Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 113   114   115   116   117   118   119   120   121  122   123   124   125   126   127   128   129   130   131  » »»

     управление ими и правосудие осуществляются, помимо официальных органов,
на  основании традиционных и  хорошо  знакомых им  институтов.  Деятельности
законодателя здесь недостаточно, нужна терпеливая работа  по перевоспитанию.
Успех ее связан с развитием современной экономики в Индии.  Трудно, конечно,
выйти из этого порочного круга, так  как это развитие в значительной степени
тормозится структурой, верованиями и поведением, выкованными очень уважаемой
традицией с незапамятных времен.
Глава II. НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО ИНДИИ
     468.  Определение  индийского  права.  Индусское  право  --  это  право
сообщества, объединяемого  брахманизмом.  В наши дни наблюдается  стремление
заменить  это право правом национальным, применение  которого не  зависит от
религиозной   принадлежности  граждан.  Современная  тенденция  в  Индии  --
заменить    традиционные   концепции    религиозного    права   (индусского,
мусульманского  или  канонического)  западной концепцией светского права, не
связанного  с религией.  Это  национальное  право  Индии называют  индийским
правом в отличие от индусского права. Национальное право включает все законы
Индии,  имеющие,  как  правило,  всеобщее   применение,  даже  если  частные
положения этих законов оговаривают, что они не распространяются на отдельные
категории граждан. Индийский закон о наследовании, например, рассматривается
как  часть  индийского  права,  хотя  он  специально  оговаривает,  что,  за
исключением   нескольких  пунктов,  он  не   распространяется  на   индусов,
мусульман, буддистов  и парсов, то есть  на  огромное большинство  населения
Индии, во всем, что касается наследования по закону.
     469.  Понятие  lex  loci. Понятие  территориального  права  (lех lосi),
рассматривающее право как комплекс норм, не  связанных ни  с религией,  ни с
племенными  обычаями--это  понятие западное,  современное, чуждое  индийским
традициям.   До   установления  английского  господства  это  понятие   было
неизвестно  в  Индии.  В  то  время  мусульманское  право было действительно
единственной правовой системой, которой  руководствовались суды  и авторитет
которой обеспечивали публичные власти. Однако это право нельзя  было считать
правом  территориальным; мусульманское право связано с  религией ислама и по
самой своей природе не может распространяться на немусульман, идет ли речь о
христианах,  евреях  или индусах.  До прихода англичан в большинстве районов
Индии применяли мусульманское право к индусам  только  в  области уголовного
права. Во всех других вопросах им предоставлялась возможность применять свои
обычаи. Территориального права не существовало.
     Территориальное право стало развиваться  в Индии  в период  английского
господства. Создание такого права  казалось наилучшим способом регулирования
отношений  между людьми, принадлежащими  к разным религиозным общинам. Кроме
того,   и   мусульманское,   и  индусское  право  оставляло  вне   сферы  их
регулирования  очень   важные  части  населения  Индии,  хотя  и  являющиеся
национальными   меньшинствами:  христиан,  евреев,  парсов,   а  также  лиц,
принадлежность которых к той или иной религиозной общине  вызывала сомнение.
Территориальное   право  учитывало  эту   часть   населения,  которая  стала
многочисленной особенно с того момента, когда Индия в 1833 году была открыта
для европейцев и когда под влиянием различных факторов барьеры между разными
религиозными общинами стали  менее жесткими. Наконец, мусульманское  право и
индусское право  имели фактически огромные  пробелы,  хотя  теоретически они
могли регулировать любые виды отношений. Развитие Индии требовало, чтобы для
регулирования новых отношений было создано территориальное право,  общее как
для мусульман и индусов, так и для населения, исповедующего другие религии.
     470. Территориальное право в "президенциях". Каким же  должно было быть
это  территориальное  право и как оно  могло быть создано?  Ответ на оба эти
вопроса менялся в связи  со  сложностью положения, а также в зависимости  от
хода политического и конституционного развития Индии.
     Принципиальное  различие сложилось прежде  всего между президенциями --
Бомбеем,  Калькуттой и Мадрасом,  с одной стороны, и  остальной Индией  -- с
другой. В президенциях действовали  английские королевские суды,  которые  в
принципе применяли английское право в том виде, в каком оно сложилось к 1726
году. Однако  здесь имелось  два исключения.  Английское  право  применялось
только в том случае, если  не было регламентов, которые  издавались местными
властями по тем или иным вопросам.
     Кроме  того,  английское право применялось лишь в той мере, в какой его
применение  казалось возможным в особых условиях Индии. Наконец, компетенция
английских  судов с  самого  начала распространялась лишь  на  те  споры,  в
которых в  качестве  одной  из  сторон выступал англичанин,  а  также на  те
случаи, когда спорящие стороны признавали эту компетенцию. Когда в 1781 году
компетенция  английских   судов  была  распространена  на  все  споры,  было
оговорено, что  в отношении частных споров, затрагивающих интересы мусульман
или  индусов,   суды   должны  применять  соответственно  мусульманское  или
индусское право.  Тем не менее право, опиравшееся на английские источники  и
применявшееся   в   президенциях,    положило   начало   тому,   что   стало
англо-индийским правом.
     471. Территориальное  право  в Мофуссиле.  Первый  период. В  остальных
районах Индии сложилось иное положение. Суды,  созданные в  этих районах, не
были английскими королевскими судами. Это были  суды  Ост-Индской  компании,
получившей  с 1765 года в силу предоставленных ей привилегий  право взимания
налогов при условии ежегодных платежей императору (Моголу). Это право влекло
за собой право  отправлять правосудие  по гражданским делам. Такое положение
сохранялось  до   1857   года,   когда   управление   Индией  было  передано
непосредственно Короне.
     В  этой части Индии  не  было никаких  оснований говорить о  применении
английского   права.   Да   и  применение   его  было   бы  затруднительным.
Соответственно  установилось различие, источник  которого  следует  искать в
"плане"  генерал-губернатора Уоррена Гастингса, составленном  в 1772 году. К
вопросам  наследования,  брака,  касты  и  другим  институтам,  связанным  с
религией,  следует применять нормы  индусского либо мусульманского  права; в
других  областях  следует  руководствоваться  принципами   справедливости  и
совести (principles  of  justice,  equity and good conscience). Эта  формула
содержалась  в регламенте 1781 года,  которым  было учреждено  для провинций
Бенгалия, Бихар  и  Орисса два высших  суда: по  гражданским и  по уголовным
делам.  Эта  же формула  была вновь повторена в индийском Законе о верховных
судах  1861  года,  которым проведена реорганизация  всей  судебной  системы
Индии. Таким  образом, в Мофуссиле  сложилось  следующее положение: с  одной
стороны, мусульманское  и индусское право, утвердившиеся в ряде областей, не
имеют такого  широкого применения, как применение в президенциях английского
права; с  другой  стороны,  в  сферах,  не  регулируемых  мусульманским  или
индусским правом, не применяется, как в президенциях, английское право. Суды
должны, решая спор, находить норму права, наиболее соответствующую принципам
справедливости и совести.

Страницы: «« « 113   114   115   116   117   118   119   120   121  122   123   124   125   126   127   128   129   130   131  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности