Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гареев Махмут - Маршал Жуков

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 114
Размер файла: 819 Кб
Страницы: «« « 91   92   93   94   95   96   97   98   99  100   101   102   103   104   105   106   107   108   109  » »»

толкованиям, пересказ чужих мыслей. Он высказал мысль о повышении
требовательности и возможности дисквалификации подобных "ученых". По его
убеждению для того, чтобы отвечать своему назначению и высоким ученым званиям,
нужно вкладывать в труды свои мысли, выдвигаемые положения и выводы должны быть
продуктом своего собственного ума. Для повышения авторитета и плодотворности
военной науки он потребовал активного участия в военно-научной работе маршалов,
генералов-участников войны и в целом руководящего состава вооруженных сил. По
его указанию к Генеральному штабу были прикомандированы крупные военачальники
фронтового и армейского звена для обобщения опыта важнейших операций Великой
Отечественной войны и разработке трудов по военному искусству послевоенного
периода.
В научных исследованиях требовалось ориентироваться на перспективную
материальную базу вооруженной борьбы. Он обязывал строго относиться к сохранению
военной тайны, военно-технических секретов. Вместе с тем твердо заявил, что
никаких серьезных научных исследований не может быть, если исследователь не
обладает нужной достоверной информацией. И дал указание, чтобы исследователи
допускались не только к новейшим образцам оружия и военной техники, но и
знакомились с перспективными научно-исследовательскими и конструкторскими
работами. Жуков обратил внимание на необходимость не только выработки новых
научных идей, но и на своевременное доведение их до офицерского состава. Было
ясно, что если все засекречивать и даже по операциям прошлой войны, то нужные
знания до офицеров никогда не дойдут. Мы справедливо высказывали нарекания в
адрес зарубежных историков, но из-за закрытости наших материалов они описывали
операции наших войск по немецким источникам. К сожалению, доступ к архивным
документам даже для своих граждан, ветеранов войны до сих пор не отрегулирован.
Именно при Жукове начались разработка и издание серии книг, составляющих
"Библиотеку офицера". Министр обороны поставил задачу проводить военно-научные
конференции вооруженных сил ежегодно, а в округах и флотах -- 2 раза в год.
Большим недостатком считал Жуков чванливое отрицание так называемой буржуазной
военной науки, потребовав внимательного изучения всех достижений
военно-теоретической и военно-технической мысли за рубежом. После войны в
короткие сроки издавались на русском языке книги, публикуемые в США, Англии,
Франции и других странах, мемуары Эйзенхауэра, де Голля, Гудериана, Манштейна и
многих других иностранных авторов. Генералы, адмиралы и офицеры имели
возможность следить за всеми новинками. Все это оживило творческую мысль,
военно-научную работу, оплодотворяло подготовку военных кадров.
Большое значение Георгий Константинович придавал самообразованию офицеров. Он
был убежден, что только те знания, которые офицер добывает сам, могут быть
прочными. Очень важно получить хорошее образование, окончить академию, но еще
важнее вырабатывать у офицеров любознательность, жажду к непрерывному пополнению
своих знаний. Что толку, например, в том, что военный министр царского
правительства генерал В.А. Сухомлинов окончил академию генерального штаба, если
он сам хвастался, что за 20 лет не прочитал ни одной книги. К сожалению,
встречались такие генералы и в советское время.
Вспоминая свою военную службу, Георгий Константинович подчеркивал, как усердно и
кропотливо изучал опыт других военачальников, труды военных писателей.
В одном из своих интервью он рассказывал, что эта учеба дала ему твердые навыки
в самостоятельной работе над военно-историческими и теоретическими трудами. "В
бытность командиром полка и дивизии, -- говорил он, -- мне приходилось
самостоятельно изучать и разбирать многие операции первой мировой и гражданской
войн и полученные знания использовать при проведении занятий с командным
составом, и я также самостоятельно изучал исторические и теоретические труды
М.Н. Фрунзе, Б.М. Шапошникова, А.И. Егорова, С.С. Каменева, М.Н. Тухачевского и
многих других историков и теоретиков того времени.
Но надо прямо сказать, что сидя за партой настоящим командиром вряд ли станешь.
Только на практической работе в войсках -- на учениях, маневрах, не говоря уже о
боевых действиях, -- выковываются командирские качества: хладнокровие, воля,
мужество и смелость.
В частности, лично для меня для выработки определенных командирских качеств,
кроме систематической самостоятельной работы над вопросами теории и военной
истории, большую роль сыграло участие в оперативных играх, командно-штабных
учениях, маневрах, которые довольно часто проводились в Белорусском военном
округе под руководством А.И. Егорова, И.П. Уборевича, а также наркома обороны.
Очень многому научился, командуя в 1938 году 1-й армейской группой
советско-монгольских войск на реке Халхин-Гол.
В годы Великой Отечественной войны каждая операция, в которой мне довелось
участвовать при ее планировании и подготовке или командовать войсками, обогащала
меня, заставляла глубоко задуматься и извлекать практические уроки. От операции
к операции мы становились более зрелыми. Если, например, вспомнить, как
готовились такие крупнейшие операции, как контрнаступление под Москвой,
Сталинградом и Курском, то все они проводились в разной обстановке, с участием
различного количества войск. Но анализ показывает, как от операции к операции
совершенствовалось наше стратегическое и оперативное мастерство. Недочеты,
которые допускались в одной операции, мы старались не допускать при подготовке и
проведении другой.
Основываясь на личном опыте, я хочу порекомендовать молодым офицерам: не жалейте
сил на изучение истории как минувшей войны, так и локальных войн ... изучайте
опыт маневров, различных учений -- это вам крепко поможет в будущем. Не просто
заучивайте факты, а больше размышляйте над ними, анализируйте, оценивайте
принимаемые решения и действия войск, вырабатывайте самостоятельность мышления.
В этом смысл работы по изучению опыта прошлого. И еще один совет. Всегда и везде
тщательно и всесторонне изучайте вероятного противника, его теорию и практику,
умейте анализировать и обобщать полученные данные и делать из них правильные
выводы".
Г.К. Жуков оставил большое военно-теоретическое наследие. В 1974 г., после его
кончины, меня, как начальника военно-научного управления Генштаба включили в
состав Государственной комиссии, которая должна была отобрать и передать на
хранение в архив документы и рукописи Георгия Константиновича. Однако до нашего
прибытия еще ночью на даче у него уже побывали присланные К.У. Черненко
сотрудники общего отдела ЦК КПСС и КГБ и все, что представляло интерес для них,
увезли, но сделали это очень небрежно, прихватив и некоторые рукописи по
военному искусству, которые им не были нужны. Некоторые из них удалось разыскать
лишь в последнее время, благодаря энтузиазму генерал-полковника Горькова Ю.А. и
полковника Семина Ю.Н.
Среди военно-теоретических трудов Жукова большой интерес представляет его
доклад, сделанный в 1940 г. на тему: "Общие условия ведения современных
наступательных операций и основные принципы их построения".
Ему принадлежит ряд военно-научных трудов, разработанных в послевоенные годы.
Среди них: "Советская военная стратегия 1941--1942 годов"; "Краткий анализ
операций в Великой Отечественной войне".

Страницы: «« « 91   92   93   94   95   96   97   98   99  100   101   102   103   104   105   106   107   108   109  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гареев Махмут, Маршал Жуков