Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»

правосудие,  весьма  далек  от  тяжущихся, так как,  по  общему правилу,  он
приглашается на этот пост из другой провинции и поэтому плохо знает  местные
наречие  и обычаи.  Его  служащие,  с  которыми непосредственно  имеют  дело
тяжущиеся, коррумпированы, они нарочно затягивают процесс,  ибо кормятся  от
него.  Обращение  с тяжущимися унизительное, а  исход процесса всегда весьма
сомнителен. "Выигранный процесс --  потерянные  деньги",--  говорит народная
поговорка.  Все это побуждает  китайцев обходить суды  и решать  споры путем
внесудебных процедур.
     483.   Конфуцианство.   Преобладание  ритов.   Тип  общества,   который
существовал в Китае и всячески поддерживался в течение  веков, соответствует
тому,  что  предложило   конфуцианство.  Ячейка  общества  --  это  семья  с
иерархической организацией  и почти абсолютной властью главы семьи. Община и
само  государство  должны  соответствовать  этой  модели  семьи  и  избегать
сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел.
Жителю общины полагалось строго  следовать  ритам,  соответствующим статусу,
который  житель имеет в  общине. Соблюдение  ритов, предписываемых  обычаем,
заменяло в Китае законопослушание.
     В  этой  статичной концепции  общества  в  качестве основных  принципов
выступали: сыновняя любовь, подчинение высшим в  иерархии, запрещение  любых
эксцессов и возмущений. Да и  власти остерегались править по  произволу: они
сами  были  воспитаны  в  уважении  к ритам,  а кроме  того,  их  сдерживали
моральные  установки,  требовавшие  сперва объяснить,  а потом  приказывать,
выступить в качестве  арбитра, а уже потом судить, предупредить, прежде  чем
наказать.
     Китай  в  течение  веков  жил,  не   зная  организованных   юридических
профессий. Суд творили администраторы,  сдававшие для занятия поста экзамены
литературного характера. Они  не знали  права  и руководствовались  советами
своих  чиновников, принадлежавших к  наследственной касте. Людей, сведущих в
законе, презирали, и если советовались с ними, то тайно. Не было юридической
доктрины,  и в  долгой истории Китая  не  обнаруживается ни одного  крупного
юриста, оставившего в ней след.
     484.  Школа  легистов. Этот традиционный подход был  оспорен, но весьма
своеобразно. В истории Китая выделяется период  сражающихся  царств.  В  это
смутное время  -- III  век до нашей  эры  --  школа легистов заняла позицию,
согласно  которой власть  должна  основываться  не  столько  на  добродетели
правящих   (правлении  людей),  сколько  на   подчинении  закону  (правлении
законов). Взгляды легистов изложены в трактате, принадлежащем Хан Фэйцзы. Он
и другие легисты настаивали на  необходимости постоянно действующих законов;
правитель должен  знать  их,  а  подданные  -- строго  исполнять.  Это  была
концепция права и закона, близкая к преобладавшей на Западе, но не лишенная,
по выражению Ж. Эскарра, "некоторой наивности"'.
     Однако  взгляды   легистов   остались  чуждыми   сознанию   большинства
китайского населения. Они слишком отклонялись от укоренившихся представлений
и поэтому имели лишь временный успех.  Легистам не удалось утвердить в Китае
понятие постоянно действующих правовых норм и суверенного закона.
     При  династии  Хан  (206  год   до   нашей   эры)  конфуцианство  снова
возобладало, и с тех пор его господство было постоянным. Монголы-завоеватели
в  XIII  веке могли  выразить свое  презрение к  этому  учению,  отнеся  его
проповедников вместе с проститутками и нищими к десятому, последнему разряду
населения.  Но  это   преходящее  явление   не  оставило   большого   следа,
конфуцианская  мысль  господствовала  вплоть до  нашего  века,  и  право  не
интересовало китайцев,  предпочитавших иные пути  реализации справедливости.
Общественный строй  основывался на ритах,  и закон играл лишь второстепенную
роль.  Чтобы  узнать  нормы,  которыми  реально  руководствовались  в сфере,
которую  мы   бы   назвали   частным   или   гражданским   правом,   следует
абстрагироваться  от  закона  и  руководствоваться только обычаем. Китайские
кодексы, которые  появлялись после воцарения  династии  Хан,  содержали лишь
административные предписания  или  нормы,  относящиеся  к  уголовному праву;
гражданско-правовые правила  попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм
обычая  влекло уголовные санкции. Тот,  кто,  добиваясь осуществления  своих
интересов  в области частного права,  просил государственного вмешательства,
должен был винить другую сторону в совершении уголов-но  наказуемого деяния.
Общественное мнение  осуждало  такой  способ  действий, и тот,  кто  не  мог
доказать выдвинутое обвинение, сурово наказывался.
     485. Кодификация.  Идея "общества без  права" как будто была поставлена
под  сомнение революцией  1911  года. После провозглашения республики велась
редакционная работа по созданию кодексов; Гражданский кодекс,  включающий  и
гражданское,   и  торговое  право,  вступил  в   силу  в  1929--1931  годах.
Гражданский процессуальный  кодекс--в  1932  году. Земельный кодекс--в  1930
году. Внешне, во всяком случае, китайское  право  европеизировалось и вошло,
как это полагают многие  изучавшие  его, в семью правовых систем, основанных
на римском праве.
     486. Сохранение  традиционных идей.  Однако за  этим фасадом продолжали
существовать  традиционные понятия и, за  немногими исключениями, именно они
преобладали в реальной  действительности. Труды нескольких человек, желавших
вестернизации  своей  страны,  не  могли  немедленно  перестроить  китайское
мышление и укоренить в течение нескольких  лет  в умах юристов  и китайского
населения романскую  концепцию  права,  разрабатывавшуюся более  тысячи  лет
юристами Запада. Кодексы и законы применялись в Китае только в  той  мере, в
какой  они  отвечали  народному чувству справедливости и приличиям. Практика
игнорировала законы, как только они нарушали  традицию. В суды не обращались
потому,  что  люди  не  знали  своих  прав,  или  потому, что они  не хотели
заслужить  неодобрение  общества.  Общественные  отношения,  таким  образом,
практически   регулировались  так  же,  как  и  прежде.   Обращались  ли   в
исключительных случаях в суды? Даже в этих случаях часто получалось так, что
китайские  судьи  выносили решения по  стандартам конфуцианства, вместо того
чтобы применять нормы писаного  права:  они отказывались выселить нанимателя
из помещения, так как  он беден и ни в чем не виноват, тогда как собственник
богат  и  не  нуждается  в сданном  помещении;  они  предоставляли  отсрочку
должнику,  если он был  в трудном положении.  В  результате  принятия  новых
кодексов, как того и опасались, увеличилось число судебных процессов, и  это
казалось  китайцам  признаком   упадка.  Возврат   к  конфуцианству  казался
желательным даже самым передовым умам.
     487.    Китайская   Народная    Республика.    В   результате    победы
коммунистической партии, возглавляемой Мао Цзэдуном, Китай  с 1 октября 1949
года  стал Народной республикой. Как  и Советский Союз,  он  руководствуется
идеологией марксизма-ленинизма. Однако положение Китая глубоко отличается от
положения Советского Союза.
     Советский  Союз и страны  народной  демократии в Европе легко  пришли к
необходимости принципа законности  в переходный  период.  В этих  странах  в

Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности