|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» Стремление открыть сегодня "дверь обновления" характерно для
рационально мыслящих представителей мусульманского мира, не склонных
подчиняться традиционной властной установке. Однако не так-то просто убедить
в этом неподготовленную массу мусульман. Она не хочет отказаться от подхода,
который как бесспорный существовал в течение веков. Если изменения
допускаются, то лишь минимальные и всегда с крайней осторожностью.
Опасность всякой попытки модернизации и рационализации мусульманского
права очевидна; трудно представить, как будет сохранено в случае торжества
данной тенденции мусульманское единство в мире, где общество верующих
разделено на различные независимые государства. Поэтому для приспособления
мусульманского общества к современной жизни, очевидно, будут предпочтены
способы, находящиеся как бы вне мусульманского права (обычай, соглашение,
регламенты), но не противоречащие ему. Эти способы имеют ряд преимуществ, в
том числе возможность избежать обсуждения принципов, выдвинутых традицией,
на которых основывается единство общины верующих.
Глава III. ПРАВО МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН
441. Мусульманское право и право мусульманских стран. Около 500
миллионов мусульман составляют большинство населения в трех десятках
государств и значимое меньшинство -- в других. Но ни одно из этих государств
не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или
законодательство вносят либо дополнения, либо исправления в это право, хотя
в принципе его авторитет и является бесспорным.
С мусульманским (религиозным) правом не следует смешивать позитивные
правовые системы мусульманских стран, необходимо различать понятия
"мусульманское право" и "право мусульманской страны". Как и в христианских
странах, гражданское общество никогда не смешивается в исламе с обществом
религиозным. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или
законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского
права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время -- в различные
эпохи, в определенных странах или по определенным вопросам -- отходить от
ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами
религиозного мусульманского права. Даже тогда, когда фикх обладал самым
высоким авторитетом, не все его элементы имели одинаковое практическое
значение. В этой смеси правовых, моральных и религиозных положений,
составляющих мусульманское право, есть положения юридического порядка,
предписания определенного поведения, нормы нравственной дисциплины, и надо
всегда отличать "реальность от утопии, действительные результаты юридической
жизни -- от химер, созданных воображением теологов". Отчасти в силу этой
причины мусульманское право лишь частично воспринималось как корпус права.
Оммейяды в период завоеваний мало заботились о праве, и его рецепция в
качестве права исламских стран произошла только при династии Аббасидов,
движимых теократическим духом.
442. Личный статус и другие вопросы. Но даже и тогда рецепция не была
полной. Хотя теоретически все отрасли мусульманского права одинаково связаны
с религией ислама, на практике между ними были установлены различия. Личное
и семейное право, которые содержали нормы ритуального и религиозного
поведения, всегда считались наиболее важными в шариате. В сознании мусульман
очень тесная связь существует между частями права, образующими "личный
статус", и религией; именно этому вопросу посвящено наибольшее число
предписаний Корана.
Напротив, в отношении других вопросов "светизация" или определенная ее
степень была допущена довольно легко. Конституционное право в том виде, как
оно понимается мусульманским правом, всегда было лишь набожной мечтой.
Уголовное право очень рано отдалилось от ортодоксального мусульманства, так
же как и фискальное право".
В глазах теологов правители могут быть виноваты в том, что они даже в
этих вопросах отходят от норм шариата. Верующие же ни в чем не могут себя
упрекнуть, если они подчиняются нормам, установленным властями, так как сам
Коран предписывает им подчиняться властям. Необходимость всегда снимает с
верующих грех несоблюдения правовых норм.
443. Судебная организация. Мусульманский идеал -- установить единство
сообщества верующих и гражданского общества -- никогда не был осуществлен.
Об этом свидетельствует, например, дуализм судебной, организации.
Наряду с судами кади, возникшими при Оммейядах и бывшими, согласно
мусульманскому праву, единственными законными судебными органами, всегда
существо-' вали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или
регламенты, установленные властями. Деятельность этих судов всегда в большей
или меньшей степени отступала от строгих норм мусульманского права:
полицейская юрисдикция, юрисдикция инспектора рынков, юрисдикция
справедливости халифа или его представителей.
444. Характеристика современного развития. Три значительных феномена
имели место в XIX и XX веках в праве мусульманских стран. Первый из них --
вестернизация этого права, затронувшая многие его разделы. Второй --
кодификация разделов, которых не коснулась вестернизация.
Третий--упразднение специальных судов, призванных применять мусульманское
право.
445. Вестернизация права. Мусульманское право всегда признавало за
властями право принимать решения, направленные на охрану общественного
порядка. Однако это полномочие использовалось в течение многих веков очень
скромно, не омрачая теологов ислама. Иное положение сложилось в последнем
веке в ряде мусульманских стран. Это полномочие стало применяться настолько
интенсивно, что привело к образованию новых отраслей. Малосущественно, как
это произошло: путем принятия кодексов в одних странах, законов -- в других
или с помощью судебной практики. Результат повсюду одинаков, а именно: за
пределами персонального статуса (лицо, семья, наследование), в сферах,
которые не затрагивают "священные основы", применение норм мусульманского
права уступило место применению норм, заимствованных в романо-германской
семье или семье общего права. Во многих мусульманских странах оказались в
результате вестернизированы конституционное право, административное право,
гражданское и торговое право, процессуальное право, уголовное право,
трудовое право. Все эти отрасли сохранили лишь небольшое число норм,
восходящих к мусульманскому праву'.
446. Кодификация личного статуса. Кодификация предписаний, относящихся
к личному статусу, породила сложную проблему. Не вызывало сомнений, что в
этой сфере правители не полномочны изменять нормы мусульманского права.
Вопрос состоял в том, могут ли они, не меняя этих норм, привести их в
определенную систему, консолидировать? Положительный ответ на этот вопрос
весьма сомнителен.
Провести такую работу было очень соблазнительно, так как это избавило
бы от необходимости ссылаться на многочисленные труды, часто неясные,
Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |