Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 123   124   125   126   127   128   129   130   131  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141  » »»

     Идея  права  не  проникла  в  повседневную жизнь  японцев.  Абстрактный
характер норм  права,  его логический  характер по-прежнему чужды в  стране,
которая до недавнего времени не знала трудов Аристотеля. Главное для японцев
-- нормы  поведения  (гири), установленные  для  каждого  вида  человеческих
отношений  традицией  и  основанные,  по  крайней  мере внешне,  на  чувстве
привязанности (нинхо), которое объединяет индивидуумов в их отношениях. Тот,
кто не соблюдает эти  нормы, действует лишь в своих  интересах, вместо  того
чтобы  подчиняться благородным порывам  своей души; при этом и он сам, и его
семья   вызывают  презрение.  Если   отбросить   отношения  между   крупными
предприятиями, то  никто  не обращается в  суд для осуществления своих прав,
как  это  предусматривается  кодексами.  Кредитор  будет   просить  должника
выполнить свое обязательство добровольно, с тем чтобы не ставить кредитора в
затруднительное  положение. Жертва  несчастного случая, смирившись  со своим
несчастьем, откажется от обращения  в суд для  реализации своего права  и  с
благодарностью  примет вместе  с  извинениями скромное  возмещение,  которое
виновник  поспешит   предложить   пострадавшему.   Обращение   в   суд   для
удовлетворения претензии, которую право объявляет законной, мало  отличается
в Японии от вымогательства. По мнению японцев, понятие  субъективного  права
обезличивает  человеческие отношения, оно  ставит  всех  людей  в  положение
равенства  вопреки   иерархическому  порядку,   который,  согласно  доктрине
конфуцианства, являющейся  основой японской традиции,  существует в природе.
Это  понятие чуждо чувствам японцев,  а они  предпочитают  руководствоваться
чувствами, а не  разумом. Суды Японии довольно активны, но большую часть  их
деятельности  в  области  отношений  между  частными  лицами  составляет  их
примирение, а не решение дел по существу.
     501.  Значение  мировых соглашений.  Законом  предусмотрены многие виды
мировых соглашений'. Первый из них (едан) традиционно относится к досудебной
стадии.  Обращение  в  суд  --  по   мнению  японцев,  поведение,  достойное
порицания, и, прежде чем пойти на это, для решения возникшего конфликта ищут
разного   рода   посредников.   О  мировых   соглашениях  такого   типа  нет
статистических  данных,  тем  не менее  складывается  впечатление, что в  их
достижении значительна  роль полиции. В  1958  году в  муниципальную полицию
Токио  поступило  21  550  обращений по  гражданским спорам и в 59%  случаев
стороны полюбовно решили свои споры.
     В большинстве случаев конфликт завершается на этой стадии. Если же нет,
то  стороны имеют право  обратиться  в суд.  Тем  не менее  идея  примирения
продолжает  действовать. В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом
(ст. 136) судья  должен  в ходе процесса постоянно стремиться к тому,  чтобы
привести стороны к примирению. Наилучший вариант -- это не судебное решение,
удовлетворяющее обе стороны, а отказ от  иска и полюбовное соглашение. Судье
предоставлены  многие  возможности,  для того чтобы он  на всех  стадиях мог
играть роль посредника.
     Вмешательство судьи  -- это  признак  социального неблагополучия,  и  в
Японии  всячески  стремятся  избежать  такого вмешательства. Кроме описанной
выше процедуры (викой), сторонам предоставлена и другая возможность (шотей).
Обратившись  в суд, они могут просить не вынесения  решения,  основанного на
законе,  а  создания примирительной комиссии, которой поручается  предложить
сторонам  возможное  мировое соглашение. В  принципе в состав такой комиссии
входят два  посредника и судья, но последний не участвует в заседаниях, дабы
не создалось  впечатления,  что  на самом деле  спор  решен властью судьи. В
целях сохранения добропорядочной  репутации стороны предпочитают путь шотей.
Кроме  того,  по  определенным  категориям дел  (семейным,  трудовым)  закон
предписывает эту процедуру.
     Предположим  теперь, что процедура,  заняв  несколько  месяцев,  тем не
менее оказалась безрезультатной: посредники  предложили  соглашение, но одна
из  сторон  или обе им не удовлетворились.  Любая  сторона  получает  в этом
случае  право  в двухнедельный срок обратиться в суд. Однако суду и  в  этом
случае  предоставлен  выбор:  решить спор  строго  на основании  закона  или
подтвердить  вариант мирового  соглашения, предложенный  ex  aequo  et  bomo
посредниками.
     Возникал  вопрос,  не  противоречит   ли   такое  правило  Конституции.
Верховный  суд  долго  не  высказывался  по  этому  поводу.   Наконец  после
девятилетнего размышления  он  в  1956  году  объявил, что  это  правило  не
противоречит Конституции.  Однако  такое решение было принято большинством в
один  голос  (8 против  7). Через четырнадцать лет,  решая аналогичное дело,
Верховный  суд  изменил свою позицию и констатировал  (9 голосами против 6),
что соответствующая норма противоречит ст. 32  Конституции, согласно которой
никто не может быть лишен права на разбирательство его дела в суде, и ст. 82
Конституции,  устанавливающей, что разбирательство дел в  судах производится
открыто. Процедура шотей  допустима лишь  тогда, когда  стороны  добровольно
соглашаются с достигнутым результатом.
     Этот поворот судебной практики -- редкий в деятельности Верховного суда
-- свидетельствует о прогрессе юридического мышления и принципа законности в
стране. Кроме того, после 1958  года наблюдается некоторый упадок  процедуры
шотей.  Статистика показывает, что ныне чаще, чем в  прошлом, стороны просят
суды решать на основании закона. Однако японцы еще далеки от отказа от своих
традиций,  и та же статистика говорит о том, что они не  любят обращаться  в
суды.  Юристы  в   Японии  немногочисленны  (в  1964  году  их  было  7136).
Разбирательство дела в нижестоящих инстанциях часто  происходит  без участия
адвокатов. У судьи большие возможности свести дело  к примирению  сторон или
решать его, основываясь более или менее открыто на справедливости.
     Антиюридическая направленность  мышления  настроила  японцев  и  против
арбитража.  Казалось  неприличным  предвидеть  заранее,  что  договор  может
породить спор  и что  в  случае его возникновения он не сможет быть разрешен
путем прямых, основанных на  доброй воле, контактов заинтересованных сторон.
Во  внешнеторговых договорах часто можно встретить арбитражную  оговорку. Но
во внутренней  торговле она заменена другой, устанавливающей,  что, если  не
оговорено иное, споры решаются путем мировых соглашений.
502.  Социальная  действительность  и право.  Будущее японского  права.
Японцы  охотно  воспринимают   все   идеи,  которые   им  преподносятся  как
современные; их мало заботит иностранное происхождение этих идей и имеющиеся
в них противоречия. Никаких противоречий  между  созданием западного права и
сохранением образа жизни, игнорирующего нормы этого права, нет. Ведь в любой
стране  право   не   является  единственным  средством,  которое  регулирует
отношения  между отдельными гражданами,  и мы считаем, что это очень хорошо.
Право предлагает способ решения  для тех случаев, которые невозможно  решить
путем  соглашения.  А если  дело  можно  решить  полюбовно?  Будет при  этом
использована  модель, предложенная  правом,  или  какая-то другая? Социологи
испытывают большие трудности при ответе  на этот  вопрос. Различие состоит в
том,  что в странах  Запада  право  пытается  дать  решения, соответствующие

Страницы: «« « 123   124   125   126   127   128   129   130   131  132   133   134   135   136   137   138   139   140   141  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности