|
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 145 Размер файла: 1048 Кб Страницы: «« « 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 » соответствии с "правилом обратного прецедента" они оставляли туземным судам
в отношении обычая полную свободу действий. Когда же английские суды должны
были сами применять туземный обычай, они пытались перенести на африканскую
почву господствовавшую в Англии систему доказательств наличия и содержания
иностранного закона или же торгового обычая. Однако ни один из этих подходов
не мог оценить действительную природу обычного права, и его применение
искажалось. Действие правила прецедента, которое являлось следствием
признания достоверности определенного обычая, не могло дать
удовлетворительных результатов в африканской среде, где потребность в
эволюции обычаев была более насущной, чем задача обеспечить предвидимость
судебных решений и надежность правовых отношений'. Не могут подходить к
условиям всех стран одни и те же концепции источников права.
517. Заключение. Наибольшее изменение, внесенное в колониальный период
в обычное право, имело своим результатом возросшее влияние новой концепции
социального строя строгого и формалистского, отказавшегося от традиционного
способа решения споров и по всему этому непонятного для
африканцев2.
Африканская цивилизация основывалась на определенных ценностях: духе
общности, уважении к предкам, отсутствии антагонистических классов. Очень
часто эти ценности разрушали, не заботясь о замене их новыми. Так африканцев
толкнули к ослаблению семейных и клановых связей, но оказались неспособными
дать вместо них солидарность социального корпуса в целом. И в наше время
африканские руководители упрекают за это европейцев.
Глава III. НЕЗАВИСИМЫЕ ГОСУДАРСТВА
518. Подтверждение прежнего права. Эволюция права, имевшая место во
времена колонизации, была необходима для африканского и мальгашского
населения. И получение независимости африканскими странами и Мадагаскаром ни
в коем случае не означало реакции на эту эволюцию. Напротив, новые
руководители выразили желание ее завершить.
Все право западного толка, установленное державами-колонизаторами, было
подтверждено в новых государствах, и даже в странах, провозгласивших себя
социалистическими, ни один человек не выступил с требованием его отмены. Ни
один из названных законов не был отменен в плане возврата к прошлому.
Напротив, меры, принятые в тех или иных странах, отчетливо свидетельствуют о
стремлении сохранить и усовершенствовать "современное право", введенное в
эпоху колониализма.
Независимость привела к власти новых людей и заставила по-новому
взглянуть на многие проблемы. Руководители независимых государств куда
больше, чем их европейские предшественники, были озабочены тем, чтобы
обеспечить развитие своих стран, а также упрочить их традиционно сложившиеся
ценности. Отсюда мощная волна реформ, затронувших как публичное, так и
частное право.
В сфере публичного права западная конституционная модель
плюралистической демократии оказалась неприемлемой для африканского
общества. От нее отказались во всех странах, предпочтя президентский режим,
часто представлявший собой диктатуру, исключающую участие граждан в
осуществлении власти. Однако такую ситуацию многие считают временной и
надеются на модернизацию социальных и экономических структур и сознания,
необходимую для формирования демократического режима.
В сфере частного права противоречия не столь значительны. С одной
стороны, очевидно стремление реабилитировать обычай и подтвердить свою
приверженность к принципам и моральной ценности обычного права. С другой
стороны, все согласны с необходимостью отказаться от ряда норм, поломать
многие структуры, мешающие развитию страны, все озабочены тем, чтобы
укрепить единство страны -- часто непрочное -- с помощью национального
права, которое выступает в этой связи как инструмент революционной
трансформации, но в таком качестве часто отходит от традиционного обычая.
519. Реабилитация традиционных ценностей. Вместе с независимостью
возобладало новое отношение к традиционному праву. В настоящее время судьбы
новых государств взяли в свои руки африканцы, воспитанные в среде обычаев.
Они стремятся утвердить и сохранить определенные моральные ценности, которые
научились уважать в этой среде, и считают, что очищенные от некоторых
злоупотреблений обычаи могут составить основу частноправовых отношений между
африканцами. В традиционном образе жизни не все необходимо отвергать. В
частности, солидарность между членами группы является тем позитивным
элементом, который следует сохранить. Африка и Мадагаскар не должны впасть в
крайность индивидуализма, которая в наше время осуждается и на самом Западе.
Слова "африканский социализм" находятся там в почете'.
Деколонизация сопровождалась многими декларациями о большом значении
обычного права, необходимости его сохранения. Это была реакция на
презрительное отношение к этому праву в период колониализма.
На Мадагаскаре в 1957 году представительная ассамблея приняла решение о
кодификации обычаев. В Танганьике в 1961 году (а ранее в Сенегале) было
сделано то же самое. В Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя
инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный
властью характер.
Большая работа по систематизации обычного африканского права
проводилась под эгидой Школы восточных и африканских исследований
Лондонского университета при поддержке Фонда Наффильда и с участием
заинтересованных государств. Опубликован ряд томов, излагающих обычное право
и право наследования в Кении (1968--1969 годы), брачное, вещное,
наследственное и обязательственное право в Малави (1970--1971 годы),
семейное право Ботсваны (1972 год).
520. Политика африканских руководителей. Новые руководители, вышедшие
из кругов, приобщенных к западному образу жизни, в своих речах охотно и даже
экзальтированно говорят об африканизме и негритюде. Они различаются в том
плане, что модель для одних -- страны либеральной экономики, а для других --
страны коллективистской экономики. Как одни, так и другие, стремясь
развивать и модернизировать свои страны, в конечном итоге действуют в ущерб
обычаю.
Несомненно, было бы трудно сохранять в течение длительного времени бок
о бок современное публичное право, основанное на определенных принципал, и
обычное частное право, основанное на противоположных процессах. Единство
нации плохо совместимо со слишком большой сплоченностью трибы; развитие
экономики требует, чтобы зависимость индивида от семьи и племени ослабла.
Африканские руководители оказались перед выбором. Обычное право --
принадлежность группы, рамки которой не могут быть произвольно расширены.
Стремление унифицировать право в масштабах нации повлекло новацию обычаев.
Стержень обычного права -- идея гармонии и примирения. Попытками реализовать
правление права, понимаемого как гарантия субъективных прав, видя в законах
Страницы: «« « 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |