Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 128   129   130   131   132   133   134   135   136  137   138   139   140   141   142   143   144   145  »

соответствии с "правилом  обратного прецедента" они оставляли туземным судам
в отношении обычая  полную свободу действий. Когда же английские суды должны
были сами применять туземный обычай, они  пытались перенести на  африканскую
почву  господствовавшую в  Англии систему доказательств наличия и содержания
иностранного закона или же торгового обычая. Однако ни один из этих подходов
не  мог  оценить действительную  природу  обычного  права, и  его применение
искажалось.  Действие  правила   прецедента,   которое  являлось  следствием
признания    достоверности    определенного    обычая,    не   могло    дать
удовлетворительных  результатов  в  африканской  среде,  где  потребность  в
эволюции обычаев была более насущной,  чем задача  обеспечить  предвидимость
судебных  решений  и надежность правовых  отношений'. Не  могут подходить  к
условиям всех стран одни и те же концепции источников права.
     517. Заключение. Наибольшее изменение, внесенное в  колониальный период
в обычное  право, имело  своим результатом возросшее влияние новой концепции
социального строя  строгого и формалистского, отказавшегося от традиционного
способа    решения    споров   и   по    всему    этому   непонятного    для
африканцев2.
     Африканская  цивилизация основывалась  на определенных ценностях:  духе
общности,  уважении к  предкам, отсутствии антагонистических  классов. Очень
часто эти ценности разрушали, не заботясь о замене их новыми. Так африканцев
толкнули к ослаблению семейных  и клановых связей, но оказались неспособными
дать вместо них  солидарность социального корпуса  в целом.  И  в наше время
африканские руководители упрекают за это европейцев.
Глава III. НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА
     518.  Подтверждение  прежнего права. Эволюция права,  имевшая место  во
времена   колонизации,  была  необходима  для  африканского  и  мальгашского
населения. И получение независимости африканскими странами и Мадагаскаром ни
в  коем  случае  не  означало  реакции  на  эту  эволюцию.  Напротив,  новые
руководители выразили желание ее завершить.
     Все право западного толка, установленное державами-колонизаторами, было
подтверждено в новых государствах,  и  даже в странах, провозгласивших  себя
социалистическими, ни  один человек не выступил с требованием его отмены. Ни
один  из  названных  законов не был  отменен в  плане  возврата к  прошлому.
Напротив, меры, принятые в тех или иных странах, отчетливо свидетельствуют о
стремлении сохранить  и  усовершенствовать "современное право", введенное  в
эпоху колониализма.
     Независимость  привела  к  власти  новых  людей  и заставила  по-новому
взглянуть  на  многие  проблемы.  Руководители  независимых  государств куда
больше,  чем их  европейские  предшественники,  были  озабочены  тем,  чтобы
обеспечить развитие своих стран, а также упрочить их традиционно сложившиеся
ценности.  Отсюда мощная  волна  реформ, затронувших  как публичное,  так  и
частное право.
     В    сфере   публичного    права    западная   конституционная   модель
плюралистической  демократии   оказалась   неприемлемой   для   африканского
общества.  От нее отказались во всех странах, предпочтя президентский режим,
часто  представлявший  собой  диктатуру,   исключающую  участие  граждан   в
осуществлении  власти.  Однако  такую  ситуацию  многие считают временной  и
надеются  на  модернизацию социальных  и  экономических структур и сознания,
необходимую для формирования демократического режима.
     В сфере  частного  права  противоречия  не столь  значительны. С  одной
стороны,  очевидно  стремление реабилитировать  обычай  и  подтвердить  свою
приверженность к принципам  и  моральной ценности обычного  права. С  другой
стороны,  все согласны  с  необходимостью отказаться от ряда  норм, поломать
многие  структуры,  мешающие  развитию  страны,  все  озабочены  тем,  чтобы
укрепить  единство  страны  -- часто  непрочное  -- с  помощью национального
права,  которое  выступает   в  этой   связи  как  инструмент  революционной
трансформации, но в таком качестве часто отходит от традиционного обычая.
     519.  Реабилитация  традиционных  ценностей.  Вместе  с  независимостью
возобладало новое отношение к традиционному праву. В  настоящее время судьбы
новых государств взяли в свои руки  африканцы,  воспитанные в среде обычаев.
Они стремятся утвердить и сохранить определенные моральные ценности, которые
научились  уважать в  этой  среде,  и  считают, что  очищенные от  некоторых
злоупотреблений обычаи могут составить основу частноправовых отношений между
африканцами. В  традиционном образе  жизни не  все необходимо  отвергать.  В
частности,  солидарность  между   членами  группы  является  тем  позитивным
элементом, который следует сохранить. Африка и Мадагаскар не должны впасть в
крайность индивидуализма, которая в наше время осуждается и на самом Западе.
Слова "африканский социализм" находятся там в почете'.
     Деколонизация  сопровождалась многими  декларациями о  большом значении
обычного   права,  необходимости  его   сохранения.  Это   была  реакция  на
презрительное отношение к этому праву в период колониализма.
     На Мадагаскаре в 1957 году представительная ассамблея приняла решение о
кодификации  обычаев. В Танганьике  в  1961  году (а  ранее в Сенегале) было
сделано  то  же самое.  В  Нигерии  региональные  ассамблеи  взяли  на  себя
инициативу  подготовки  компиляций,  придававших  обычаям  санкционированный
властью характер.
     Большая   работа   по   систематизации   обычного   африканского  права
проводилась  под  эгидой   Школы   восточных   и  африканских   исследований
Лондонского  университета   при  поддержке  Фонда  Наффильда  и  с  участием
заинтересованных государств. Опубликован ряд томов, излагающих обычное право
и   право   наследования   в  Кении  (1968--1969  годы),  брачное,   вещное,
наследственное  и  обязательственное  право   в  Малави  (1970--1971  годы),
семейное право Ботсваны (1972 год).
     520. Политика  африканских руководителей. Новые  руководители, вышедшие
из кругов, приобщенных к западному образу жизни, в своих речах охотно и даже
экзальтированно говорят  об африканизме  и  негритюде. Они различаются в том
плане, что модель для одних -- страны либеральной экономики, а для других --
страны  коллективистской  экономики.  Как  одни,  так  и  другие,   стремясь
развивать и модернизировать свои страны, в конечном итоге действуют в  ущерб
обычаю.
     Несомненно,  было бы трудно сохранять в течение длительного времени бок
о бок современное публичное право, основанное  на определенных принципал,  и
обычное частное право,  основанное  на  противоположных  процессах. Единство
нации  плохо совместимо  со  слишком большой  сплоченностью  трибы; развитие
экономики требует, чтобы зависимость  индивида от семьи и  племени  ослабла.
Африканские   руководители  оказались  перед  выбором.   Обычное   право  --
принадлежность группы,  рамки  которой не могут быть произвольно  расширены.
Стремление унифицировать право в масштабах нации  повлекло новацию  обычаев.
Стержень обычного права -- идея гармонии и примирения. Попытками реализовать
правление права, понимаемого как гарантия субъективных  прав, видя в законах

Страницы: «« « 128   129   130   131   132   133   134   135   136  137   138   139   140   141   142   143   144   145  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности