Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 251   252   253   254   255   256   257   258   259  260   261   262   263   264   265   266   267   268   269  » »»

популярности на Руси, и Москва была категорически против литовской
политики. К тому же Ольгерду приходилось считаться с тем, что большинство
населения разбухшей от завоеваний Литвы составляли православные русские.
Поэтому, чтобы обеспечить их если не преданность, то лояльность и ослабить
влияние московского митрополита, Ольгерд попытался установить в Киеве
особую митрополию, которой подчинялись бы православные русские.

Митрополит Алексей вполне оценил опасность, таящуюся в плане Ольгерда для
власти Москвы и для судьбы Руси. К счастью, вопрос об учреждении новой
митрополии мог быть решен только в Константинополе. В Константинополе же
Палеологов сменил Иоанн Кантакузин - полководец, ставший императором.
Кантакузин, видя гибель ромейской державы, использовал помощь османского
султана Урхана, одержал победу над Палеологами и занял Константинополь.
Поскольку идейную поддержку Кантакузину оказали афонские монахи -
противники западников-Палеологов, - с его приходом к власти было
восстановлено каноническое православие и пресечены все попытки заключения
унии с Римом.

Естественно, что политика Кантакузина, опиравшегося на дружбу с турками и
отказавшегося от услуг рыцарей из Франции, Италии и Сицилии,
квалифицировалась западноевропейцами и их греческими друзьями как
государственная измена. Такая точка зрения из французских и немецких
сочинений перекочевала и в русскую либеральную историографию XIX в., хотя,
по справедливости, эта точка зрения должна быть признана, по крайней мере,
однобокой. Ведь в действительности Кантакузин оказал огромную услугу
митрополиту Алексею в сохранении церковного единства Руси. Император и
поставленный им патриарх Филофей Коккин выступили против разделения русской
митрополии на восточную и западную. Опираясь на поддержку императора и
патриарха, митрополит Алексей сумел, будучи в Константинополе, добиться от
патриархии отказа Ольгерду. Через некоторое время Кантакузин, покинутый
своими сторонниками, отрекся от престола и ушел на Афон, где окончил свои
дни монахом и духовным писателем. Палеологи вернулись к власти, но русская
митрополия осталась единой.

Однако далеко не все на Руси поддерживали антилитовскую, а значит, и
антизападническую политику Москвы. За Ольгерда стояли противники Москвы -
суздальские князья; имелась мощная партия сторонников Литвы и в Новгороде.
Точно так же две партии, как мы помним, сложились и в двух частях бывшей
Золотой Орды: западническую возглавлял темник Мамай, а партию сторонников
Московской Руси - хан Тохтамыш.

Тохтамыш был сыном эмира Мангышлака, убитого правителем Белой Орды
Урус-ханом. Но эмиры и беки Белой Орды не захотели подчиняться наследникам
Урус-хана, людям ничтожным, глупым, пьющим и ленивым. Недолго думая они
призвали Тохтамыша, сына жертвы Урус-хана. Началась внутренняя усобица,
вылившаяся в военные действия. Тохтамыш проиграл решающий бой, спасаясь,
бросился в Сырдарью, под градом стрел, раненый, переплыл реку и выбрался на
другой берег. Там его подобрали люди Железного Хромца - Тимура. Тохтамыша
накормили, перевязали рану, одели, а потом представили самому Тимуру. Тимур
сказал: "Ты, видимо, мужественный человек; иди, возвращай себе свое
ханство, и ты будешь моим другом и союзником". Тохтамыш вернулся с войсками
Тимура и овладел Белой Ордой, а Синюю получил по праву наследования. После
этого он двинулся на запад, чтобы изгнать из Причерноморья узурпатора
Мамая.

Мамай прекрасно понимал грозящую ему опасность. Для того чтобы собрать
достаточное количество людей (волжские татары неохотно служили Мамаю, и в
его войске их было немного), Мамай привлек ясов, касогов, крымских
караимов. На содержание такого войска нужны были деньги, и немалые. У
самого Мамая денег не было, а получить финансовую помощь Мамай мог лишь от
своих друзей - генуэзцев. Те обещали помочь, но потребовали взамен
концессии для добычи мехов и торговли на севере Руси, в районе Великого
Устюга. Мамай попытался договориться с князем Дмитрием Московским и
некоторыми русскими боярами о том, что за предоставление концессий он
поможет устройству их личных дел, а молодому князю Дмитрию даст ярлык на
великое княжение.

Если бы Дмитрий согласился на эту сделку, Московская Русь в очень короткое
время превратилась бы в торговую колонию генуэзцев. И хотя многим в Москве
предложение показалось выгодным, свое слово сказала церковь. Преподобный
Сергий Радонежский заявил, что с латинянами никаких дел быть не может: на
Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех.
Авторитет Сергия был настолько высок, что с ним нельзя было не считаться, к
тому же его поддержал митрополит Алексей. Москва отвергла предложение
генуэзцев и тем самым продемонстрировала верность союзу с законным
наследником ханов Золотой Орды - Тохтамышем, стоявшим во главе волжских и
сибирских татар.

Мамай, рассерженный на неуступчивого московского князя, решил подавить
Москву, взыскать с Дмитрия повышенную дань и таким образом угодить своим
друзьям-генуэзцам. Для этого он вступил в союз с Ягайлой, сыном Ольгерда,
который, как и его отец, мечтал о захвате части Руси. Мамая и Ягайлу свела
вместе идея раздела Руси, при котором часть ее территории досталась бы
литовцам, а часть Мамай подчинил бы себе и создал бы на ее основе свое
новое государство.

На Руси не было общего мнения о том, какую политику проводить по отношению
к Мамаю. Одни говорили, что надо договориться с ним, договориться с
Палеологами, генуэзцами и сохранить мир: в подчинении, мол, ничего
страшного нет. Другие - их оппоненты - хорошо понимали, что за
мусульманином Мамаем стоят католики, а католики для Руси - враги.

В канун решающих событий умер старый московский митрополит Алексей, и
сторонники союза с Западом попытались воспользоваться удобной ситуацией.
Надо сказать, что молодой князь Дмитрий очень тяготился опекой митрополита
Алексея и влиянием преподобного Сергия, которому Алексей хотел передать
митрополичий престол. Дмитрий желал иметь митрополитом своего духовника
Митяя. Поскольку Сергий отказался надеть митрополичий клобук, дело
устраивалось для западников наилучшим образом: Митяй был фигурой лояльной.
По приказу князя этого человека быстро постригли в монахи, дав имя Михаил,

Страницы: «« « 251   252   253   254   255   256   257   258   259  260   261   262   263   264   265   266   267   268   269  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды