Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»

дискриминацию  по мотивам кастовой принадлежности.  Все вопросы, связанные с
браком и разводом, были существенно реформированы и унифицированы Законом  о
браке  1955  года.  Брак  в  концепции   индуизма  --  священный   союз;  он
рассматривался  традиционным  индусским  нравом  как   дарение,  совершенное
родственниками жены родственникам  мужа. От  женщины как объекта договора не
требовалось  согласия  на  брак;  брак  был  нерасторжимым,  а .многоженство
разрешено.  Все эти нормы отвергнуты  новым  индусским  правом: многоженство
запрещено,  закон предусматривает  развод  и  даже возможность  установления
алиментов. Кроме  того, закон  требует, чтобы каждый из супругов  дал личное
согласие  на  брак, рассматриваемый  отныне  как  договор,  и  устанавливает
минимальный брачный  возраст и  для мужчины,  и для женщины: уменьшено число
препятствий к  заключению брака- Таким образом, в индусском  праве произошла
настоящая революция. Однако  новый закон остается законом  индусского права,
так как он применяется только  в отношении индусов (за исключением некоторых
отсталых общин), а не ко всем гражданам Индии.
     Три другие  части индусского  кодекса (Закон  о  браке  составляет  его
первую    часть}    посвящены   несовершеннолетним   и    опеке   (Закон   о
несовершеннолетних   и   опеке   1953  года),   усыновлению   и   алиментным
обязательствам  (Закон  1956 года", наследованию (Закон о  наследовании 1956
года),
     Закон о наследовании, явившийся как  бы вершиной движения, вызвавшего к
жизни  ряд законов,  пытается  обеспечить  такое  распределение  наследства,
которое  не  обходило  бы и женщин. Согласно  прежнему  индусскому  праву, в
соответствии  с религиозными установками наследовали  только  лица,  могущие
приобрести    какие-то   блага   покойного    духовного   порядка,   а   эта
основополагающая  идея  исключала  женщин  из  круга  наследников.  Следует,
однако, отметить, что  право наследования  имело небольшое распространение в
индусском  праве,  ибо  все имущество,  за небольшим  исключением,  являлось
семейной собственностью-  Упадок общей семейной собственности в наше время с
необходимостью повлек  за собой н изменения в праве. Уже в  1930  году  было
установлено, что заработная плата лица  принадлежит  исключительно  ему.  За
этой реформой последовали другие, в частности реформа  наследственного права
1936 года.
     Законы об  аграрной реформе  были  очень  многочисленны в  штатах Индии
после 1950  года.  они  стремились ограничить  привилегии крупных  земельных
собственников.
     465. Характер эволюции.  Индусское право в наши дни  приобрело в  Индии
совершенно новые черты. Оно остается  правом, применяемым только к индусской
части  населения   Индии.  Однако  отпало  много  обычаев,  нарушавших   его
единообразие.  Это первое  значительное  изменение  по сравнению с  прошлым.
Значительны  и изменения  по  существу,  причем такие,  которые  не являются
безупречными с ортодоксальной  точки зрения. Дхарма  должна приспособиться к
социальным группам, находящимся на разных  стадиях  цивилизации. Она никогда
не  претендовала  на  то, чтобы  быть  чем-то большим,  чем сводом  идеалов,
призванных  направлять  поведение  людей.  По  своей  природе  она допускает
различные временные уступки, если того требуют обычаи или  законодательство.
Все это отличается от ситуации с мусульманским правом. Нынешние руководители
Индии могут существенно отходить от дхармы как права-модели. Они не упускают
возможности    подтверждать    свою   приверженность   принципам   индусской
цивилизации.  Стремление  быть  верным  традиции  прослеживается  сквозь все
трансформации, и  поэтому индусское право остается  одной из фундаментальных
существующих сегодня концепций социального строя.
     466. Индусское право  или  право Индии?  Если право  из рамок индусской
общины  перенести в границы географической  территории страны,  то это будет
означать  радикальную трансформацию. Она уже  произошла в ряде сфер, и здесь
мы видим уже не индусское, а индийское право.
     Статья   44   Конституции   Индии   предусматривает   издание   единого
Гражданского  кодекса для всех  граждан  Индии. Однако, как известно, до сих
пор  применяется  другой  метод:  все  усилия направлены  на  модернизацию и
унификацию индусского  права.  Тем  не менее вполне возможно, что  положения
Конституции в Индии  будут частично осуществлены  путем  реформ, которые  по
частным вопросам отменят или изменят  право личного  статуса, чтобы заменить
его правом, одинаковым для всех.
     Может быть,  некоторые законы и выражают это движение. предусматривая и
регулируя  отношения  между  гражданами Индии, исповедующими разные религии.
Так, специальный Закон о  браке 1954 года объявляет  действительными с точки
зрения закона браки между индусами  и мусульманами (или другими неиндусами).
Принятие  этого  закона хорошо  показывает  революцию  идей,  происшедшую  в
течение века.  Генри  Мэн действительно создал сто лет назад  проект  такого
закона,  но  данный  проект  не  был осуществлен  в  связи  с  вызванной  им
единогласной оппозицией; "епископы, пандиты, раввины, мобеды и муллы --  все
были  полностью  единодушны  на  этот раз"'. Возможно,  что  право лиц будет
развиваться  таким образом, чтобы создать  своего  рода  новое  jus  gentium
(право  народов),  применяемое  в  областях,  в  которых  ранее  действовали
различные личные статусы.
     Каким бы ни было будущее развитие,  в  настоящее время  индусское право
остается для  огромного  большинства  индусов единственным  важным  корпусом
права.  Оно регламентирует  их  личный  статус,  который  понимается  весьма
широко.  Личный  статус  включает  не  только неимущественные отношения,  но
распространяется  и  на важные имущественные права,  каковыми считают  право
наследования  или  статус  общности  семейного  имущества.  Индусское  право
проникает через этот  канал и  в  предпринимательское право.  Например, если
какое-либо  предприятие  эксплуатируется  "ленами  одной  семьи без  участия
посторонних  лиц  --  а  это  бывает  очень  часто,-- нормы торгового права,
содержащиеся  в  законе  о  товариществе,  не  применяются. Отношения  между
участниками будут регулироваться в этом случае индусским правом, так как эти
отношения вытекают  из  личного  статуса  и  считается,  что  они  не  имеют
отношения  к договору.  Нет нужды  подчеркивать  важность института общности
семейного  имущества в вопросах  кредита в стране, где только семья может  в
принципе  быть  собственником.  Впрочем, совместная  семейная  собственность
становится как будто более редкой.
     467. Новое  право и традиционные  нравы.  Встает  вопрос о  соотношении
законодательства  и социологической  реальности в стране. Законодатель может
росчерком пера  ликвидировать режим  каст,  разрешить  браки  между  лицами,
принадлежащими  к  разным   кастам,  заменить  традиционные  собрания   каст
собраниями  деревень.  Эта  деятельность,  необходимая  для развития страны,
заслуживает  одобрения. Но законодатель  не  может  за  один  день  изменить
привычки и мировоззрения,  имеющие  вековые корни и связанные с религиозными
верованиями-  80%  индусов.  живущих  в  деревнях,  вовсе  не  следуют новым
законам, они продолжают жить так, как жили их предки;

Страницы: «« « 112   113   114   115   116   117   118   119   120  121   122   123   124   125   126   127   128   129   130  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности