Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 242   243   244   245   246   247   248   249   250  251   252   253   254   255   256   257   258   259   260  » »»

страны.

В 1261 г. в Сарае усилиями Александра Невского и монгольских ханов Берке и
Мэнгу-Тимура было открыто подворье православного епископа. Он не
подвергался никаким гонениям; считалось, что епископ Сарский является
представителем интересов Руси и всех русских людей при дворе великого хана.
Если на Руси начиналась княжеская усобица, хан присылал сарского епископа с
татарским беком (обязательно христианином), и они решали спорные вопросы на
княжеских съездах. Если кто-то не считался с принятым решением и пытался
продолжать удельную войну, его принуждали к миру с помощью татарской
конницы.

Опираясь на союз с Берке, Александр решил не только остановить движение
немцев на Русь, но и подорвать самую его возможность. Он заключил с
литовским князем Миндовгом, своим ровесником, союз, направленный против
крестоносцев. Как правителя Миндовга отличали хитрость и изворотливость. В
1250 г. он принял католичество, но "крещение его льстиво бысть", - говорит
летописец. Через 10 лет Миндовг отказался от насильно навязанной ему
религии и стал злейшим врагом крестоносцев и католиков.

Александр Ярославич находился на пороге своей второй, не менее
значительной, чем в случае с Ордой, дипломатической победы. Но в 1263 г., в
разгар подготовки совместного похода против Ливонского ордена, возвращаясь
из очередной поездки в Орду, князь скончался. Можно предположить, что
Александр Ярославич умер, выражаясь современным языком, от стресса.
Действительно, столь сложные дипломатические акции, блестящие победы,
борьба с соотечественниками требовали слишком большого нервного напряжения,
которое не каждому по силам. Однако кажется странным то, что вскоре умер и
Миндовг. Невольно напрашивается мысль, что причиной смерти князя Александра
был не стресс; скорее, в смерти Александра и Миндовга следует видеть усилия
немецких сторонников, действовавших на Руси и в Литве.

В условиях, когда среди русских западников находились люди, которых можно
было купить и использовать в борьбе против Отечества, надежный союзник на
Волге был вдвойне необходим русским княжествам. В 1268 г., через шесть лет
после смерти Александра, новгородцы пошли на принадлежавшую датчанам
крепость Раковор (современный город Раквере недалеко от Таллинна). По
дороге на новгородские полки напали немцы, и произошла жуткая сеча -
Раковорская битва. Новгородцы одолели союзные войска немцев и датчан. Те,
недолго думая, призвали большое количество воинов и рыцарей из Западной
Европы, для того чтобы, перейдя реку Нарову, захватить Новгород. Но тут в
Новгород, согласно договору с Ордой, явился татарский отряд в 500
всадников. Немцы, даже не зная точно размеров этого отряда, тотчас же
"замиришася по всей воле новгородской, зело бо бояхуся имени татарского".
Новгород и Псков уцелели.

Как видим, положительные стороны союза с Ордой проявлялись и после смерти
Александра Ярославича. Там, где вступали в дело татарские войска,
крестоносный натиск быстро останавливался. Таким образом, за налог, который
Александр Невский обязался выплачивать в Сарай - столицу нового государства
на Волге, - Русь получила надежную и крепкую армию, отстоявшую не только
Новгород с Псковом. Ведь точно так же благодаря татарам в 70-е годы XIII в.
сохранил независимость Смоленск, находившийся под угрозой захвата
литовцами. Смоляне в 1274 г. предложили своему князю добровольно
подчиниться Орде, и поскольку Смоленск стал находиться под защитой татар,
литовцы не рискнули его штурмовать. Так союз с Ордой во второй половине
XIII в. принес Северо-Восточной Руси вожделенный покой и твердый порядок.

Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили
свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность.
Например, после победы в Орде мусульманской партии в лице Берке никто не
требовал от русских обращения в ислам. Одно это показывает, что Русь была
не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану,
выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было
нужно.

Какова же этническая интерпретация этих грандиозных событий XIII в.? Мы уже
упоминали, что в XI - начале XIII в. Русская земля представляла собой
единый суперэтнос. Но с падением пассионарности в XIII в. единство
оказалось утраченным. Отдельные подсистемы ослабевшего суперэтноса вошли в
состав более молодых этнических миров. Так, Северо-Восточная Русь вошла в
монгольский суперэтнос. Именно поэтому преемники Батыя - ханы-немусульмане,
а потом и ханы-мусульмане, типа Берке, - заняли место византийских
императоров в иерархии русских геополитических представлений. Ранее на Руси
считалось, что существует лишь один царь - басилевс в Константинополе. В
Русской земле правили князья - самостоятельные властители, но вторые лица в
иерархии государственности. После взятия крестоносцами Константинополя
(1204) и крушения власти византийских императоров титулом "царь" на Руси
стали величать ханов Золотой Орды. Их так и называли: "добрый царь"
Джанибек или "суровый царь" Узбек.

Те русские княжества, которые отказались от союза с татарами, были
захвачены частично Литвой, частично Польшей, и судьба их была очень
печальной. В рамках западноевропейского суперэтноса русичей ждала участь
людей второго сорта.

Таким образом, вошедшая в фазу обскурации Русская земля была разорвана
надвое могучими силами пассионарности Запада и Востока. При этом, с точки
зрения этнической истории, крайне важен ответ на вопрос: какую Русь
представлял Александр Ярославич Невский? Был ли он последним крупным
удельным князем Древней Руси или же первым князем будущей Великороссии?
Можно ли его поставить в один ряд с Владимиром Мономахом или следует
сравнить с Дмитрием Донским?

Полагаю, что князь Александр, так же как его соратники, принадлежал к
поколению новых людей, поднявших Русь на недосягаемую высоту. Для такого
вывода есть весомые основания. Жертвенное поведение Александра Ярославича и
его соратников слишком разительно отличается от нравов древнерусских
удельных князей. Сформулированная Александром доминанта поведения -
альтруистический патриотизм - на несколько столетий вперед определила

Страницы: «« « 242   243   244   245   246   247   248   249   250  251   252   253   254   255   256   257   258   259   260  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды