Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Гумилев Л.Н. - Исторические труды

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 776
Размер файла: 4526 Кб
Страницы: «« « 753   754   755   756   757   758   759   760   761  762   763   764   765   766   767   768   769   770   771  » »»

монголов были прочны представления о родовом коллективе как основе социальной
жизни, о коллективной ответственности за судьбу рода, об обязательной
взаимовыручке. Член рода всегда чувствовал поддержку своего коллектива и сам
постоянно был готов выполнить обязанности, налагаемые на него коллективом.
Эти роды охватывали население Монголии уже только в принципе. В связи с
разложением общины имелось множество людей, которых тяготила ее дисциплина, при
которой фактическая власть принадлежала старейшинам, а прочие, несмотря на любые
заслуги, должны были довольствоваться второстепенным положением. Те бахадуры,
которые не мирились с необходимость быть на последних ролях, отделялись от
общин, покидали свои курени и становились "людьми длинной воли", или "свободного
состояния" (в китайской передаче - байшень - "белотелые", т.е. "белая кость").
Судьба этих людей часто была трагична: лишенные общественной поддержки, они
принуждены были добывать себе пропитание трудоемкой лесной охотой, которая в
отличие от облавной, степной, менее прибыльна. К тому же монголы обычно не ели
перелетных птиц и лишь в крайнем случае употребляли в пищу рыбу.
Чтобы добыть конину или баранину, изгнанникам приходилось систематически
заниматься разбоем. С течением времени они стали составлять отдельные отряды для
сопротивления организованным соплеменникам и искать вождей для борьбы с родовыми
объединениями. Численность таких групп неуклонно росла. Наконец, в их среде
оказался сын погибшего племенного вождя, потерявший состояние и общественное
положение, член знатного рода Борджигинов Тэмучин, впоследствии ставший ханом с
титулом Чингис [15]. Эти события привели затем к объединению ряда монгольских и
тюркских племен в единую военную державу. Инертные, или пассивные, члены рода
подчинились "людям длинной воли".
Первыми врагами монголов оказались чжурчжэни. Первая их война (1135-1147)
окончилась победой монголов. Чжурчжэни, связанные войною с Китаем, обязались
платить дань. В 1161 г. они возобновили набеги на степь "для уменьшения рабов и
истребления людей" [16], закончившиеся в 1189 г. без реального результата. В
решающей, третьей войне (1211-1235) китайцы империи Сун выступили против
чжурчжэней как союзники монголов, однако потерпели ряд поражений, и вся тяжесть
войны легла на плечи монголов. Но после того, как монголы победили чжурчжэней,
китайцы потребовали от монголов передачи им земель, отнятых у чжурчжэней.
Попытка договориться кончилась тем, что китайцы убили монгольских послов. Это
вызвало длительную войну, осложненную для монголов тем, что их конница не могла
развернуться в джунглях Южного Китая и была бессильна против китайских
крепостей. Перелом наступил лишь в 1257 г. вследствие рейда Урянгхадая, который
с небольшим отрядом вышел через Сычуань к Индокитаю и поднял местные бирманские,
тайские и вьетнамские племена против сунцев. Так малочисленные монголы победили
огромный Китай, объединив те дальневосточные народы, которые не соглашались
стать объектом китаизации. К 1279 г. все было кончено [17]. Но кончились и
успехи монголов. За 80 лет постоянной войны погибли многие "люди длинной воли" и
их потомки. Монголия опять превратилась в нищую страну с огромным довеском в
виде Китая. Приобретение такого "довеска" не пошло на пользу монголам. Слишком
различались между собой эти две страны [18]. Хан Хубилай, основатель династии
Юань, велел засеять один из дворов своей резиденции степными травами, чтобы
отдыхать в привычной обстановке.
Китайцы долгое время не ели молочных продуктов, чтобы не походить на ненавистных
им степняков. Не произошло даже частичной ассимиляции, ибо монголо-китайские
метисы чаще всего извергались из того и другого этноса, вследствие чего гибли. А
ведь с мусульманами и с русскими монголы охотно вступали в браки. Только лиц
иудейского вероисповедания монголы чуждались больше, чем китайцев: освободив от
податей духовенство всех религий, они сделали исключение для раввинов, с которых
налог взимали [19]. Ожесточение китайцев против монголов вылилось в ряд
восстаний. Одно из них, движение "красных повязок", началось в 1351 г. с того,
что по знаку тайной организации "Белый лотос" монгольские воины, находившиеся на
постое, были зарезаны в постелях хозяевами домов [20]. Годовщина этого события
доныне отмечается китайцами как национальный праздник.
По-иному сложилась судьба западных монголов из улусов Джучи (Золотая Орда),
Чагатая и Хулагу (Иран), а также джунгарских. Тесная связь Хубилая с завоеванным
Китаем, из которого он черпал средства и силы, уже в 1259 г. вызвала раскол
среди монголов. Противники Хубилая выдвинули на пост хана его брата Ариг-бугу, а
после его гибели в 1264 г. - еще одного чингисида, Хайду, владевшего уделом в
Джунгарии. На стороне Хубилая выступали иранские монголы. Хайду, опираясь на
кочевые традиции, вел войну против восточных монголов до 1304 г. Его поддержали
также наследники Батыя, заключившие союз с русскими князьями. Александр Невский
был активным членом этого союза. Поэтому даже после его кончины, с одной
стороны, монгольская конница участвовала в отпоре ливонским рыцарям в 1269 г.
[21], с другой - ханы, сидевшие на Нижней Волге, пресекали дальнейшее вторжение
в Восточную Европу азиатских кочевников, сторонников династии Юань. Произошло
разделение монголов на восточных и западных (ойратов) [22].
Поволжские монголы-несториане в 1312 г. отказали в повиновении узурпатору хану
Узбеку, принуждавшему их принять ислам. Часть их погибла во внутренней войне
(1312-1315), а уцелевшие спаслись к единоверцам на Русь и вошли в состав
московских ратей, громивших Мамая на Куликовом поле и остановивших затем натиск
Литвы [23]. Иранские монголы приняли ислам в 1295 г. Их потомки - хезарейцы
поныне живут в Хазараджате - равнинной части Афганистана. Самая воинственная
часть монголов поселилась в Джунгарии, где создала ойратский племенной союз.
Именно ойраты приняли на себя функцию, которую ранее отчасти несли хунны, тюрки
и уйгуры, став барьером против агрессии Китая на север, и осуществляли эту роль
до 1758 г., пока маньчжуро-китайские войска династии Цинь не истребили этот
мужественный этнос.
Вернемся, однако, в Китай, где в XIV в. власть от монголов перешла к собственно
китайской династии Мин. Война за освобождение Китая от монголов тянулась с 1351
по 1368 г. Она продолжалась и после ухода последних монгольских войск за Гоби.
Новая династия Мин восприняла стародавние устремления династий Хань и Тан и в
свою очередь попыталась захватить Монголию. В 1449 г. китайцев остановили именно
ойраты, нанесшие им сокрушительное поражение при Туму, причем был взят в плен
император. Эта битва спасла и Монголию, и фактически жизнь монголов. Удачнее для
минцев оказалась агрессия на восток и юг. Ее объектами стали Корея, Тибет,
Вьетнам, Индонезия и Южные моря Малайского архипелага, где в 1405-1430 гг.
свирепствовал китайский флот. Но попытки китайцев покорить Маньчжурию оказались
безрезультатными.
В XVII в. маньчжуры сами перешли в наступление. Воспользовавшись междоусобицей в
Китае, они захватили в 1644-1647 гг. всю страну. Антиманьчжурские восстания
длились до 1683 г. Маньчжурам удалось за полвека сделать то, к чему безуспешно
стремились китайцы две тысячи лет, - объединить Восточную Азию. Но агрессия
маньчжур была политической, а не этнической. Маньчжур было мало, прирост
населения у них был невелик. Завоевав Китай, маньчжуры были вынуждены держать
там гарнизоны. Почти все их юноши служили на чужбине и не имели своих семей.
Став хозяевами Китая, богдыханы превратились в императоров династии Цин, которую

Страницы: «« « 753   754   755   756   757   758   759   760   761  762   763   764   765   766   767   768   769   770   771  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Гумилев Л.Н., Исторические труды