|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 » »» Второе различие -- замена органов, на которые возлагалась в прошлом
задача примирения, новыми. Когда-то, с целью достичь примирения обращались к
семье, клану, соседям, знатным лицам. Теперь иная ситуация, и дело доверено
тем, кто опытен политически, ибо моделью служит теперь не природа, а
политическая доктрину] Было создано свыше 200 тысяч полуофициальных
"народных посреднических комитетов", которые решали миллионы споров.
Существовали и другие органы-посредники, разрешавшие немало дел (профсоюзы,
другие общественные организации, уличные комитеты, партийные организации и
т. д.). Деятельностью всех этих органов, их ролью, возможно, объясняется,
почему в Китае отказались от создания государственного арбитража, подобного
тому, какой существует в СССР.
Наконец, третье различие. В прошлом искали компромиссное примирение,
каждая сторона для достижения гармонии делала какие-то уступки. Конечно, и
сегодня такой подход сохраняется при решении большого числа споров. Однако
первостепенное значение приобретает и другой фактор: важно не столько
привести к согласию противников, сколько обеспечить политический успех. Во
многих случаях решение конфликта заканчивается лишь тем, что обеим сторонам
выносится нечто вроде порицания, им предписывается прекратить "феодальное
поведение" и быть сознательными участниками общественного производства. При
решении споров руководствовались прежде всего не общими правовыми нормами,
как на Западе, а обращались к директивам, ибо в идеях Мао Цзэдуна можно
найти решение любой проблемы.
В новом Китае, как и в традиционном, до суда доходит небольшое число
дел. Основная их масса разрешается на досудебных стадиях. Перед судом
предстают "враги народа", неисправимые и развратники. Правовые санкции не
должны применяться к тем, кто, хотя и заблуждался, остаются тем не менее
хорошими гражданами. Право -- это крайнее средство, которое используется
только тогда, когда все другие средства не дали результата.
492. Законы, судебная практика и доктрина. В Китае после 1949 года было
издано не много законов. И дело здесь не в революционной ситуации и не в
динамике развития, за которой не успевали законы, как это объясняли многие.
Причина скорее в традиционной аллергии китайцев на ригорические формулы
права. Обнаружить судебную практику в Китае еще труднее, чем законы.
Опубликовано очень мало решений Верховного суда. В стране не действует
обязательное правило прецедента. Не существует и доктрины.
Однако после смерти Мао в 1976 году наступило время перемен. В
результате осуждения "банды четырех" возрос интерес к законности и вообще
юридическому. После принятия Конституции 1978 года активизировалось
законодательство. Начиная с 1979 года изданы: Избирательный закон.
Органический закон о судах, Закон о совместных предприятиях, Закон об
иностранных инвестициях, Закон о браке. В это же время введены в действие
Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (в первом 182 статьи, во втором
-- 164). В чем причина этих перемен? Нынешние руководители КНР, сами
пострадавшие во время "культурной революции", осознают необходимость
умиротворения в стране и считают, что законодательство может стать
препятствием на пути несправедливостей. Подчеркивая в отличие от своих
предшественников приверженность к легализму, эти руководители одновременно
как бы успокаивают иностранцев, в инвестициях которых заинтересована страна.
Принятие Уголовного кодекса было также призвано способствовать борьбе с
возросшей преступностью.
Однако законодательство не сможет быть реализовано, пока существенно не
возрастет количество судов, судей и адвокатов и не изменится традиционная
враждебность к твердым законам. Весьма сомнительно, что законность и право
будут играть в этой огромной стране ту же роль, какая отведена им в западных
странах.
493. Китайская концепция международного права. Поиск примирения,
применяемый во внутренних отношениях, представляется не менее желательным и
в ракурсе международного права.
В 1954 году в Китае была создана Внешнеторговая арбитражная комиссия в
рамках Совета по расширению международной торговли'. Предварительный
регламент этой комиссии, принятый в 1956 году, соответствовал советскому
образцу. Однако китайская практика далека от практики СССР и европейских
социалистических стран. И здесь действует традиция и предпочитают искать
пути для мирового соглашения, считая применение права крупной неудачей. По
данным, опубликованным в ФРГ в 1960 году, Внешнеторговая арбитражная
комиссия в Пекине рассмотрела 61 дело, и ни одно из них не завершилось
вынесением арбитражного решения; во всех случаях было достигнуто мировое
соглашение. Правда, сам характер заключаемых в.этой области договоров и
неопределенность материального права, подлежащего применению, в значительной
мере размывают границу между арбитражем и примирением. Однако различие
сохраняется, и для китайцев весьма небезразлично, будет спор ликвидирован в
результате соглашения сторон или путем решения, вынесенного авторитетным
арбитром.
Глава II. ЯПОНСКОЕ ПРАВО
494. Исторические данные: рицу-ре и дуалистический феодализм. До 1853
года Япония не имела никакого контакта с Западом, в то время как отношения с
Китаем занимали важное место в ее истории. Традиционный образ мысли в
Японии, очень далекий от европейского, в самые различные эпохи подвергался
влиянию Китая. Однако этот образ мысли отличается от китайского: он сохранил
свою ярко выраженную оригинальность, связанную с национальным характером
японцев; определенное влияние в этом отношении оказала также изоляция, в
которой японские правители держали страну в течение 250 лет, до 1853 года.
Первые памятники японского права появились в эру Тайка, начавшуюся в
646 году. В эту эпоху под китайским влиянием в Японии было введено
своеобразное политико-этическое правило, предусматривающее, в частности,
порядок периодического распределения принадлежащих государству рисовых полей
в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на "ранги". Каждый
класс должен был выполнять в государстве строго определенную функцию.
Обязанности каждого уточнялись в юридических сборниках, именуемых рицу-ре.
Составленные по китайскому образцу, эти сборники включают главным образом
репрессивные нормы (рицу) и административные нормы (ре). Они
комментировались в школах права и управления в воспитательных целях.
Сборники эти далеки от понятия субъективных прав, но они приближаются к идее
права в той мере, в какой письменно устанавливают обязанности каждого.
Система распределения земель в VII веке, введенная рицу-ре, плохо
функционировала в Японии. В IX и Х веках стала развиваться система сеньории
(се) -- неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она
превращается в крупное земельное владение с суверенной судебной властью.
Бессилие уголовной юстиции, а в связи с этим отсутствие безопасности и
гражданские войны привели в конце XII века, в 1185 году, к появлению наряду
Страницы: «« « 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |