях, связанных
с "личным  статусом".  Вместе  с  тем  сегодня  в  Индии  значительный  круг
общественных    отношений    регламентирован    общенациональными   нормами,
основанными на английских понятиях,
     Рассмотрим последовательно право  индусской общины, а затем право Индии
как национального государства.
Глава I. ПРАВО ИНДУССКОЙ ОБЩИНЫ
     451. Шастры. Цивилизация Индии  отлична  от  христианской или исламской
цивилизации'. Для  мусульман и евреев основным является  принцип  Священного
писания, согласно которому все  люди равны перед богом, по  образу и подобию
которого  они  созданы.  Индуизм  не  знает  этой  фундаментальной  западной
концепции. Для него "человек"  --  простая абстракция: имеются  лишь "люди",
разделенные с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая
из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль.
     Нормы, говорящие  о  поведении  людей,  изложены  в  книгах,  именуемых
шастры.  Имеются  шастры  трех видов, ибо  мир покоится  на  трех основах  и
поведение  людей  можно  определить  тремя движущими  силами:  добродетелью,
интересом и  удовольствием.  Шастры учат людей,  как они должны  вести себя,
чтобы  быть  угодными богу,  и это наука  дхарма.  Другие шастры  учат,  как
разбогатеть  и  специально  искусству  руководить (артха -- наука  пользы  и
политики). Шастры развивают также науку удовольствий (кама).

Страницы: «« « 108   109   110   111   112   113   114   115   116  117   118   119   120   121   122   123   124   125   126  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности