Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Фонд БЭА - Сборник статей по современ. эк. состоянию России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 154
Размер файла: 669 Кб
Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»

результативного влияния" к 1997г. достиг бы более  заметного  положительного
значения.
   Общий вывод может состоять в том, что неблагоприятная общая экономическая
ситуация  не  оставляла  надежды  на  смягчение  ситуации  на  рынке  труда.
Одновременно и частично нейтрализующее влияние государства  на  ухудшающуюся
обстановку  использовалось  недостаточно  и  даже   сокращалось.   Одно   из
проявлений последнего - снижающаяся роль службы  занятости  как  инструмента
государственной политики.
   Вытеснение безработных и сокращение программ службы занятости в  наиболее
затруднительное положение поставило тех, у кого были наибольшие проблемы при
самостоятельном поиске рабочего места, и  кто  едва  ли  сможет  без  помощи
государства сохранить контакт с  рынком  труда.  Одно  из  наиболее  опасных
следствий  таких  процессов  -  негативные  перемены   в   продолжительности
безработицы.
   5.	Эффективная служба занятости: некоторые современные подходы
   Как уже отмечалось, потенциальные возможности службы занятости  в  России
по ряду причин недоиспользованы. Ее позитивное влияние на рынок труда даже в
условиях экономического спада может  быть  повышено.  Помимо  таких  внешних
обстоятельств,  как  ограниченное  число  имеющихся  вакансий,  ухудшающееся
финансовое  положение  Фонда  занятости,  ведущее  к   сокращению   активных
программ, имеются и другие, внутренние факторы, активизация которых позволит
мобилизовать дополнительные резервы повышения эффективности ее деятельности.
   5.1	Интеграция ядра функций службы занятости
   Один  из  наиболее  мощных  институциональных   факторов,   влияющий   на
эффективность пассивной и  активной  политики,  -  степень  интеграции  трех
ключевых функций: 1) подбор рабочего места и работника; 2) администрирование
выплат пособий  по  безработице;  3)  направление  безработных  на  активные
программы. Так как окончательная цель  всех  трех  функции  служб  занятости
состоит в том, чтобы реинтегрировать безработного в работу настолько быстро,
насколько возможно, важно принять во внимание взаимодействия между ними:
   чтобы эффективно применить тест на готовность  к  работе  и,  следовательно,
выполнить одно из ключевых предварительных условий для  возникновения  права
на пособие;
   программами  необходима,  чтобы   гарантировать,   что   безработный   может
приобретать признаки, необходимые для заполнения доступных вакансий;
   необходима, чтобы избежать долгосрочной зависимости от получения  пособия  и
участия в программах для единственной цели возобновления прав на пособие.
   Единство  трех  основных  функций   -   это   преднамеренный   отход   от
представления16, что желательно отделить принудительную функцию контроля над
пособиями от "положительных" функций -  консультирование,  помощь  в  поиске
работы и  направление  на  активные  программы.  Такое  изменение  парадигмы
основано на опыте противодействия  безработице,  которое  стало  структурной
проблемой, особенно в странах с щедрым денежным пособием.
   В  России  служба  занятости   изначально   создавалась   как   институт,
объединяющий все три основные функции. Тем  не  менее,  необходимо  еще  раз
подчеркнуть, что многие страны, ранее следовавшие путем разделения  функций,
сегодня меняют свои концепции. Данное обстоятельство существенно потому, что
в последнее время вновь начинает подниматься вопрос об ограничении  политики
на российском рынке  труда  только  выплатой  пособий  по  безработице  и  о
передаче функций по управлению выплатами пособий по  безработице  социальным
службам. Услуги,  связанные  с  посредничеством  в  трудоустройстве,  и  ряд
активных программ принято считать расходами службы занятости "на саму себя".
Поэтому  ежегодно  предпринимаются  попытки   сократить   как   расходы   на
"содержание службы занятости", так и урезать активную  часть  бюджета  фонда
занятости.  По  нашему  убеждению,  подобные  действия  являются   грубейшей
политической и экономической ошибкой.
   5.2	Политика вмешательства в течение периода безработицы
   Характер  этого  вмешательства  должен  различаться  в   начале   периода
безработицы от мер, требуемых после  многих  месяцев  безработицы.  С  одной
стороны, большая часть безработных способна в короткие сроки  найти  работу,
минуя дорогостоящие программы.  С  другой  стороны,  например,  неэффективно
направлять   квалифицированного   работника,   находящегося   в    состоянии
безработицы,  на  одну  или  две  недели  участия  в  общественных  работах.
Аналогично, едва ли после 12 месяцев безработицы курс обучения по подготовке
резюме расширит возможности занятости.
   К сожалению, опыт показывает, что выбор "какое средство в  какой  момент"
является обычно не результатом сознательного выбора политики, а  результатом
смеси установленных правил и методов, унаследованных из прошлого.
   Наиболее результативным было бы предложение интенсивной помощи  в  поиске
работы на индивидуальном уровне уже  на  ранней  стадии  безработицы.  Но  с
большими притоками в безработицу такой помощью обеспечивать всех безработных
слишком дорого. Следовательно, важно выбрать  тех  безработных,  кто  больше
всего нуждается в помощи. По этой причине многие страны  используют  сегодня
так называемое "профилирование"  искателей  работы,  чтобы  идентифицировать
находящихся в опасности стать долгосрочным безработным.
   Первая регистрация ищущих работу в службе занятости - критический  момент
в  истории   периода   безработицы.   В   России,   где   служба   занятости
рассматривается   как   универсальный   поставщик   государственных    услуг
соискателям работы, всем безработным предлагается широкий диапазон  обучения
и мер помощи в поиске работы сразу после  регистрации  в  службе  занятости.
Безработные могут пользоваться этими услугами независимо от того,  находятся
они в группе риска стать долгосрочными безработными, или нет.
   Однако раннее вмешательство как универсальную услугу в  широком  масштабе
становится  все  сложнее  реализовывать  в  условиях  высокой  и  постоянной
безработицы и из-за ограничений ресурсов. Следовательно,  всегда  существует
дилемма, в которой  необходимо  выбрать  между  меньшим  количеством  ранних
вмешательств, заканчивающихся усилением проблемы долгосрочной безработицы, с
одной стороны, и, с другой, - более  ранним  началом  вмешательств  и  более
высоким бюджетом службы занятости.  Поэтому  необходимо  решать,  во-первых,
кому из безработных нужно предложить такие услуги и,  во-вторых,  должны  ли
такие ранние вмешательства быть добровольными или обязательными  для  членов
целевых групп (правом или обязательством).  Обычно  применяются  два  метода
выбора. Выбор  может  иметь  место  или  на  основе  вопросов,  раскрывающих
специфическую характеристику безработного  человека,  или  на  основе  более
сложного подхода, который принимает во  внимание  несколько  факторов  риска
через  методы  профилирования.  Может  быть   применен   формальный   способ
профилирования, основанный на статистических методах, или менее  формальный,

Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Фонд БЭА, Сборник статей по современ. эк. состоянию России