|
Главная - Наука - История
Хаггард Генри Райдер - Клеопатра Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 99 Размер файла: 676 Кб Страницы: «« « 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » ...кроме фараона или той, что носит корону фараона... - Царицы никогда
не правили странной от собственного имени; даже знаменитая Нефертити,
Великая жена Эхнатона, положение которой представляется совершенно
исключительным, самостоятельной властью, по-видимому, не обладала. До поры
Нового царства царицы, как правило, не принимали заметного участия в
управлении страной.
Стр. 199. ...один из... алебастровых сосудов... - Это так называемые
канопы, на крышках которых часто изображались головы четырех сыновей Хора:
павиана, шакала, сокола и человека; они считались покровителями умершего.
Стр. 200. ...в овале было начертано... - Речь идет о картушах -
рамках, в которые заключали тронные и личные имена царей. Первоначально они
были круглыми и означали Солнце; впоследствии, с удлинением царских имен,
приобрели характерную вытянутую форму. Великие царские жены в пору Нового
царства получали право на картуш вокруг имени, что знаменует, очевидно, их
возвышение.
Знание того, что картуш обрамляет имя царя, сыграло важную роль в
дешифровке египетской письменности.
Стр. 203. ...саркофаг супруги фараона... - Обычно царицы имели
собственные усыпальницы; известна, например, гробница Хетепхерес, матери
Хуфу.
Стр. 206. ...символизирует торжество сил света... - В пору Древнего
царства Большой сфинкс назывался просто Львом; Гором на горизонте его
именовали во времена Нового царства и позже.
Сфинкс с лицом царя символизировал его функцию стража храма, т.е.
жилища божества. В Поздний период Большого сфинкса считали изображением
солнечного бога.
Сетх в пору Древнего царства отнюдь не был воплощением сил тьмы и
зла - чем он стал лишь к XXVI династии. Особенно возросло почитание этого
бога при XIX династии; Сетх считался божественным покровителем этого
царского дома. Именно Сетх на одном из рельефов учит стрелять из лука
великого завоевателя Тутмоса III; Рамсес II считал его своим "отцом".
Стр. 207. ...в честь великого бога... - Большой Сфинкс изображает, по
всей видимости, царя Хафра, предшественника Менкаура на троне страны.
Хор-эм-ахет - т.е. Хор на горизонте - есть иносказательное выражение для
понятия "покойный царь": повелитель Египта был живым богом, он не умирал, а
возносился на свой горизонт (небосклон). Храм, находившийся у Большого
сфинкса, скорее всего построен после сооружения гигантской статуи, а не до
царствования Хуфу, предшественника Хафра.
Стр. 210. Сестерций - римская денежная единица; в Египте со времен
Птолемея I цари чеканили золотые статеры, серебряные тетрадрахмы и медные
оболы. Уже Птолемей Филадельф запретил употребление иностранной валюты.
Стр. 213. ...не поплывем в Киликию оправдываться... - Плутарх пишет:
"Клеопатра последовала совету Деллия и, помня о впечатлении, которое в
прежние годы производила ее красота на Цезаря и Гнея, сына Помпея,
рассчитывала легко покорить Антония. Ведь те двое знали ее совсем юной и не
искушенной в жизни, а перед Антонием она предстанет в том возрасте, когда и
красота женщины в полном расцвете, и разум ее всего острей и сильней".
Стр. 218. ...с криком "Таранис"... - Призывание бога у многих народов
служило боевым кличем.
Стр. 222. ...брошу... свой шарик... - Имеется в виду какая-то игра, -
возможно, мохен (змея), принадлежностями которой были фигурки львов и
львиц, а также белые и красные шарики.
Стр. 230. ...в одеянии римской богини... - Плутарх говорит, что
Клеопатра отправилась к Антонию в наряде Афродиты.
Стр. 232. ...ее встретил прекрасный бог... - Антоний принял прозвище
Новый Дионис и считал Вакха своим божественным покровителем.
Стр. 241. ...воин, состарившийся в походах... - Антонию в это время
было чуть больше сорока.
Стр. 254. ...гора Олимп... - Такое название носят несколько гор в
Греции, Малой Азии и на островах. Слово это, как полагают, догреческое и
значит "округлый".
Стр. 257. ...золотые купола... - Купольных перекрытий на зданиях
Александрии 1 в. до н.э., сколько известно, не строили; золотые купола -
характерная деталь городского вида времен средневековья, а не эллинизма.
Стр. 266. Божественный отец. - Быть может, Гармахис не просто величает
своего отца прозваньем божественного, а вспоминает старинный жреческий
титул, название которого переводится как "божественный отец" или "отец
божий".
Стр. 267. ...бродяги-моряки, которым Себек позволяет... - Себека
особенно чтили в Фаюме; хотя богом моря он никогда не был, да египетский
пантеон и не знал морского божества (море само по себе было богом).
Покровителем мореходов, как и всех странников, в Поздний период считался
Амон Дорожный.
Стр. 269. ...двинулась к... священному озеру... - Египетский храм имел
обычно по соседству естественный, а чаще - искусственный водоем,
именовавшийся священным озером.
Солнечная ладья. - Так называлась барка, на которой гроб переправляли
к западному берегу реки, где преимущественно и строили усыпальницы (так как
мир мертвых предполагали находящимся где-то на Западе).
...ритуал суда над мертвым... - Во время траурной процессии нередко
разыгрывалась сцена загробного суда, который вскоре ожидал покойного.
Тапе. - Город этот (а вернее - несколько столиц, располагавшихся в
этом месте, так как долгое время каждый царь строил свою собственную) носил
разные наименования; чаще всего его называют Уасет. Слово "Фивы" возникло,
видимо, как результат искажения греками египетского наименования одного из
храмовых ансамблей (либо квартала), которое напоминало название столицы
Беотии. Впервые оно встречается у Гомера. Для египтян же Фивы были Градом
Юга или даже просто - Городом.
Стр. 270. ...змея, кусающая себя за хвост... - Змея, держащая в пасти
собственный хвост, символизировала вечное восстановление мирового порядка.
...Ра, покоящийся на скарабее... - По всей видимости, изображение
Хепри, бога утреннего Солнца, катящего солнечный (а может быть, и лунный)
шар. Ра в первоначальном значении считался богом полуденного Солнца, а
богом закатного был Атум; но в поздний период они слились в единое божество
Ра - Атум - Хепри.
Нут, рождающая Ра. - Существует множество изображений, на которых
богиня неба Нут рождает диск Солнца. По другой версии мифа, Солнце
возникает из первичного водного хаоса и поднимается на первичную твердь -
священный холм Бен-Бен. Не исключено, что пирамиды были изображениями холма
Бен-Бен.
Страницы: «« « 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 » |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |