Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»

     Стремление  открыть   сегодня   "дверь   обновления"   характерно   для
рационально  мыслящих  представителей   мусульманского  мира,  не   склонных
подчиняться традиционной властной установке. Однако не так-то просто убедить
в этом неподготовленную массу мусульман. Она не хочет отказаться от подхода,
который  как  бесспорный  существовал  в  течение   веков.  Если   изменения
допускаются, то лишь минимальные и всегда с крайней осторожностью.
     Опасность всякой попытки  модернизации и  рационализации мусульманского
права очевидна; трудно представить, как будет сохранено  в  случае торжества
данной  тенденции  мусульманское единство  в  мире,  где  общество  верующих
разделено на различные  независимые государства. Поэтому для  приспособления
мусульманского  общества к  современной  жизни,  очевидно, будут предпочтены
способы,  находящиеся  как бы вне  мусульманского права (обычай, соглашение,
регламенты), но не противоречащие ему. Эти способы имеют ряд  преимуществ, в
том числе  возможность избежать обсуждения  принципов, выдвинутых традицией,
на которых основывается единство общины верующих.
Глава III. ПРАВО МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН
     441.  Мусульманское  право  и  право  мусульманских  стран.  Около  500
миллионов  мусульман  составляют  большинство   населения  в  трех  десятках
государств и значимое меньшинство -- в других. Но ни одно из этих государств
не  руководствуется  исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай  или
законодательство вносят либо дополнения,  либо исправления в это право, хотя
в принципе его авторитет и является бесспорным.
     С  мусульманским (религиозным) правом не  следует смешивать  позитивные
правовые   системы   мусульманских  стран,  необходимо   различать   понятия
"мусульманское право" и "право мусульманской страны". Как и  в  христианских
странах, гражданское  общество никогда не смешивается в  исламе с  обществом
религиозным.  Гражданское  общество  всегда живет под  властью  обычаев  или
законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского
права и отводили им  серьезную роль, но могли  в то же время --  в различные
эпохи,  в определенных  странах  или по определенным вопросам -- отходить от
ортодоксальных положений и входить в  противоречие с  принципами  и  нормами
религиозного  мусульманского права.  Даже  тогда, когда  фикх обладал  самым
высоким  авторитетом,  не все его  элементы  имели  одинаковое  практическое
значение.  В  этой  смеси  правовых,   моральных  и  религиозных  положений,
составляющих  мусульманское  право,  есть  положения  юридического  порядка,
предписания определенного  поведения, нормы нравственной дисциплины,  и надо
всегда отличать "реальность от утопии, действительные результаты юридической
жизни  --  от химер, созданных  воображением теологов". Отчасти в  силу этой
причины  мусульманское право лишь частично воспринималось  как корпус права.
Оммейяды  в  период  завоеваний мало  заботились о праве,  и его  рецепция в
качестве  права  исламских стран  произошла  только при династии  Аббасидов,
движимых теократическим духом.
     442. Личный статус и другие вопросы. Но даже и  тогда рецепция  не была
полной. Хотя теоретически все отрасли мусульманского права одинаково связаны
с  религией ислама, на практике между ними были установлены различия. Личное
и  семейное  право,  которые  содержали  нормы  ритуального  и  религиозного
поведения, всегда считались наиболее важными в шариате. В сознании мусульман
очень  тесная  связь  существует  между частями права,  образующими  "личный
статус",  и  религией;  именно  этому  вопросу  посвящено  наибольшее  число
предписаний Корана.
     Напротив, в отношении других вопросов "светизация"  или определенная ее
степень была допущена довольно легко. Конституционное право в том  виде, как
оно  понимается  мусульманским правом,  всегда  было  лишь  набожной мечтой.
Уголовное право очень рано отдалилось от ортодоксального  мусульманства, так
же как и фискальное право".
     В глазах теологов правители могут  быть виноваты  в том, что они даже в
этих вопросах  отходят от норм шариата. Верующие же ни в чем  не могут  себя
упрекнуть, если они  подчиняются нормам, установленным властями, так как сам
Коран предписывает им подчиняться властям.  Необходимость  всегда  снимает с
верующих грех несоблюдения правовых норм.
     443. Судебная организация. Мусульманский идеал  --  установить единство
сообщества верующих и гражданского  общества  -- никогда не был осуществлен.
Об этом свидетельствует, например, дуализм судебной, организации.
     Наряду  с судами кади,  возникшими при Оммейядах  и  бывшими,  согласно
мусульманскому  праву, единственными  законными судебными  органами,  всегда
существо-'  вали и  другие типы  судов,  применявшие  примитивные обычаи или
регламенты, установленные властями. Деятельность этих судов всегда в большей
или  меньшей  степени  отступала  от   строгих  норм  мусульманского  права:
полицейская    юрисдикция,    юрисдикция   инспектора   рынков,   юрисдикция
справедливости халифа или его представителей.
     444.  Характеристика современного  развития.  Три значительных феномена
имели место в XIX и XX веках в праве мусульманских стран.  Первый  из них --
вестернизация  этого  права,  затронувшая  многие  его  разделы.  Второй  --
кодификация    разделов,     которых     не     коснулась     вестернизация.
Третий--упразднение специальных  судов,  призванных  применять мусульманское
право.
     445.  Вестернизация  права. Мусульманское  право  всегда признавало  за
властями  право  принимать  решения,  направленные на  охрану  общественного
порядка.  Однако  это полномочие использовалось в течение многих веков очень
скромно,  не омрачая теологов ислама.  Иное положение сложилось в  последнем
веке в ряде мусульманских стран. Это полномочие  стало применяться настолько
интенсивно,  что привело к  образованию новых отраслей. Малосущественно, как
это произошло: путем принятия  кодексов в одних странах, законов -- в других
или  с  помощью  судебной практики. Результат повсюду одинаков, а именно: за
пределами  персонального статуса  (лицо,  семья,  наследование),  в  сферах,
которые  не затрагивают "священные основы",  применение норм  мусульманского
права  уступило  место  применению норм, заимствованных в  романо-германской
семье или  семье общего права.  Во многих  мусульманских странах оказались в
результате вестернизированы  конституционное право,  административное право,
гражданское  и  торговое  право,  процессуальное  право,  уголовное   право,
трудовое  право.  Все  эти отрасли  сохранили  лишь  небольшое  число  норм,
восходящих к мусульманскому праву'.
     446. Кодификация  личного статуса. Кодификация предписаний, относящихся
к  личному статусу,  породила сложную проблему. Не  вызывало сомнений, что в
этой  сфере правители  не полномочны  изменять  нормы мусульманского  права.
Вопрос состоял  в  том, могут ли они, не  меняя  этих норм,  привести  их  в
определенную  систему,  консолидировать?  Положительный ответ на этот вопрос
весьма сомнителен.
     Провести такую работу было очень  соблазнительно,  так как это избавило
бы  от  необходимости  ссылаться  на  многочисленные  труды, часто  неясные,

Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности