Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»

поколений; автономное толкование источников ему  запрещалось. Таким образом,
веками одни и те же труды  использовались для обучения мусульманскому праву.
Позднее авторы ничем  не дополнили эту систему.  Любое произведение доктрины
представляет   собой   толкование  источников,  считающихся   классическими;
единственное,  что  позволялось,--  это  собирать,  сравнивать,  освящать  и
объяснять решения,  предлагавшиеся великими юристами прошлого, не внося в их
доктрину  никаких  поправок, ничего нового. Как же  могло  быть  иначе, если
мнения авторов  основывались не  на разуме  (на  это  претендовали  западные
авторы), а на откровении? Учитывая это  обстоятельство, понятна неизменность
Мусульманского  права;  ее  сохраняют  как  сунниты,  так  и   шииты,   хотя
теоретически у шиитов не признан таклид.
     В  конечном  итоге  фикх  стал  непререкаемой  доктринальной  системой,
основанной на авторитете  источников, из которых она исходила. Мусульманское
право, зафиксированное  догмой  в  Х веке  нашей  эры, неизменно;  ислам  не
признает  права власти  изменять его. Правители в мусульманских государствах
не имеют полномочий создавать право и законодательствовать; они могут только
издавать административные акты в пределах, допускаемых мусульманским правом,
и не нарушая его.
     429.  Рассуждения  по  аналогии.  Как  бы ни  была  богата  казуистика,
разработанная   докторами   права,  конечно,   они  не   имели   возможности
предусмотреть все,  что  могло возникнуть в  конкретной жизни, но, поскольку
мусульманское  право претендовало  на  то, чтобы  быть полной системой, надо
было  предусмотреть  способ  урегулирования  в  будущем  и  таких  вопросов,
готового решения которых нельзя найти в книгах права.
     Всеобщим согласием был  признан  законный характер суждения по аналогии
(кийас). Представляя собой  простую  форму умозаключения, оно было возведено
мусульманским обществом  в ранг источника права. Некоторые секты, заботясь о
фундаментальности,  отрицают  этот  способ.  Однако  такой  отказ,   как  бы
категорически он ни звучал в теории, не влечет больших изменений в практике;
он приводит лишь к тому, что  решение считают  уже содержащимся, "скрытым" в
толкуемых  текстах,  тогда  как  другие  считают это  решение "выведенным по
аналогии".
     Суждение по аналогии можно рассматривать  лишь как способ  толкования и
применения права.  Мусульманское  право  основано  на  принципе  авторитета.
Несмотря на  то, что в виде суждения  по аналогии  был допущен  рациональный
метод  толкования,  при  помощи  данного  метода  невозможно было  создавать
основополагающие нормы  абсолютного характера, которые можно было бы  по  их
природе  сравнивать  с  нормами  традиционных сборников, установленными  в Х
веке.  В  этом --  отличие  мусульманского  юриста  от юриста общего  права,
который путем  техники  отличий  создает новые нормы.  Позиция  и психология
мусульманского юриста также  отличны и от позиции юристов романской системы.
"Мусульманский юрист привык,-- пишет Миллио,-- думать,  что право состоит из
конкретных решений,  выносимых изо  дня  в день  с  учетом  нужд конкретного
момента,  а не  из общих принципов, выдвинутых  а priori,  из  которых затем
выводят последствия каждой  ситуации.  Мусульманский  юрист  отказывается от
абстракции, от систематизации и от кодификации. Он будет избегать  обобщений
и даже определений".
     При помощи суждения по аналогии чаще всего можно, исходя из норм права,
найти решение, которое должно  быть  принято в данном частном случае. Нельзя
надеяться приспособить при помощи этого  метода мусульманское право к нуждам
современного общества. Но  эта задача и не занимала докторов  ислама. "Право
не хочет быть отражением  действительности; это скорее свет, который  должен
вести верующих  к религиозному идеалу,  так как часто они  не видят  нужного
направления.  Идея  приспособления  права к эволюции фактов совершенно чужда
этой системе".
     430. Отказ от других источников. Таким образом, к рациональным способам
развития права  ислам  относится  с  большой подозрительностью  и обычно  их
осуждает.  В частности, не допускается, чтобы  личное мнение верующего могло
служить  основой  решения  по  мусульманскому  праву;   обоснования  решения
ссылками на разум или  справедливость также  недостаточно, чтобы придать ему
необходимый  авторитет, в силу того, что мусульманское право имеет основу не
рациональную, а религиозную и божественную.
     Никогда не  признавалась  возможность избежать  в некоторых случаях, во
имя публичного порядка или справедливости, применения какой-либо общей нормы
права, установленной фикхом. Не допускается  также, чтобы решения права были
связаны  с теми обстоятельствами, в  которых они  были  приняты. Шафеиты или
ханефиты, однако, иногда применяют такой метод рассуждения.
     431.   Характеристика   мусульманского    права.    Теория   источников
мусульманского права, которую мы изложили, вызывает ряд соображений.
     Тот   факт,   что   наука   мусульманского   права   сформировалась   и
стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты  этого
права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие
систематизации.
     Наиболее  важно,  однако,  не это.  Главное  -- глубокая оригинальность
мусульманского права по самой его природе  в сравнении с  другими  правовыми
системами вообще, и с каноническим правом в частности.
     Основанное на  Коране  (книге  откровений) мусульманское право  следует
рассматривать как систему, совершенно независимую от  всех  других  правовых
систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими  системами, которое
может наблюдаться в решениях по  тому или иному  вопросу, можно  объяснить с
мусульманской ортодоксальной точки  зрения только простым совпадением. Ни  в
коем  случае нельзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским  правом
иностранных  идей и  положений'. Влияние мусульманского права на европейские
правовые системы столь незначительно, что им можно пренебречь.
     432.  Сравнение  с каноническим  правом.  Мусульманское  право,  как  и
каноническое,-- это право церкви, право общины  верующих. Но этим сходство и
ограничивается;  далее идут существенные различия между мусульманским правом
и правом каноническим. Мусульманское право, вплоть до  мельчайших деталей,--
неотъемлемая часть религии  ислама.  Оно несет  на себе характер откровений,
как и эта  религия; следовательно, нет никакой власти в  мире, которая могла
бы  изменить  мусульманское  право. Тот,  кто не подчиняется  мусульманскому
праву,  грешник,  который  подвергается  наказанию  на  том  свете; тот, кто
оспаривает  решение  мусульманского права,--  еретик,  который изгоняется из
общества ислама.  Наконец,  общественная  жизнь  не создает для мусульманина
других  норм, кроме норм  религиозных, неотъемлемой  частью которых является
мусульманское право. Всеми указанными чертами мусульманское право отличается
от канонического права христианских обществ.
     Христианство   распространилось  первоначально   в   обществе,  которое
находилось  на высоком  уровне цивилизации  и где право пользовалось большим
уважением. Христианство провозгласило новые моральные догмы и  принципы,  но

Страницы: «« « 103   104   105   106   107   108   109   110   111  112   113   114   115   116   117   118   119   120   121  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности