Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»

его не интересовала организация  общества. "Мое царство,-- сказал Христос,--
иной мир". Действительность гражданских  законов нашла свое  подтверждение в
Евангелии: "Отдайте кесарю кесарево". Церковь не  только считала бесполезным
создание христианского права, которое заняло бы место римского права, она не
считала  себя  правомочной  на это. Святые Павел и  Августин  не  стремились
создать  христианское право,  уповая  на  милосердие, они предсказывали  его
увядание и отмирание. Каноническое право  не  является  законченной системой
права, предназначенной  заменить собой римское  право. Оно всегда было  лишь
дополнением к римскому  или иному светскому праву и стремилось  регулировать
те вопросы (церковную  организацию, правила  причастия и  исповеди  и  др.),
которые не охватывались светским правом. Кроме того, каноническое право ни в
коем случае  не  является правом  откровений.  Оно  покоится  на  принципах,
установленных христианской верой и моралью, но оно -- плод труда человека, а
не божье  слово.  Нарушение  норм канонического  права  необязательно грозит
христианину наказанием  на том свете.  Принципы  и догмы нерушимы, но тем не
менее  церковные  власти  могут  изменять  каноническое право,  с  тем чтобы
улучшить его или приспособить к  меняющимся условиям времени  и  места. Сама
римская  церковь имеет  различные кодексы  канонического  права для верующих
латинского  толка  и  восточного   толка.  Каноническое  право   существенно
эволюционировало в течение веков и продолжает развиваться на наших глазах.
     Рецепция  римского права могла  в этих условиях произойти на Западе, не
задев  никоим образом  христианской религии.  Римское право  преподавалось в
университетах,  находившихся под  защитой  папских  булл.  Иное  положение в
мусульманских странах, где  право  составляет  часть  религии.  Установление
чисто светского права в  этих  странах невозможно.  Ортодоксальность  ислама
исключает возможность всякого права, которое не будет строго соответствовать
нормам шариата.
     433.  Неприспособленность фикха к  современному обществу. Очевидно, что
сложившееся в  Х  веке  нашей  эры мусульманское  право непригодно для  нужд
современного общества. В нем нет регламентации некоторых институтов, которые
сегодня   необходимы.  Кроме  того,   многие  нормы  мусульманского   права,
приемлемые в свое время, теперь не только не отвечают  нынешним условиям, но
даже шокируют того, кто знакомится с ними.
     Неприменимость этого права в условиях современности, его несоответствие
современному  мышлению  создали   особую  проблему  в  тот   период,   когда
государства  с мусульманским большинством населения,  отказавшись  от  былой
застойности, пытались в XIX и XX веках подражать  государствам Запада. Могут
ли мусульманские государства модернизироваться,  не отбросив своих традиций,
и какую роль может играть мусульманское право в обновленном обществе?
Глава 11. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА К СОВРЕМЕННОМУ ОБЩЕСТВУ
     434. Постоянный авторитет мусульманского  права. Все, что было сказано,
может создать  впечатление, будто  мусульманское право принадлежит прошлому,
оно "почило,--  как  сказал  Сноук-Юргроньи,--  в  состоянии  полного покоя,
который навевает мысли  о кладбище". Однако  это не так: мусульманское право
продолжает  быть одной  из крупных систем  современного  мира и регулировать
отношения между более чем 500 миллионами мусульман.
     Многие  государства  с  мусульманским  населением продолжают заявлять в
своих законах и  часто  даже  в  конституциях о верности  принципам  ислама.
Подчинение  государства этим принципам  провозглашено конституциями Марокко,
Туниса, Сирии,  Мавритании,  Ирана, Пакистана;  гражданские  кодексы  Египта
(1948 год), Сирии (1949 год), Ирака (1951 год) предлагают  судьям восполнять
пробелы закона, следуя  принципам мусульманского права.  Конституция Ирана и
законы  Индонезии  предусматривают процедуру, обеспечивающую их соответствие
принципам   мусульманского   права.   И   однако,  все   эти   страны  хотят
модернизироваться и быстро  модернизируются. Как  же такая эволюция, которая
предполагает установление политических режимов нового типа,  а  также смелые
реформы   в   сфере  частного   права,   может  уживаться   с  неизменностью
мусульманского права?
     435.  Возможность  приспособления  к  современному миру.  Мусульманское
право неизменно,  и в  то  же  время  оно полно возможностей.  Наряду с  его
неизменностью следует отметить и его гибкость. Между двумя этими чертами нет
никакого противоречия. Даже в странах Запада (об этом легко забывают)  право
долгое время считалось неизменным, если не  священным.  Но повсюду,  когда в
этом была  необходимость,  находились  способы  утвердить  новые  нормы,  не
изменяя  самого права. Вмешательство претора в Риме, лорд-канцлера в  Англии
--  вот  наиболее  очевидные проявления  этого  развития. Просьбы  об отмене
судебных решений  и помиловании также использовались  в этой связи, причем в
своей основе принципы права оставались неизменными.
     Так же обстоит  дело и  в  мусульманском праве. Право это неизменно, но
оно    предоставляет   такие   возможности   обычаю,    соглашению   сторон,
административным регламентам, которые  позволяют,  не изменяя самого  права,
вводить  положения, удовлетворяющие потребности  современного  общества. При
правильной  организации архаичность  институтов и  норм мусульманского права
будет помехой лишь в исключительных случаях.
     436. Обращение  к  обычаю.  Многочисленные  мусульманские  общества,  в
которых признают в качестве одного из символов веры совершенство и авторитет
мусульманского права,  могли существовать веками  и продолжают существовать,
главным  образом руководствуясь обычаем.  Обычай  не входит в  мусульманское
право  и  никогда  не  рассматривается  как  право;  противоположное  мнение
повлекло  бы отказ от одной  из  характерных черт мусульманского права -- от
его единообразия для любой общины верующих. Но даже если обычай не входит  в
фикх, это не означает, что он отвергается мусульманским правом. Оно занимает
по  отношению к обычаю  позицию,  сходную  с  отношением западного  права  к
оговорке  о  полюбовной  или  мировой  сделке, которая  в  некоторых случаях
признается   судьей.  Заинтересованным  лицам   разрешено  в  ряде   случаев
организовать   свои   отношения   и   регулировать   свои   разногласия  без
вмешательства права.
     Ислам смог распространиться  в мире  только потому, что  сохранял такую
либеральную позицию  и  не требовал пожертвовать  образом жизни,  освященным
обычаем. Само собой разумеется, что некоторые обычаи  могут быть незаконными
с точки зрения мусульманского права, но многие обычаи могут существовать, не
вызывая  упреков. Таково положение  всех  обычаев, которые только  дополняют
мусульманское  право в  тех  вопросах, которые  оно не  регулирует:  обычаи,
касающиеся  сумм   и  способов   выплаты   приданого,  обычаи,  регулирующие
использование  источников, протекающих между  двумя земельными  владениями'.
Мусульманское   право   все  поступки  человека  делит  на  пять  категорий:
обязательные, рекомендуемые, безразличные, порицаемые  и запрещаемые. Обычай
не может рекомендовать действия,  которые право запрещает, или запрещать то,
что  право  считает  обязательным,  но обычай  вправе предписывать то,  что,
согласно праву,  является  только  рекомендуемым  или дозволенным,  а  также

Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности