Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Хаггард Генри Райдер - Клеопатра

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 99
Размер файла: 676 Кб
Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99  »

     ...кроме фараона или той, что носит корону фараона... - Царицы  никогда
не правили  странной  от  собственного  имени;  даже  знаменитая  Нефертити,
Великая  жена  Эхнатона,   положение   которой   представляется   совершенно
исключительным, самостоятельной властью, по-видимому, не обладала.  До  поры
Нового царства  царицы,  как  правило,  не  принимали  заметного  участия  в
управлении страной.
     Стр. 199. ...один из... алебастровых сосудов... -  Это  так  называемые
канопы, на крышках которых часто изображались головы четырех  сыновей  Хора:
павиана, шакала, сокола и человека; они считались покровителями умершего.
     Стр. 200. ...в овале  было  начертано...  -  Речь  идет  о  картушах  -
рамках, в которые заключали тронные и личные имена царей. Первоначально  они
были круглыми и означали Солнце; впоследствии, с  удлинением  царских  имен,
приобрели характерную вытянутую форму. Великие царские жены  в  пору  Нового
царства получали право на картуш вокруг имени, что знаменует,  очевидно,  их
возвышение.
     Знание того, что картуш обрамляет  имя  царя,  сыграло  важную  роль  в
дешифровке египетской письменности.
     Стр.  203.  ...саркофаг  супруги  фараона...  -  Обычно  царицы   имели
собственные усыпальницы; известна,  например,  гробница  Хетепхерес,  матери
Хуфу.
     Стр. 206. ...символизирует торжество сил света...  -  В  пору  Древнего
царства Большой сфинкс  назывался  просто  Львом;  Гором  на  горизонте  его
именовали во времена Нового царства и позже.
     Сфинкс с лицом царя  символизировал  его  функцию  стража  храма,  т.е.
жилища божества. В Поздний  период  Большого  сфинкса  считали  изображением
солнечного бога.
     Сетх в пору Древнего царства отнюдь  не  был  воплощением  сил  тьмы  и
зла - чем он стал лишь к XXVI династии. Особенно  возросло  почитание  этого
бога  при  XIX  династии;  Сетх  считался  божественным  покровителем  этого
царского дома. Именно Сетх на  одном  из  рельефов  учит  стрелять  из  лука
великого завоевателя Тутмоса III; Рамсес II считал его своим "отцом".
     Стр. 207. ...в честь великого бога... - Большой Сфинкс  изображает,  по
всей видимости,  царя  Хафра,  предшественника  Менкаура  на  троне  страны.
Хор-эм-ахет - т.е. Хор на горизонте -  есть  иносказательное  выражение  для
понятия "покойный царь": повелитель Египта был живым богом, он не умирал,  а
возносился на свой  горизонт  (небосклон).  Храм,  находившийся  у  Большого
сфинкса, скорее всего построен после сооружения гигантской статуи, а  не  до
царствования Хуфу, предшественника Хафра.
     Стр. 210. Сестерций - римская денежная  единица;  в  Египте  со  времен
Птолемея I цари чеканили золотые статеры, серебряные  тетрадрахмы  и  медные
оболы. Уже Птолемей Филадельф запретил употребление иностранной валюты.
     Стр. 213. ...не поплывем в Киликию оправдываться...  -  Плутарх  пишет:
"Клеопатра последовала совету Деллия  и,  помня  о  впечатлении,  которое  в
прежние  годы  производила  ее  красота  на  Цезаря  и  Гнея,  сына  Помпея,
рассчитывала легко покорить Антония. Ведь те двое знали ее совсем юной и  не
искушенной в жизни, а перед Антонием она предстанет в том возрасте, когда  и
красота женщины в полном расцвете, и разум ее всего острей и сильней".
     Стр. 218. ...с криком "Таранис"... - Призывание бога у  многих  народов
служило боевым кличем.
     Стр. 222. ...брошу... свой шарик... - Имеется в виду какая-то  игра,  -
возможно, мохен  (змея),  принадлежностями  которой  были  фигурки  львов  и
львиц, а также белые и красные шарики.
     Стр. 230.  ...в  одеянии  римской  богини...  -  Плутарх  говорит,  что
Клеопатра отправилась к Антонию в наряде Афродиты.
     Стр. 232. ...ее встретил прекрасный бог... -  Антоний  принял  прозвище
Новый Дионис и считал Вакха своим божественным покровителем.
     Стр. 241. ...воин, состарившийся в походах... -  Антонию  в  это  время
было чуть больше сорока.
     Стр. 254. ...гора Олимп... -  Такое  название  носят  несколько  гор  в
Греции, Малой Азии и на островах. Слово это,  как  полагают,  догреческое  и
значит "округлый".
     Стр. 257.  ...золотые  купола...  -  Купольных  перекрытий  на  зданиях
Александрии 1 в. до н.э., сколько известно, не  строили;  золотые  купола  -
характерная деталь городского вида времен средневековья, а не эллинизма.
     Стр. 266. Божественный отец. - Быть может, Гармахис не просто  величает
своего отца  прозваньем  божественного,  а  вспоминает  старинный  жреческий
титул, название которого  переводится  как  "божественный  отец"  или  "отец
божий".
     Стр.  267.  ...бродяги-моряки,  которым  Себек  позволяет...  -  Себека
особенно чтили в Фаюме; хотя богом моря он никогда  не  был,  да  египетский
пантеон и не  знал  морского  божества  (море  само  по  себе  было  богом).
Покровителем мореходов, как и всех странников,  в  Поздний  период  считался
Амон Дорожный.
     Стр. 269. ...двинулась к... священному озеру... - Египетский храм  имел
обычно  по  соседству  естественный,  а   чаще   -   искусственный   водоем,
именовавшийся священным озером.
     Солнечная ладья. - Так называлась барка, на которой  гроб  переправляли
к западному берегу реки, где преимущественно и строили усыпальницы (так  как
мир мертвых предполагали находящимся где-то на Западе).
     ...ритуал суда над мертвым... - Во  время  траурной  процессии  нередко
разыгрывалась сцена загробного суда, который вскоре ожидал покойного.
     Тапе. - Город этот (а вернее  -  несколько  столиц,  располагавшихся  в
этом месте, так как долгое время каждый царь строил свою собственную)  носил
разные наименования; чаще всего его называют Уасет. Слово  "Фивы"  возникло,
видимо, как результат искажения греками египетского наименования  одного  из
храмовых ансамблей (либо  квартала),  которое  напоминало  название  столицы
Беотии. Впервые оно встречается у Гомера. Для египтян же  Фивы  были  Градом
Юга или даже просто - Городом.
     Стр. 270. ...змея, кусающая себя за хвост... - Змея, держащая  в  пасти
собственный хвост, символизировала вечное восстановление мирового порядка.
     ...Ра, покоящийся на  скарабее...  -  По  всей  видимости,  изображение
Хепри, бога утреннего Солнца, катящего солнечный (а может  быть,  и  лунный)
шар. Ра в первоначальном  значении  считался  богом  полуденного  Солнца,  а
богом закатного был Атум; но в поздний период они слились в единое  божество
Ра - Атум - Хепри.
     Нут, рождающая Ра.  -  Существует  множество  изображений,  на  которых
богиня  неба  Нут  рождает  диск  Солнца.  По  другой  версии  мифа,  Солнце
возникает из первичного водного хаоса и поднимается на  первичную  твердь  -
священный холм Бен-Бен. Не исключено, что пирамиды были изображениями  холма
Бен-Бен.

Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Хаггард Генри Райдер, Клеопатра