Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Феоктистов Константи - Траектория жизни

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 97
Размер файла: 708 Кб
Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»

Последние годы он работал в области теории происхождения Солнечной  системы.
Он участвовал в обработке лунных образцов: они могли  представлять  ценность
именно для исследователей происхождения Солнечной системы и  планетной  пары
Земля-Луна. С ним у меня произошел достаточно  бесплодный  спор  по  вопросу
теории  происхождения  Луны.  Он  считал,  что  Луна  и  Земля  образовались
совершенно независимо друг от друга и лишь  потом  оказались  рядом  (разная
плотность,  разное  строение).  Мне  трудно  с  этим  согласиться.  Логичнее
предположить их независимую конденсацию из одного пылевого облака,  так  как
иначе трудно представить себе механизм появления такой двойной планеты,  как
Земля-Луна. Спор завершил Юри, сказав, что, конечно, доказательств в  пользу
той или иной теории сейчас ни у кого нет, в том числе и у него.
   Джин  Сернан,  космонавт,  летавший  ранее  на   кораблях   "Джемини"   и
"Аполлон-10",  а  потом  участвовавший  в  последнем  полете  на   Луну   на
"Аполлоне-17", подвижный, остроумный парень, познакомил нас  в  Сан-Диего  с
семьей своего приятеля инженера и тогда  одного  из  руководителей  компании
"Райан   Эйркрафт"   Д.   Джеймисона.   Джеймисон    привлекал    и    своей
жизнерадостностью,  и  изобретательностью.  Он   с   большим   удовольствием
демонстрировал свои изобретения - от  авторучки,  которая  пишет  только  на
специальной бумаге (чтобы, как он  утверждал,  вытеснить  неудобные  тушь  и
рейсфедер из обихода конструкторов), и машинки для чистки зубов  без  зубной
щетки (струей воды) до  самолетов  и  различных  авиационных  устройств  (он
прокрутил нам небольшой фильм о работах фирмы). Кстати, именно он вел работы
по варианту системы  приземления  корабля  "Аполлон"  с  использованием  так
называемого "крыла  Рогалло",  которое  должно  было  заменить  парашюты  на
последнем участке полета и позволить за счет планирования выбирать место для
приземления. Однако из-за неудач при экспериментальной отработке этой  схемы
от нее отказались, и финансирование этого направления  было  прекращено.  Но
еще большее впечатление, чем сам Джеймисон, на нас с Береговым произвела его
дочь Джейн, очень красивая, сдержанная и изящная (я-то путешествовал один, а
вот мой товарищ - с женой и сыном.)
   В понедельник выехали в Лос-Анджелес. Береговой должен был посетить завод
"Норт Американ Рокуэлл", а я - Лабораторию реактивного движения (это один из
центров НАСА). Доктор Билл  Пикеринг,  седой  пожилой  человек  с  несколько
усталым  лицом  -  руководитель  центра,  рассказал  мне  о  задачах  и   об
организации  работы.  Лаборатория  реактивного  движения  занималась   тогда
автоматическими аппаратами типа "Сервейер", "Маринер", вела  проектирование,
заказывала разработку узлов и агрегатов промышленным фирмам (по  договорам),
проводила сборку и основные испытания аппаратов (тепловые, на герметичность,
на прочность, электрические). После старта с мыса Кеннеди управление полетом
автоматических  аппаратов  также  осуществлялось  из  этого  же   центра   в
Лос-Анджелесе, по той же схеме, что и в Хьюстоне. И так же, как в  Хьюстоне,
в  одном  месте  концентрировались  проектирование,  финансирование  смежных
организаций, основные испытания, подготовка к полету и управление полетом. В
Лаборатории  реактивного  движения  я  осмотрел   большую   термобарокамеру,
предназначенную для проведения комплексных тепловых  испытаний  аппаратов  в
условиях вакуума и солнечного освещения, побывал  в  испытательном  корпусе,
музее и Центре управления полетом.
   В беседе Пикеринг  рассказал  о  новых  данных  по  исследованиям  Марса,
полученных в том же 1969 году с помощью аппаратов "Маринер-6" и "Mаринер-7".
Подтвердилось, что давление атмосферы у поверхности этой планеты  около  5-7
миллибар, то есть подтвердились данные, полученные в  предыдущем  полете,  -
это существенно, так как некоторые наши специалисты (например,  В.И.  Мороз)
называли тогда слишком большой диапазон возможных давлений у  поверхности  -
от 5 до 20 миллибар. Атмосфера Марса почти целиком  состоит  из  углекислого
газа. Поверхность напоминает лунную - изрыта большими и  мелкими  кратерами,
лишь одно место является исключением. Это так называемая "долина Хэлас", где
почему-то нет кратеров: ровная поверхность.
   Удалось договориться с организаторами поездки о замене ленча на посещение
завода фирмы "Норт Американ Рокуэлл". На заводе мне  показали  цеха  сборки,
электрических испытаний и музей возвратившихся спускаемых аппаратов  корабля
"Аполлон". В цехе сборки царила атмосфера приборного производства - чистота,
отсутствие пыли, помещение герметичное, с искусственным  кондиционированием,
на входе фильтр-шлюз, где входящего "обувают" и  заставляют  "очищаться"  от
пыли и грязи и каждый должен переодеться в чистую  производственную  одежду.
Зачем такая обстановка сверхчистоты в сборочном цехе? Может  быть,  с  целью
психологического воздействия на рабочих: ты обязан быть сверхаккуратен!
   Сборка происходила на нескольких многоэтажных стапелях. Сначала  отдельно
собирались основной отсек (спускаемый аппарат) и вспомогательный  отсек  (то
есть  приборно-агрегатный).  Приборный  отсек  -   негерметичный!   В   этом
заключается характерное отличие американских автоматических  и  пилотируемых
аппаратов - они, как правило, не  имеют  герметичных  приборных  отсеков.  И
понятно, почему  -  они  легче  и  удобнее  в  эксплуатации  (при  сборке  и
подготовке корабля или аппарата к полету), нет лишних гермовводов. Ведь если
на заключительной стадии испытаний выходил из  строя  какой-либо  элемент  в
герметичном приборном отсеке (например, в корабле  "Союз"),  то  приходилось
расстыковывать кабельную сеть, гидро- и пневмомагистрали, разбирать корабль,
вскрывать приборный  отсек.  А  затем  все  в  обратном  порядке  -  сборка,
повторные  испытания   на   герметичность   систем   (после   восстановления
магистралей), приборного отсека, прозвонка соединяемых кабелей  и  повторные
электроиспытания.
   На контрольно-испытательной станции завода располагались  четыре  стапеля
для кораблей и три пультовых (на четвертом стапеле  во  время  электрических
испытаний  трех  кораблей  мог  идти  монтаж  и  подготовка   к   испытаниям
четвертого, а у нас на заводе  был  тогда  только  один  стапель!).  Хорошее
впечатление произвела  пультовая  для  комплексных  электрических  испытаний
корабля. Идея и метод испытаний принципиально те же, что и у нас, -  сначала
автономные  испытания  приборов,  систем,  а  потом  комплексные.  Интересно
отметить, что на электрических испытаниях  в  то  время  находились  корабли
"Аполлон-14" и "Аполлон-15", которые должны были стартовать соответственно в
июле и в ноябре  1970  года.  То  есть  на  электрические  и  функциональные
испытания, отработку  схемы  данного  корабля  и  его  подготовку  к  полету
выделялось около года (с момента окончания сборки). Это, конечно,  позволяло
повысить надежность и качество подготовки.
   В  музее,  где  находятся  вернувшиеся   спускаемые   аппараты   кораблей
"Аполлон",  обращало  на  себя  внимание   состояние   внешней   поверхности
теплозащитного    покрытия.    При    транспортировке    некоторые     куски
прококсовавшегося поверхностного  слоя  отвалились,  и  было  видно,  что  в
наиболее теплонапряженных  местах  глубина  коксования  составляет  примерно
20-30 миллиметров (вход в атмосферу  со  второй  космической  скоростью  все
же!). Конструкция лобового  теплозащитного  покрытия  у  аппарата  "Аполлон"

Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Феоктистов Константи, Траектория жизни