Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 120   121   122   123   124   125   126   127   128  129   130   131   132   133   134   135   136   137   138  » »»

     Второе  различие --  замена  органов, на которые  возлагалась в прошлом
задача примирения, новыми. Когда-то, с целью достичь примирения обращались к
семье, клану, соседям,  знатным лицам. Теперь иная ситуация, и дело доверено
тем,  кто  опытен  политически,  ибо моделью  служит теперь  не  природа,  а
политическая  доктрину]  Было   создано  свыше   200  тысяч  полуофициальных
"народных  посреднических  комитетов",  которые   решали   миллионы  споров.
Существовали и другие органы-посредники,  разрешавшие немало дел (профсоюзы,
другие общественные  организации, уличные  комитеты, партийные организации и
т. д.). Деятельностью  всех этих органов, их  ролью, возможно,  объясняется,
почему в Китае отказались  от создания государственного арбитража, подобного
тому, какой существует в СССР.
     Наконец, третье  различие. В  прошлом  искали компромиссное примирение,
каждая  сторона для достижения  гармонии делала какие-то уступки. Конечно, и
сегодня такой подход сохраняется  при решении  большого числа споров. Однако
первостепенное  значение  приобретает  и  другой  фактор:  важно  не столько
привести  к согласию  противников, сколько обеспечить политический успех. Во
многих случаях решение  конфликта заканчивается лишь тем, что обеим сторонам
выносится  нечто  вроде порицания, им  предписывается прекратить "феодальное
поведение" и быть сознательными участниками общественного производства.  При
решении споров руководствовались  прежде всего не общими правовыми  нормами,
как на  Западе, а обращались к директивам,  ибо в идеях  Мао  Цзэдуна  можно
найти решение любой проблемы.
     В новом Китае, как и в традиционном, до  суда  доходит  небольшое число
дел.  Основная  их  масса  разрешается  на досудебных  стадиях. Перед  судом
предстают  "враги народа",  неисправимые и развратники.  Правовые санкции не
должны  применяться  к тем,  кто, хотя  и заблуждался, остаются тем не менее
хорошими  гражданами. Право  --  это крайнее  средство, которое используется
только тогда, когда все другие средства не дали результата.
     492. Законы, судебная практика и доктрина. В Китае после 1949 года было
издано не много  законов. И дело здесь  не  в  революционной ситуации и не в
динамике  развития, за которой не успевали законы, как это объясняли многие.
Причина  скорее  в традиционной  аллергии китайцев  на  ригорические формулы
права.  Обнаружить  судебную  практику  в  Китае  еще  труднее, чем  законы.
Опубликовано  очень мало решений  Верховного  суда. В  стране  не  действует
обязательное правило прецедента. Не существует и доктрины.
     Однако  после  смерти  Мао  в  1976  году  наступило время  перемен.  В
результате осуждения "банды четырех"  возрос  интерес к  законности и вообще
юридическому.   После   принятия   Конституции  1978  года  активизировалось
законодательство.   Начиная   с  1979  года   изданы:  Избирательный  закон.
Органический закон  о  судах,  Закон  о  совместных  предприятиях, Закон  об
иностранных инвестициях,  Закон о браке. В это  же  время введены в действие
Уголовный и  Уголовно-процессуальный кодексы (в первом 182 статьи, во втором
--  164). В  чем причина  этих  перемен?  Нынешние  руководители  КНР,  сами
пострадавшие   во  время  "культурной  революции",  осознают   необходимость
умиротворения  в   стране  и  считают,  что  законодательство   может  стать
препятствием  на  пути несправедливостей.  Подчеркивая  в отличие  от  своих
предшественников приверженность к легализму,  эти руководители  одновременно
как бы успокаивают иностранцев, в инвестициях которых заинтересована страна.
Принятие  Уголовного  кодекса  было также  призвано способствовать борьбе  с
возросшей преступностью.
     Однако законодательство не сможет быть реализовано, пока существенно не
возрастет количество судов,  судей и адвокатов  и не изменится  традиционная
враждебность к твердым законам. Весьма сомнительно, что  законность и  право
будут играть в этой огромной стране ту же роль, какая отведена им в западных
странах.
     493.  Китайская  концепция  международного  права.  Поиск   примирения,
применяемый во внутренних отношениях, представляется не менее желательным  и
в ракурсе международного права.
     В 1954 году в Китае была создана Внешнеторговая арбитражная  комиссия в
рамках  Совета   по  расширению   международной  торговли'.  Предварительный
регламент  этой комиссии,  принятый в  1956 году,  соответствовал советскому
образцу. Однако китайская практика  далека  от  практики СССР и  европейских
социалистических  стран.  И здесь  действует традиция и предпочитают  искать
пути  для мирового соглашения, считая применение права  крупной неудачей. По
данным,  опубликованным  в  ФРГ  в  1960  году,  Внешнеторговая  арбитражная
комиссия  в Пекине  рассмотрела  61 дело, и  ни  одно  из них не завершилось
вынесением  арбитражного решения; во всех  случаях было  достигнуто  мировое
соглашение.  Правда,  сам характер  заключаемых в.этой  области договоров  и
неопределенность материального права, подлежащего применению, в значительной
мере  размывают  границу  между  арбитражем и  примирением.  Однако различие
сохраняется, и для китайцев весьма небезразлично, будет спор ликвидирован  в
результате соглашения  сторон или  путем решения,  вынесенного  авторитетным
арбитром.
     Глава II. ЯПОНСКОЕ ПРАВО
     494.  Исторические данные: рицу-ре и  дуалистический феодализм. До 1853
года Япония не имела никакого контакта с Западом, в то время как отношения с
Китаем занимали  важное  место  в  ее  истории.  Традиционный образ  мысли в
Японии, очень  далекий от европейского, в самые различные эпохи  подвергался
влиянию Китая. Однако этот образ мысли отличается от китайского: он сохранил
свою  ярко выраженную оригинальность,  связанную  с национальным  характером
японцев; определенное влияние  в  этом  отношении оказала также изоляция,  в
которой японские правители держали страну в течение 250 лет, до 1853 года.
     Первые памятники японского  права  появились в эру Тайка, начавшуюся  в
646  году.  В  эту  эпоху под  китайским  влиянием  в  Японии  было  введено
своеобразное  политико-этическое  правило,  предусматривающее,  в частности,
порядок периодического распределения принадлежащих государству рисовых полей
в зависимости от числа едоков и строгое деление общества на "ранги".  Каждый
класс  должен  был выполнять  в  государстве  строго  определенную  функцию.
Обязанности  каждого уточнялись в юридических сборниках, именуемых  рицу-ре.
Составленные  по китайскому образцу, эти  сборники включают главным  образом
репрессивные    нормы   (рицу)   и   административные   нормы    (ре).   Они
комментировались  в  школах  права  и  управления  в  воспитательных  целях.
Сборники эти далеки от понятия субъективных прав, но они приближаются к идее
права в той мере, в какой письменно устанавливают обязанности каждого.
     Система  распределения  земель  в  VII веке, введенная  рицу-ре,  плохо
функционировала в Японии. В  IX и Х веках стала развиваться система сеньории
(се)  --   неприкосновенного  владения,  освобожденного   от   налогов.  Она
превращается в крупное земельное владение с суверенной судебной властью.
     Бессилие уголовной  юстиции, а в связи с этим отсутствие безопасности и
гражданские войны привели в  конце XII века, в 1185 году, к появлению наряду

Страницы: «« « 120   121   122   123   124   125   126   127   128  129   130   131   132   133   134   135   136   137   138  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности