|
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 97 Размер файла: 708 Кб Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» организация, ведущая работы по аэронавтике и космонавтике с центральным
аппаратом в Вашингтоне. Тогда она вела работы через свои организации -
центры Джонсона, Маршала, Кеннеди, Годдарда и другие. Эта поездка была
интересна мне не только потому, что можно было своими глазами увидеть
развернутые тогда работы по проекту "Аполлон", но и сама по себе. Она
позволяла мне познакомиться с интересной для меня страной, с ее людьми.
Ехать как будто должны были либо Елисеев с Береговым, либо Елисеев с
Шаталовым. Но ко времени поездки Елисеев с Шаталовым начали проходить
подготовку к аттракциону "Трое под куполом цирка, или тройной полет". До
того осуществлялись, так сказать, одиночные полеты на первых "Востоках",
"Восходах" и "Союзах", потом двойные полеты на "Востоках" и "Союзах". Ясно
было, что рано или поздно гениальные и девственно чистые начальственные
головы сгенерируют идею тройного полета, то есть одновременного полета трех
кораблей по одной орбите со сближением и стыковкой. Было в этой идее что-то
неприличное, болезненное (два стыкующихся корабля еще куда ни шло, но три -
это уже походило на нечто скуратовско-ельцинско-строевское!). Я так и
остался в неведении, кто же выдвинул столь "смелую и оригинальную" идею.
Докапываться опасался: можно было прийти к шокирующим результатам. А вдруг
Устинов - все-таки союзник, жалко было бы разочаровываться. Этот цирк вместо
успеха принес позорный провал: в процессе сближения двух кораблей (третий
находился поблизости) отказала система определения параметров относительного
сближения, автоматическое сближение пройти не могло, а к ручному с
расстояния больше 200-300 метров космонавты не были подготовлены. В
перепалке космонавтов в момент попыток сближения при ручном управлении
использовалась в основном неформальная лексика ("Да ты куда? М...! Вправо!
Е...! Тормози!.. Влево, влево давай!..). И все. Это происходило, можно
сказать, на глазах всего мира: американцы всегда в то время прослушивали
наши разговоры "земля - борт" и, скорее всего, результаты подслушивания
публиковали в печати. Но так или иначе этот полет задержал Елисеева и
Шаталова, а мне и Береговому выпала возможность путешествовать по
Соединенным Штатам в течение примерно двух недель.
...Длинный перелет над океаном, пустынные области Северо-Восточной
Канады. Подлетаем к Монреалю - нас не принимают: погода плохая. А в
Нью-Йорк, как нам объяснили, лететь нельзя: если сразу полетим на Нью-Йорк,
то запаса бензина перед аэропортом останется на час полета, а требуется
минимум на два: часты большие очереди на посадку (и у них есть очереди!).
Пришлось возвращаться назад и заправляться в Галифаксе.
Во второй половине дня сели наконец в Нью-Йорке. В аэропорту нас встретил
Фрэнк Борман - командир "Аполлона-8", первого корабля, совершившего полет на
орбиту спутника Луны. Он должен был сопровождать нас до Хьюстона, где и
передать в руки других космонавтов (американцы говорят "астронавты", но по
мне, наше название более правильное: до звезд нам еще далеко, а космос, он
тут рядом: начинается с высоты 200 километров).
Борман, как мне тогда казалось, подумывал о политической карьере, и ему
важна была не только известность сама по себе, но и создание в глазах
возможных избирателей определенного политического образа. Можно было
представить этот образ таким: "Мне удалось с Луны увидеть Землю такой, какая
она есть на самом деле: маленькой, по существу, планетой. На такой планете,
при наличии у противостоящих сторон ракет и водородных бомб, воевать нельзя.
Поэтому важно налаживать взаимопонимание, доверие и сотрудничество между
странами мира, и, главное, между Россией и США. И мне (Борману) это удается,
уже налаживаются контакты, нам начинают доверять..." Мне кажется, именно
этим объясняется его инициатива в организации его поездки в СССР и в
организации нашей поездки в Соединенные Штаты. И он считал важным
продолжение таких контактов. По-моему, это была хорошая инициатива и
правильная политика.
И правительство США активно поддержало эту инициативу - фактически нашу
поездку организовал и обеспечил Госдепартамент США. Заместитель начальника
протокольного отдела Госдепартамента Билл Кодус сопровождал нас в поездке по
Штатам вместе со своими сотрудниками и целым отрядом офицеров безопасности
(восемь человек!). Представители нашего посольства уверяли, что это
необходимо в стране "решительных, вспыльчивых и вооруженных" людей! Меня же
интересовала жизнь обычных американцев. Тогда невозможно было представить,
как быстро мы можем догнать и перегнать их по "решительности",
"вооруженности" и разгулу грабежей, рэкетиров и киллеров.
На следующий день мы полетели в Вашингтон на прием к Никсону. Президент
выглядел уже несколько усталым, хотя полдень еще не миновал.
Фотографирование, общий разговор: он высоко оценивает советские успехи в
космосе, рад приветствовать советских космонавтов, говорит о важности
контактов и взаимопонимания. Не шибко интеллектуальный разговор.
Сразу же после приема мы вылетели в Хьюстон, и вечером уже состоялась
встреча с американскими космонавтами, где царила атмосфера дружелюбия,
взаимного любопытства, подтрунивания над зажимом американских
ученых-космонавтов: зачем-то их стали обучать летать на самолетах, хотя
ясно, что полет на космическом корабле, управление кораблем, а главное, сам
характер исследовательской работы в космосе практически не имеют ничего
общего с профессией летчика. Они отшучивались, говоря, что все-таки это
приятно - научиться водить самолет так же, как автомашину.
На следующее утро в Хьюстоне начался осмотр Центра пилотируемых полетов.
Центр занимается проектной разработкой космических кораблей и наиболее
важных проблем, выдает промышленным фирмам технические исходные данные на
отдельные космические корабли и оборудование, ведет экспериментальные
работы, обеспечивает подготовку наземной и бортовой команды корабля к
управлению в полете, участвует в подготовке корабля к старту на космодроме и
обеспечивает управление кораблем из своего Центра управления,
располагающегося здесь же. То, что люди, создающие проект корабля, участвуют
в работе до конца и обеспечивают с Земли управление кораблем в полете, что
нет разрыва ответственности между замыслом и окончанием работы
(осуществлением полета), что персонал по подготовке космонавтов и сами
космонавты являются также работниками Центра (так же как в авиационных КБ,
где летчики-испытатели являются служащими соответствующего КБ), ведущего
разработку кораблей (и, следовательно, нет никаких трений между создателями
кораблей и ведомством, отвечающим за подготовку экипажей, и соответственно
нет нестыковки в работе), - эти факторы организации космических работ в США
являются, безусловно, положительными.
Для нашей космонавтики это больной вопрос. До сих пор Центр подготовки
космонавтов находится в ведомстве ВВС, что создает определенные трудности
при подготовке и проведении полетов. Не говоря уже о том, что весьма
неприглядно, даже и подозрительно, на взгляд со стороны, выглядит подготовка
Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |