Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»

составленные  на арабском языке, который  не был  разговорным языком во всех
мусульманских странах. Опасность рационализации права, которой чревато любое
мероприятие кодификационного плана, испугала мусульманских традиционалистов,
и до  недавнего  времени властям не  разрешено  было законодательствовать по
вопросам  личного  статуса и религиозных  институтов, даже если  они  хотели
только вновь изложить нормы, ранее уже применявшиеся.
     Кодексы   личного   статуса,   подготовленные   в   Египте   Мохаммедом
Кадри-пашой, в Алжире -- Л. Мораном, остались лишь частными трудами, хотя их
высокая научная ценность и  в то же время полное соответствие ортодоксальным
положениям были  повсеместно признаны'. В Турции  даже  Гражданский кодекс и
Гражданский процессуальный кодекс, опубликованные в  1870 и в 1876 годах под
названием  "Мессель",  не  регулировали  личные  права,  а также  семейное и
наследственное  право,  несмотря на большое  неудобство,  связанное  с  этим
(туркам приходилось прибегать  к источникам на арабском языке). В Саудовской
Аравии король Ибн-Сауд объявил в 1927 году о своем намерении  создать кодекс
мусульманского  права  на  базе  его  доктринального  изложения  Ибн-Таймой;
оппозиция оказалась такова, что проект создания кодекса был отвергнут.
     Идея,  которая  с таким  трудом пробивала  себе  путь, в  конце  концов
восторжествовала  в  различных  странах. Первой  кодификацией мусульманского
права,  которая  получила  силу  закона  и   в  области  семейного  права  и
наследования,  был   иранский  Гражданский   кодекс,   промульгированный   в
1927--1935 годах. Кодексы личного  статуса  были  приняты в  Сирии,  Тунисе,
Марокко,  Египте,  Иордании,  Ираке,  Южном  Йемене. В  Алжире  законодатель
реформировал   режим  опеки  и  институт  безвестного  отсутствия.   Реформы
семейного и наследственного права проведены в Пакистане.
     Во  многих  мусульманских странах,  как мы  видим, некогда  отвергнутая
тенденция укрепляется в наше время. Тем более объяснима  та сдержанность,  с
которой когда-то относились к кодификации права личного статуса. Несмотря на
все старания  придать изменениям  респектабельный  вид путем их  утверждения
религиозными властями, нет сомнений в том,  что  эти компиляции,  по крайней
мере в  ряде  стран,  внесли серьезные изменения, которые не соответствовали
ортодоксальному мусульманскому праву.
     447. Упадок традиционных судов. Рассмотренные выше компиляции, какой бы
критике ни  подвергали  их  традиционалисты,  совершенно явно базируются  на
мусульманском праве,  основные  концепции  которого  ими  восприняты.  Этого
нельзя  сказать  о других  кодексах,  которые в  течение  последних ста  лет
появились  во многих мусульманских  странах. Если рассмотреть уголовные  или
уголовно-процессуальные    кодексы,    обязательственный,    торговый    или
гражданско-процессуальный кодексы, а также новые положения административного
или трудового  права,  то  совершенно  очевидно,  что  все указанные акты  в
различных странах послужили делу рецепции западных концепций.
     Установившийся    таким   образом    дуализм    мог   казаться   вполне
жизнеспособным, до тех пор  пока в  различных странах существовали два  вида
самостоятельных судов  для  применения  двух  указанных  систем,  совершенно
противоположных по их принципиальным методам и по самой своей  природе. Одна
из этих систем была  основана на сравнительном праве и на разуме, другая  --
на  аргументации  авторитета  и  вере.   Первая  система  весьма  подвержена
изменениям,  вторая --  по  существу своему неизменяема. Однако  в наши  дни
вторая  система  явно уступает позиции первой.  Одни  и те же  судьи,  число
которых   во   многих   странах  увеличивается,  одновременно  применяют   и
"современное право", и мусульманское право. Традиционные мусульманские суды,
ликвидированные  в  Турции с  1924 года,  прекратили  свое  существование  в
Египте,  Тунисе, Пакистане, Алжире, Марокко, Гвинее и Мали.  Для  применения
норм шариата, как и  для применения  современных кодексов, теперь  и  в этих
странах приходится  обращаться к юристам,  получившим образование  западного
образца.  Мусульманскому  праву  эта  новая  ситуация угрожает еще в большей
степени, чем угроза, возникшая  с принятием кодексов. Обратившись, например,
к Индии, мы увидим, что  в  результате деятельности судей,  прошедших  школу
общего права,  мусульманское право в этой стране стало независимой системой,
существенно отличающейся от чистого мусульманского права  и часто называемой
поэтому англо-мусульманским правом2.
     448. Различие современных правовых систем. Позитивные  правовые системы
мусульманских  стран в их  современном виде  различны между  собой,  так как
общественное развитие этих стран очень разнообразно, а традиции также далеко
не одинаковы. Египет,  Мали, Пакистан, Индонезия различны  со  многих  точек
зрения. Общую картину правовых  систем мусульманских  стран в связи  с  этим
дать  очень трудно. Однако некоторые общие черты следует установить, выделив
при этом три группы стран.
     Первую группу составляют  страны  с мусульманским  населением,  ставшие
социалистическими республиками: Советские республики  Средней  Азии, а также
Албания. В  этих  государствах, основанных на принципах марксизма-ленинизма,
ислам не признается государством; здесь не стремятся сохранить мусульманское
право, рассматриваемое  как проявление обскурантизма. Право  этих республик,
следовательно,--  светское  право,  стремящееся  установить  общество нового
типа,  основанное  на  совершенно иных принципах,  нежели  принципы  ислама.
Мусульманское право здесь не применяется  судами.  Возможно, оно соблюдается
тайно среди населения.
     Вторую  группу составляют, напротив, государства,  наименее  затронутые
-современными  идеями. Саудовская Аравия,  ЙАР,  Аден,  эмираты  Персидского
залива--  вот  наиболее  типичные представители  данной  группы. Эти  страны
теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически -- по нормам
обычного права, которое признает превосходство и совершенство мусульманского
права, но часто с ним расходится.
     Третью группу  составляют государства,  в которых  мусульманское право,
более  или менее  сведенное прецедентами  к  обычаю, сохранилось только  для
регулирования  отдельных  сторон  общественной жизни,  затрагивающих  личный
статус  и религиозные учреждения,  иногда земельный  режим,  в то  время как
имеется   "современное"  право,   регулирующее   новые   сферы  общественных
отношений.
     Эта группа в свою очередь подразделяется на две подгруппы в зависимости
от того,  было ли  указанное современное  право выработано по образцу общего
права (Пакистан, Индия, Малайзия, Нигерия) или по образцу французского права
(африканские государства с  французским языком, ряд арабских государств) или
права голландского (Индонезия).
     Особый  случай  -- Судан.  В этой стране  еще в  1900 году  Ордонанс  о
правосудии по  гражданским делам предписал судам  восполнять  пробелы права,
основываясь на "справедливости и сознании". Под прикрытием этой формулы были
восприняты  многие нормы английского  права.  Однако, стремясь сблизиться  с
другими странами  французского влияния, Судан  попытался изменить  ситуацию,
приняв в 1971--1972 годах  кодексы, построенные на модели египетских. Однако

Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности