Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Горз Джозеф - Подъем затонувших кораблей

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 713 Кб
Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»

по размеру: 6 м длиной и 1,5 м шириной. Шесть таких полос, сваренных
вместе, рассчитывал он, позволят изготовить заплату достаточного размера.
  Тем временем 30 июня на место работ прибыл водолаз-профессионал Дьюк
Моррис со своим помощником Вуди Криспом. Оплата их услуг (115 дол. в день)
легла тяжким бременем на плечи Дира и Литтла.
  Первым делом Моррис решил опуститься в затопленное на 9 м машинное
отделение, чтобы осмотреть повреждения изнутри. Погрузиться ему не удалось
- на поверхности воды плавал толстый слой нефти. Совершенно случайно Дир
обнаружил, что если в воду бросить достаточное количество детергента, она
очистится от нефти, по крайней мере, на несколько часов. Восемью годами
позже этот способ оказал неоценимую помощь при ликвидации последствий
аварии "Торри кэньон".
  Моррис обследовал пробоины и принес неутешительные известия - заплату
нельзя было закрепить снаружи с помощью болтов, пропущенных через нее и
корпус, поскольку добраться изнутри к концам болтов, чтобы навернуть на
них гайки, оказалось невозможным.
  Дир оставил остальных делать шаблон из стальных труб, чтобы точно
подогнать форму заплаты к изгибу корпуса судна, а сам отправился на свой
заводик в Холланде поразмыслить над проблемой изготовления заплаты. Задача
была не из легких. Весящую 10 т заплату размером со стенку сарая
предстояло подогнать к израненному корпусу танкера, удержать ее в этом
положении, пока она не будет закреплена, а затем придать дополнительную
прочность, чтобы она могла устоять под ударами волн. Кроме того,
требовалось изобрести какой-то способ крепления заплаты к корпусу взамен
болтового.
  В конце концов Дир остановился на крепежных винтах. Их можно было ввернуть
в предварительно снабженные резьбой отверстия в корпусе, что позволяло
обойтись без гаек. Но это означало, что отверстия в корпусе и в заплате
придется просверливать, вместо того чтобы прожигать их ацетиленовым
резаком. Ну что ж, для этого подойдет Т-образное пневматическое сверло.
  А чем вворачивать винты? И тут ему пришла в голову блестящая идея
воспользоваться гаечным ключом с пневматическим приводом. Такими ключами
автомеханики заворачивают гайки на колесах автомашин. А чтобы обеспечить
надлежащую точность при сверлении отверстий, решил Дир, мы приварим с
обеих сторон того места, где будут сверлиться отверстия, гайки, расположив
их на расстоянии 20 см друг от друга. Затем в гайки ввернут стальные
штыри, которые будут торчать из корпуса подобно стальным пальцам, и по
этим штырям начнет ходить взад и вперед пневматическое сверло.
  Следующая проблема заключалась в том, как подогнать заплату, т. е. придать
ей форму, соответствующую кривизне корпуса судна. Дир решил сварить
стальные листы и прикрепить стальной трос в определенной точке на средней
линии заплаты. Когда заплату поднимут над палубой, она, естественно,
провиснет по краям под действием собственной массы. По достижении
требуемой кривизны, или провисания, к верхней стороне заплаты надо будет
приварить двутавровые балки высотой 25 см с узкими полками, чтобы
закрепить ее в этом изогнутом положении.
  Ну, а как изогнуть балки? Очень просто - для этого надо вырезать из каждой
балки небольшие клинья и начать сгибать балку, пока края выреза не
сомкнутся, после чего заварить это место.
  Так постепенно Дир дошел до последней задачи - как прикрепить заплату к
корпусу, пока она не будет прочно соединена с ним винтами. Он решил
осуществить это с помощью тросов. Их надлежало пропустить через
горизонтальные ряды отверстий поверх и снизу поврежденного участка
корпуса, затем через (сверху) заплату или поперек (снизу) и наконец
закрепить за палубные скобы. Завершив эту операцию, можно было бы ввернуть
крепежные винты, откачать воду и судно бы всплыло. В теории.
  18 июля водолаз Дьюк Моррис начал проделывать ацетиленовым резаком
отверстия в корпусе, через которые будут пропускаться тросы. Остальные
спустили по борту сваренный из труб шаблон, и тут выяснилось, что длина
поврежденного участка составляет 12, а не 9 м. Пришлось раздобыть
недостающие стальные листы. Наконец заплата была готова. Изогнули и
двутавровые балки, которые должны были удерживать ее в выгнутом положении.
Один край заплаты прижали грудой толстых труб к переборке рубки и,
прикрепив другой к палубе тремя массивными болтами, приподняли ее с
помощью крюка грузовой стрелы. Тросом и цепью заплату стянули поперек,
чтобы не позволить ей чересчур сильно выгнуться.
  В пятницу на борту "Африкен куин" остались только Дир и аквалангист
Симмонс, все остальные отправились на берег. До полуночи они приварили к
заплате четыре изогнутые балки и улеглись спать. К утру разразился
жестокий шторм. Огромные волны начали захлестывать палубу и закрепленную
на ней заплату, ударяя 10-тонным стальным листом о палубу. Три болта,
удерживавших нижний край заплаты, сорвались, грузовой крюк начал
распрямляться. Потребовалось всего несколько минут, чтобы заплата и балки
распрямились почти полностью.
  Каким-то образом Диру и Симмонсу удалось, невзирая на шторм, закрепить
заплату еще одним тросом и тем самым не дать ей свалиться за борт. Чтобы
проделать эту операцию, Диру, бывшему верхолазу, пришлось в промежуток
между волнами пробежать по наклонно расположенной заплате, броситься на
колени у самого ее края, просунуть руку под заплату и пропустить трос
через скобу, а затем успеть добежать назад, прежде чем очередная волна
обрушилась на палубу.
  К следующей среде собравшаяся в полном составе команда выгнула четыре
распрямившиеся балки и поставила их на место вместе с остальными 16. В
качестве дополнительного подкрепления к верхнему и нижнему краям заплаты
приварили куски рельсов. Заплату подняли, заварили внутренние швы
испустили на предназначенное ей место. Система тросов надежно прижала ее к
борту, и Моррис с Симмонсом начали вворачивать крепежные винты.
  Затем Дир принялся готовить насосы к той нелегкой работе, которую им
предстояло выполнить, после того как заплата будет окончательно
закреплена. Нужно было откачать воду из 14 грузовых танков и машинного
отделения, а в них ее было в общей сложности более 49 тыс. м3. Кроме того,
Дир проложил кабели для двух генераторов, один из которых должен был
подавать электроэнергию к насосам, а другой - к компрессору,
предназначавшемуся для продувки неповрежденных цистерн с целью увеличения
плавучести танкеров. Другие члены спасательной команды занялись
утомительным делом герметизации люков, вентиляторов, иллюминаторов и
дверей. Оказалось, что диски от дисковой бороны являются идеальным
материалом для заделки иллюминаторов.
  На второй неделе сентября отлетевшая металлическая крышка напорной трубы
уложила Дира в больницу. Он как раз пытался приварить ее, когда его

Страницы: «« « 7   8   9   10   11   12   13   14   15  16   17   18   19   20   21   22   23   24   25  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Горз Джозеф, Подъем затонувших кораблей