Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 747   748   749   750   751   752   753   754   755  756   757   758   759   760   761   762   763   764   765  » »»

развеваемых песков неизбежно должно было отразиться на ухудшении условий жизни
и вызвать культурный спад, связанный с изоляцией отдельных племен, разобщенных
большими пространствами вновь образовавшихся пустынь.

Из создавшегося тяжелого положения население аридной зоны Евразийского
континента нашло два выхода: 1 - путем интенсификации полеводства благодаря
внедрению ирригации (Средняя Азия, бассейн Тарима и Минусинская котловина); 2
- путем экстенсификации животноводства (перегон скота со стравленных и
развеянных участков на нестравленные и неразвеянные участки степи). Это и
повело к развитию кочевого скотоводства. Увлажнение климата степи,
происходившее в I тыс. до н.э., привело к расширению пастбищных угодий и
обусловило подъем хозяйства первого кочевого народа Центральной Азии - хуннов
[VIII вв., уйгурами - в VIII-IX вв. и монгольскими племенами - в Х-XIII вв.

Первые два тысячелетия кочевая культура испытывала подъем. Технический
прогресс наблюдался во всем. Первоначальная телега на обрубках древесных
стволов, изображенная на скалах Минусинской котловины, которую могла сдвинуть
только запряжка волов, в IV в. заменилась телегой на высоких колесах, а в VII
в. вошел в употребление вьючный транспорт, что сделало кочевание более легким,
быстрым и способным форсировать горные хребты. Было усовершенствовано жилище -
юрта. Китайский поэт IX в. Бо Цзю-и посвятил восхвалению юрты два прекрасных
стихотворения, в которых он доказывает преимущества легкоотапливаемой юрты
перед деревянными дворцами китайских вельмож и тростниковыми хижинами
крестьян. В VII-IX вв. тюркская одежда перенималась и китайцами и даже
византийцами, заимствовавшими ее у хазар, так как эта одежда была наиболее
удобна, тепла и даже красива. Даже гуннские прически были в Константинополе
"криком моды".

Своей кульминации кочевая культура Евразии достигла в XIII в. Тогда
разноплеменные кочевники, объединенные кучкой монгольских богатырей и
усиленные за счет примыкавших к их войску удальцов из всех стран, осуществили
завоевание двух китайских империй - Кинь (северной) и Сун (южной), Передней
Азии и Восточной Европы. Однако в XIV в, жестокий кризис привел монгольский
улус к упадку, развалу, а затем (в 1688 г.) даже к потере самостоятельности:
монголы добровольно подчинились маньчжурскому Богдо-хану.

Одним из внутренних противоречий, вызвавших упадок кочевой культуры, был тот
же момент, который вначале обеспечил ей прогрессивное развитие: включение
кочевников в геобиоценозы аридной зоны. Численность населения у кочевников
определялась количеством пищи, т.е. скота, что в свою очередь лимитировалось
площадью пастбищных угодий. В рассматриваемый нами период население степных
пространств колебалось очень незначительно: от 300-400 тыс. в хуннское время
[+7] до 1300 тыс. человек [+8] в эпоху расцвета монгольского улуса;
впоследствии эта цифра снизилась, но точных демографических данных для
XVI-XVII вв. нет [
-=Миграции кочевников=-

Вопреки распространенному мнению кочевники куда менее склонны к переселениям,
чем земледельцы. В самом деле, земледелец при хорошем урожае получает запас
провианта на несколько лет и в весьма портативной форме,

Для кочевников все обстоит гораздо сложнее. Они имеют провиант в живом виде.
Овцы и коровы движутся медленно и должны иметь постоянное и привычное питание.
Даже простая смена подножного корма может вызвать падеж. А без скота кочевник
немедленно начинает голодать. За счет грабежа побежденной страны можно
прокормить бойцов победоносной армии, но не их семьи. Поэтому в далекие походы
хунны, тюрки и монголы жен и детей не брали. Кроме того, люди привыкают к
окружающей их природе и не стремятся сменить родину на чужбину без достаточных
оснований. Да и при необходимости переселяться они выбирают, как уже
говорилось, ландшафт, похожий на тот, который они покинули. Поэтому-то и
отказались хунны в 202 г. до н.э. от территориальных приобретений в Китае, над
армией которого они одержали победу. Мотив был сформулирован так:
"...приобретя китайские земли, хунны все равно не смогут на них жить" [+9]. И
не только в Китай, но даже в Семиречье, где хотя и степь, но система сезонного
увлажнения иная, хунны не переселялись до II в. н.э. А во II-III вв. они
покинули родину и заняли берега Хуанхэ, Или, Эмбы, Яика и Нижней Волги. Почему?

Многочисленные и не связанные между собой данные самых разнообразных
источников дают основание заключить, что III в. н.э. был весьма засушлив для
всей степной зоны Евразии. В Северном Китае переход от субтропических джунглей
хребта Циньлин до пустынь Ордоса и Гоби идет плавно. Заросли сменяются лугами,
луга - степями, степи - полупустынями, и, наконец, воцаряются барханы и утесы
Бэйшаня. При увлажнении повышенном эта система сдвигается к северу, при
пониженном - к югу, а вместе с ней передвигаются травоядные животные и их
пастухи. В Южной Сибири это же перемещение имеет обратный знак.

При достаточно подробном изучении событий на северной границе Китая, т.е. в
районе Великой стены, мы можем наметить сначала тенденцию к отходу хуннов на
север (II в. до н.э. - I в. н.э.), а потом продвижение их к. югу, особенно
усилившееся в IV в. н.э. Тогда хунны и сяньбийцы заселили северные окраин
Шэньси и Шаньси даже южнее Великой Китайской стены. Однако во влажные районы
Хунани они не проникли.

Весьма важно отметить, что первоначальное проникновение кочевников на юг в III
в. не было связано с грандиозными войнами. В Китай пришли не завоеватели, а
бедняки, просившие разрешения поселиться на берегах рек, чтобы иметь
возможность поить скот. Впоследствии завоевание северного Китая произошло, но
главным образом за счет того, что китайские землепашцы, также постепенно и
незаметно, покидали свои поля на севере и отходили на юг, где выпадало
достаточно дождей. Таким образом, кочевники занимали заброшенные поля и
превращали их в пастбища, а их вожди превратили древние столицы Китая Лоян и
Чанъань в станы своих воинов.

Но уже в середине IV в. наблюдается обратный процесс. Большая племенная группа
Теле (телеуты), в которую входили в числе других племен уйгуры, из оазисов
Ганьсу перекочевала в Джунгарию и Халху; туда же (тем же путем) в V в. пришли
древние тюрки и создали в VI в. Великий каганат, ограниченный пределами
степной зоны.

Страницы: «« « 747   748   749   750   751   752   753   754   755  756   757   758   759   760   761   762   763   764   765  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды