Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 362   363   364   365   366   367   368   369   370  371   372   373   374   375   376   377   378   379   380  » »»

который сразу вспомнил былую дружбу с Есугэем и обещал Тэмуджину
покровительство. Кроме того, Тэмуджин побратался с влиятельным вождем
племени джаджиратов - Джамухой-сэчэном. Имея сильных друзей, он мог больше
не опасаться тайджиутов.

У древних монголов бытовал трогательный обычай братания. Мальчики или юноши
обменивались подарками, становились андами, назваными братьями.
Побратимство считалось выше кровного родства; анды - как одна душа: никогда
не оставляя, спасают друг друга в смертельной опасности. Этот обычай
использовал Александр Невский. Побратавшись с сыном Батыя, Сартаком, он
стал как бы родственником хана и, пользуясь этим, отвел многие беды от
русской земли.

Когда Тэмуджину исполнилось 11 лет (автор "Тайной истории" для начала
повествования пользуется живой хронологией [†22]), т.е. в 1172-1173 гг., он
вместе с Джамухой играл на льду Онона, и тогда они впервые обменялись
подарками, а весной того же года поклялись друг другу в верности как анды
[†23].

Однако после этого они не встречались семь лет. За эти годы Тэмуджин успел
убить своего сводного брата Бектера, попасть в плен и убежать, жениться,
подружиться с кераитским Ванханом, приобрести собственного дружинника, и,
как видно, не только одного, потому что какие-то монгольские роды признали.
наследника Хабулхана и Есугэй-баатура своим номинальным главой. В этих
событиях имя Джамухи не фигурирует.

Наконец, в 1180 г. произошло событие, давшее начало цепной реакции,
результатом которой было возникновение монгольской империи. Само по себе
оно было заурядным: меркиты сделали набег на кочевье борджигинов и увезли с
собой молодую жену Тэмуджина Бортэ. Тэмуджин отправился к Ванхану просить
помощи, а тот посоветовал обратиться еще к Джамухе, и тот откликнулся на
призыв анды. Кераиты и джаджираты напали на меркитов, убили многих мужей,
забрали женщин в полон и освободили Борта. Эта "Троянская война" в
монгольской степи создала Тэмуджину огромный престиж, и он им немедленно
воспользовался.

И вот тут происходит нечто странное: полтора года Тэмуджин и Джамуха были
неразлучны, но в какой-то момент Джамуха произнес внешне ничего не
значившую фразу, которая насторожила Тэмуджина и особенно Бортэ, и дружба,
скрепленная кровью, испарилась за несколько минут. Эту фразу принято
называть "кочевой загадкой Джамухи" и искать в ней причины дальнейших
событий [†24], но мы здесь поставим вопрос по-другому. Откуда мы знаем о
фразе, сказанной одним другом другому без посторонних свидетелей? Из текста
"Тайной истории". Так, а откуда мог знать об этой фразе автор источника?
Только непосредственно от Тэмуджина или от жены, но тогда, значит, он был в
ставке Тэмуджина лицом, к нему приближенным. Но если так, то почему он,
вставив явно невнятный текст в строго продуманное повествование, не раскрыл
его смысл? Если это намек, то на что? Все завуалировано до такой степени,
что даже в момент произнесения слова оно оказалось непонятным Тэмуджину и
его семье, воспринявших эту фразу в подлинной интонации и на фоне известной
им обстановки.

А что, если здесь только литературный прием, часто применявшийся в древней
литературе: вкладывание мыслей автора в уста героя? Но тогда здесь в тексте
кроется политическая зашифровка, которая нарочито подана как загадка.
Подчеркнуто, что смысл не был ясен самим очевидцам, так где уж нам его
раскрыть. Важно другое: друзья, не поссорившись, разъехались, и через сутки
вокруг Тэмуджина собралось много людей, которые провозгласили его ханом.
Джамуха отнесся к этому поразительно флегматично, но когда один из
дружинников Тэмуджина застрелил его младшего брата, занимавшегося кражей
коней, то Джамуха произвел набег на Чингисхана и, казнив пленных, вернулся
домой. Все шло как будто обычным для Монголии порядком, потому что после
этого 18 лет нет никаких сведений о столкновениях между андами. Однако за
это время что-то происходило, потому что тогда вспыхнула гражданская война
среди монголов, да такая, какой до тех пор не бывало. Поэтому, прежде чем
идти дальше, попробуем прокомментировать события, описанные нами.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Сущность этого периода, умещающегося между 1180 и 1183 гг., применительно к
взаимоотношениям Джамухи с Тэмуджином состоит в переходе от разобщенности к
сближению, от сближения к дружбе, от дружбы к вражде, а затем - к
вооруженному столкновению - по крайней мере все так выглядит внешне.
Отметим еще особенность этого периода: начало целеустремленной политической
борьбы (а не межплеменной и случайной) в монгольской истории этой поры
связано с конфликтом Джамухи и Тэмуджина. Именно с конфликтом, ибо все
столкновения до него носили какой-то частный характер - даже поход на
меркитов был совершен только с целью отбить Бортэ; когда же Бортэ отбили,
Тэмуджин сказал, что достаточно преследовать меркитов - он "нашел, что
искал" [†25]; довели же дело до конца - завершили поход - тем, что
разграбили меркитов совершенно, особенно, как свидетельствуют источники,
при этом обогатился Тогрул, который сейчас же после окончания похода
откололся и пошел на реку Толу, в свой Темный бор, бывший его постоянным
местопребыванием.

Тэмуджин и Джамуха были побратимы с детства, но с тех давних лет они
надолго отошли друг от друга, так что после похода на меркитов сочли нужным
заново совершить обряд братания. Да и обращение Тэмуджина к Джамухе с
просьбой о помощи - через посредство Тогрула - говорит о том, что он не
поддерживал до этого времени со своим андой никаких отношений. Это взаимное
охлаждение - вернее, незнание, забвение друг друга - чувствуется и в резком
тоне упрека, с которым обратился Джамуха к опоздавшим к месту встречи на
три дня Тэмуджину и Тогрулу, и в том, что Джамуха, идя навстречу просьбе
своего друга детства, совсем не желал разбрасываться своими войсками -
вместо того, чтобы выступить с двумя своими тьмами (как предлагал ему
Тогрул), он, вспомнив, что "на пути" его, "вверх по Онону, есть люди,
принадлежащие к улусу анды", соображает, что "из улуса анды составится одна
тьма. Да одна тьма отсюда, всего будет две тьмы" [†26], - и выступает
именно с этими двумя тьмами, из которых только одна его. Таков отправной
пункт второго периода взаимоотношений Тэмуджина и Джамухи. Мы не знаем, что

Страницы: «« « 362   363   364   365   366   367   368   369   370  371   372   373   374   375   376   377   378   379   380  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды