Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 363   364   365   366   367   368   369   370   371  372   373   374   375   376   377   378   379   380   381  » »»

движет Джамухой в его поступках, не знаем его планов, его истинных взглядов
на происходящее. О его отношении к Тэмуджину по походу на меркитов судить
не приходится: они в сущности не знали еще друг друга. После похода
происходит нечто, по всей вероятности, не характерное для таких
объединенных походов: вместо того чтобы разойтись по своим улусам и зажить
там прежней жизнью, как это сделал, например, в рамках обычного, надо
думать, Тогрул, Джамуха и Тэмуджин заново совершают обряд братания,
остаются вместе и проводят неразлучно "в полном мире и согласии... один год
и половину другого" [†27].

Что руководило поведением Тэмуджина и Джамухи? Может быть, дружба? Однако
искренность Джамухи (и Тэмуджина тоже, разумеется) вызывает сомнение; очень
уж эта дружба похожа на закрепление того союза, который сложился между ними
в походе, союза военно-политического.

Мы не знаем, что побудило Тэмуджина и Джамуху заключить столь необычный для
того времени союз. Может быть, это действительно была только вдруг
вспыхнувшая дружеская привязанность. Но даже и в этом случае объективно,
независимо от них двоих, она являлась фактом общественного значения. Об
этом свидетельствует огромный политический резонанс, который вызвал среди
монголов разрыв Тэмуджина и Джамухи, приведший в движение всю страну.

Разрыв побратимов неожидан. Попытка выяснения его причин из рассказа
"Сокровенного сказания" не привела ни к чему конкретному. А между тем этот
момент крайне важен для понимания двух ключевых проблем истории не только
Срединной Азии, но и всего мира: 1) как и почему сложилась монгольская
империя и 2) отчего проиграли с ней войну ее кочевые соседи: найманы и
кераиты, меркиты и татары. Как мы увидим ниже, роль Джамухи тут была не
меньшей, чем роль Тэмуджина. Однако историки XX в. не ставят вопросов:
отчего? и почему? - хотя только ответы на эти вопросы делают историю
наукой. В крайне подробном и добросовестном труде [†28] Р.Груссе
ограничился пересказом источника, в котором ответа на наш вопрос нет.
Приходится искать самому. Обратимся к фактам.

В том же, 1182 г. Джамуха, получив известие об избрании Тэмуджина
Чингисханом, обратился к знатным монголам Алтану и Хучару, видя в них
главных виновников разрыва: "Зачем вы, Алтан и Хучар, разлучили нас с
андой, вмешиваясь в наши дела?" [†29] Это замечание Джамухи и вызов,
который он бросил не Чингису, а именно этим двоим, можно истолковать
по-разному. Можно предположить, что Джамуха пока еще не решался открыто
бросить вызов самому Чингису, но можно в этом же видеть и просто обиду на
людей, кознями своими приведших к разрыву между андами. Упоминание об
Алтане и Хучаре перекликается с другим сообщением "Сокровенного сказания",
где рассказывается о том, что к Тэмуджину присоединились "одним куренем -
Хучар-беки, сын Некун-тайджи; одним куренем - Алтан-отчигин, сын
Хутула-хана" [†30]. Этих людей характеризует прежде всего то, что они
пришли "одним куренем", что как бы противопоставляется возможно большему
количеству их. А если обратить внимание на то, что они - сыновья ханов, то
становится ясным смысл характеристик, который сводится к подчеркиванию
того, что они выделились из племени. Это обстоятельство имело бы небольшое
значение, если бы от него не тянулась нить дальше, приводящая к ответу на
вопрос: зачем было Алтану и Хучару "разлучать" Тэмуджина с Джамухой?

Наутро после той ночи, когда произошел инцидент между побратимами, как
описывает автор "Сокровенного сказания", к Тэмуджину подошло множество
людей. И, рассказывая об этом, автор характеризует их так же, как и Алтана
с Хучаром. Это было бы поразительным совпадением, если бы в нем не таился
более глубокий смысл. Вот что говорит автор: "... подошли следующие
племена: из Чжалаиров - три брата Тохурауны... Из племени Барулас... Из
племени Манхуд..." и т.д. То есть здесь тоже были не племена, а части их,
причем приходящие из одного племени были связаны между собой семейными
узами - отцы с сыновьями, братья. Процесс дробления племени даже не
приходится ставить под вопрос - он налицо и буквально засвидетельствован
источником, например: "Из племени Арулад выделился и пришел к своему брату,
Боорчу, младший его брат, Огеленчерби. Из племени Урянхай выделился и
пришел..." [†31] и т.д. Шли к Тэмуджину не племенами, а семьями или
куренями - военными единицами, как простые богатыри, так и аристократия.

И тогда были выдвинуты две программы, взаимно исключавшие друг друга.
Родовые старейшины хотели создать конфедерацию племен с выборным ханом. На
этот пост больше всех претендентов подходил Джамуха, опытный воин и
изворотливый политик. При победе этой программы "людям длинной воли" не
оставалось места в жизни. Поэтому последние сгруппировались вокруг
Тэмуджина, который был по существу одним из них. Как только Тэмуджин, уже
готовившийся к перевороту, откочевал от Джамухи, вокруг него образовались
дружина в 13 тыс. воинов. В 1182 г. они избрали Тэмуджина ханом под
названием Чингис, принеся ему присягу, текст которой весьма характерен:
"Когда Тэмуджин станет ханом, то мы, передовым отрядом преследуя врагов,
будем доставлять ему прекрасных дев и жен, юрты, холопов и лучших лошадей.
При облаве выделять тебе половину добычи. Если мы нарушим в дни войны твой
устав, разбросай наши черные головы по земле; если в мирное время мы
нарушим твой покой - отлучи нас от жен, детей и холопов, бросай нас в
бесхозяйной земле" [†32]. Здесь оговорен раздел добычи и степень наказаний
за нарушения дисциплины: во время войны - казнь, в мирное время ссылка.
Условия типичные для создавшейся военной организации [
Избрание Тэмуджина ханом было признано кераитами, но встретило
сопротивление в среде самих монголов, большая часть которых не примкнула к
Тэмуджину, а объединилась вокруг Джамухи. Назревший конфликт произошел
из-за убийства брата Джамухи, вздумавшего отогнать табун у чингисовцев.
Джамуха привел 30 тыс. всадников, добровольно примкнувших к нему, а
Чингисхан имел только 13 тыс. человек из разных родов и племен [†33]. В
битве при Далан-балчжутах Джамуха опрокинул войско Чингиса и запер его в
ущелье близ реки Онон [†34]. Но, верный традициям межплеменных войн, он
ограничился казнью пленных и отвел свои войска, благодаря чему Чингисхан
уцелел, получил передышку в 18 лет и усилился настолько, что война стала
необходимой.

И тут возникает вопрос: для кого? Оказывается, для всех! Для монголов,
противников Чингисхана, ибо его орда пополнялась "людьми длинной воли", у

Страницы: «« « 363   364   365   366   367   368   369   370   371  372   373   374   375   376   377   378   379   380   381  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды