Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Юриспруденция
Давид Рене - Основные правовые системы современности

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 145
Размер файла: 1048 Кб
Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»

показать  свою  значимость.  Вслед  за  Монтескье, которого  иногда  не  без
некоторого  преувеличения называют прародителем  сравнительного права, в XIX
веке  стало модным  создавать широкие историко-философские картины  развития
права,  основанные на  господствовавших тогда  представлениях  о  социальном
прогрессе  и эволюции. Для этой  цели  использовалось  право самых различных
народов.  Начав  с обычаев примитивных племен (чтобы показать  происхождение
права),  юрист с восторгом созерцал  затем право наиболее  развитых  стран в
современной цивилизации. Мэн  в Англии, Колер  в Германии -- наиболее видные
представители этого направления. Такова же  была ориентация созданной в 1831
году в Коллеж де Франс первой кафедры сравнительного права.
     Сегодня  мода на  подобные генерализации прошла. Но тем не менее вклад,
который сравнительное право может  внести  в исследования  исторического или
философского   плана,  неоспорим.   При   условии   соблюдения   необходимых
предосторожностей можно использовать данные, полученные  при наблюдении ряда
примитивных племен, чтобы попытаться установить происхождение самого права и
представлений  о нем или чтобы  углубить понимание некоторых институтов  или
правовых норм античности.  Именно так,  при помощи сравнительного права были
показаны  многие  аспекты  древнеримского  права,  древнегерманского  права,
феодального права.
     А если  говорить о философии права?  Сравнительное право показывает нам
множество  правопониманий.   Оно  знакомит   нас  с  обществами,  в  которых
отсутствует  наше  понимание  права; с  обществами, в  которых  право  тесно
связано  с  религией и  составляет ее  сокровенную часть.  История философии
права  может,  конечно, ограничиться  описанием взглядов и  представлений  о
природе   и   роли  права,   существовавших   в  каком-либо  одном   секторе
человечества.  Однако философия требует универсализма; нет нужды говорить об
убожестве и узости философии права, которая базировалась бы лишь на изучении
своего  национального  права.  Сравнительное   право,  совершенно  очевидно,
способствует тому, чтобы преодолевать такие барьеры.
     Для  общей   теории  права  сравнительное   изучение   права  не  менее
благотворно.  Историческое происхождение наших классификаций,  относительный
характер наших  концепций, социальная или политическая обусловленность наших
институций могут быть  выявлены  с полной  ясностью  только тогда,  когда мы
посмотрим на них со стороны, выйдем из рамок собственной правовой системы.
     Обратимся к традиционным для  нас различиям  между  публичным и частным
правом, гражданским и торговым правом, императивной  нормой и диспозитивной,
между  законом  и регламентом,  вещными правами  и правом обязательственным,
между движимостью и недвижимостью. Тот, кто изучал только французское право,
считает эти  противопоставления  само собой  разумеющимися  и  необходимыми.
Сравнительное право показывает, однако,  что они  приняты далеко не повсюду,
что  в некоторых  странах они  теряют значение или от них вообще отказались.
Это  наводит  нас на необходимость  по-иному взглянуть  на данные категории,
осмыслить их действительное значение в нашем современном национальном праве.
     То же самое  можно сказать  и о наших  правовых понятиях и  концепциях.
Сравнительное  право  способствует  отказу  от  тенденции  приписывать  этим
концепциям обязательный всеобщий характер. А ведь в истории  ряда стран было
немало  ситуаций,  когда  интересы,  которым  должно  было  служить   право,
приносились в жертву логическим схемам.
     То  же самое можно сказать  и  об источниках права и его методах. Общая
теория  в  изложении французских цивилистов восхваляет кодификацию и  закон,
она представляет их как прогрессивный способ, которым следует выражать нормы
права в демократическом государстве, и  видит в судебной практике и доктрине
лишь  средства,  служащие  для применения  закона  или его  комментирования.
Сравнительное  право  раскрывает предвзятость  и  известную  гиперболичность
такого  анализа:  оно показывает  нам, что другие страны, которые мы считаем
демократическими,  придерживаются  совсем   иных  формул,   отказываются  от
кодификации  и выступают против  опасного, по их мнению,  преувеличения роли
закона.  Сравнительное право  позволяет нам  узнать, что в некоторых  других
странах  наши  правовые  институты,  достоинство  которых  мы  подчеркиваем,
оцениваются как ложно  демократические и фарисейские формулы.  Поиск  истины
выигрывает  от  размышлений  над  данными, поставляемыми  нам  сравнительным
правом.
     5. Лучшее знание и совершенствование национального права. Сравнительное
право полезно для того, чтобы лучше знать наше национальное право и улучшать
его.
     Законодатель  во  все   времена   в   своей  деятельности   использовал
сравнительное право.  Не случайно в  прошлом веке  говорили о  сравнительном
законодательстве. Заботой  тех,  кто создал  в 1869 году во Франции Общество
сравнительного   законодательства,  тех  университетов,  которые  образовали
кафедры  сравнительного  законодательства,  было  изучение  новых  кодексов,
принятых  в  различных  странах,  с  тем  чтобы  составить  представление  о
различиях,  которые имелись в них по  сравнению с  французскими кодексами, и
подсказать  законодателю необходимость тех или  иных изменений.  Фактически,
поскольку  сходные   условия   порождали  сходные  требования  и  установки,
законодательство  в  странах  Европы  в течение века развивалось  достаточно
сходным,  идентичным  образом.  Если мы рассмотрим торговое право, уголовное
право,  трудовое право и право социального  обеспечения  или  даже  семейное
право,   процессуальное   право   и   право   административное,  мы   сможем
констатировать сходство многочисленных законодательных тенденций, совпадение
не  только  в крупных вопросах,  но  и в  юридических частностях. В  течение
двадцати,  десяти лет и даже в более сжатые сроки реформа,  осуществленная в
какой-либо стране  и доказавшая свою целесообразность, повторялась  в других
странах с некоторыми  модификациями, учитывавшими специфические условия этих
стран  или  направленными на исправление выявившихся пробелов и  недостатков
первого законодательного решения.  Английские положения о чеках, бельгийский
закон  об  отсрочке исполнения наказания,  немецкая  компания с ограниченной
ответственностью  -- вот лишь немногие широко известные примеры  институтов,
заимствованных Францией  из законов  других  стран. Обращение законодателя к
помощи сравнительного права может только  расширяться в наше время, когда от
права  ждут  не   только  обеспечения  стабильности  правопорядка,  а  хотят
посредством новых законов более или менее радикально преобразовать общество.
     Не  только  законодатель  имеет возможность  использовать сравнительное
право  для  совершенствования  национального  права.  Такая  же  возможность
открыта  доктрине и судебной  практике. Закон имеет  национальный  характер.
Само же право, однако, не тождественно закону. Правовая наука по самой своей
природе  носит  транснациональный  характер.  То,  что  издано,  написано  и
применено  в  другой стране с той же структурой и теми же традициями,  что и
наша, может  оказать влияние на способы толкования права в  нашей стране,  а
иногда  и  привести  к  обновлению   применения  законов  без  вмешательства
законодателя.   Здесь  можно   дать  множество   примеров.   Очевидно,   что

Страницы: « 1  2   3   4   5   6   7   8   9   10   11  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Давид Рене, Основные правовые системы современности